|
|||
Кто изочтет, премудр буде»: Печать царя Соломона в славяно-русских манускриптах XV–XIX веков«Кто изочтет, премудр буде»: Печать царя Соломона в славяно-русских манускриптах XV–XIX веков Алексей Гудков Соискатель Российского государственного гуманитарного университета
Одним из следствий распространения христианства в позднеантичном мире стал возросший интерес к письменным знакам, алфавиту и процессу письма как таковому. Так, устойчивыми символами Бога становятся первая и последняя буквы греческого алфавита — «α» (альфа) и «ω» (омега), символизирующие собой целостность, завершенность. Все чаще стали приводиться и символические трактовки остальных букв, преимущественно греческих и латинских. Обретают популярность акронимы — сокращенные передачи фраз, самым известным из которых является, пожалуй, греческое слово «рыба» (ἰχθύς — ᾿Ιησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ / Исус Христос, Сын Божий, Спаситель). В данном ряду стоит распространение и так называемой «rotas-формулы» или квадрата-палиндрома «Sator arepo». Квадрат «Sator arepo» известен в латинском, греческом и славянском написании. При чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получается одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas». Впервые подобная надпись была обнаружена в виде двух граффити при раскопках древнеримского города Геркуланума на побережье Неаполитанского залива в регионе Кампания (Италия). Геркуланум, как и Помпеи, погиб при извержении Везувия в 79 году (граффити датируются 63 годом). Впоследствии квадрат-палиндром неоднократно находили при раскопках античных городов от Италии до Сирии и Великобритании. Наиболее ранние надписи обнаружены в ходе раскопок под базиликой Санта Мария Маджоре в Риме, в Дура-Эвропос на берегу Евфрата близ современной деревни Ас-Салихия в восточной Сирии, в Аквинкуме (сегодня территория Будапешта) и в Кориниуме (ныне город Сайренсестер в юго-западной Англии) — в последнем случае квадрат содержит обратный порядок слов. «Сатор арепо». III-IV вв. Кориниум, Великобритания В рукописной традиции палиндром «Сатор арепо» впервые встречается в коптском папирусе IV—V веков. Что касается кодексов, то первой из известных книг, где можно видеть означенную надпись, является Библия 822 года из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Данную латинскую фразу обычно переводят как «сеятель Арепо с трудом удерживает колеса». Ее толкование является предметом многочисленных спекуляций. Согласно одной из версий, квадрат использовался ранними христианами как смысловой аналог «альфы» и «омеги». Кроме того, он также истолковывается в качестве анаграммы молитвы «Отче наш» (лат. «Pater noster») — начальные слова данной молитвы образуют крест с центром в букве «n» и двумя «лишними» «a» и «o» по сторонам. Анаграмма молитвы «Отче наш» Наиболее ранний из известных палиндромов «Сатор арепо» в славянской книжности мы находим в Псалтыри из Спасо-Прилуцкого монастыря, что близ Вологды (ЯГИАХМЗ, № 15231, л. 258 об.). Псалтырь. 1408-1423 гг. (ЯГИАХМЗ, № 15231) Прилуцкая Псалтырь датируется между 1408 и 1423 годами. В связи с этим встает вопрос относительно времени появления квадрата «Сатор арепо» в славянском книгописании. Предполагаемый ответ на него, на наш взгляд, можно дать исходя из следующей особенности древнейшего славяно-русского списка. А именно: употребления буквы «П» вместо «Н» в слове «тенет», которое таким образом прочитывается как «тепет», что, скорее всего, ввиду схожести начертания литер «наш» и «покой» в глаголице, говорит о наличии глаголического протографа. Поскольку этот пример не единственный, данный факт, по нашему мнению, указывает на очень раннее появление квадрата-палиндрома в славянской книжности, позволяя говорить о кириллическом варианте квадрата как о транслитерации глаголического и относить его ко времени распространения глаголического письма, а именно к IX—X векам. Особенное распространение квадрат получил в календарных рукописях, святцах, Следованных Псалтырях, уставах, лечебниках, всевозможных сборниках и рисованных лубках XVII–XIX веков, в которых иногда одновременно встречаются «малый квадрат» (без толкования) и «большой» (с толкованием). Встречается он и в маргиналиях книг. Обиходник. Начало XVII в. (РГБ, ф. 304.I, № 252) Круг миротворный. Середина XVII в. (РГБ, ф. 173. I, № 103) Рисованный лубок. Вторая половина XIX в. (ГИМ 99497 И III хр 12686) В славянской книжно-рукописной традиции палиндром «Сатор арепо» фигурирует под именами «Печать Премудрого царя Соломона» (так в самом раннем списке) и «Печать царя Льва Премудрого» — последнему приписывается толкование на квадрат. Печать царя Соломона. XVII в. (А. Х. Востоков. Выписки из рукописных сборников с комментариями. (РНБ, ф. 1000, ед. хр. 478)) Сборник-конволют. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина) Рисованный лубок. Середина XIX в. (ГИМ 42949 И III 28917) Данные названия, равно как и факт наличия наиболее раннего славянского варианта квадрата в Псалтыри, представляются неслучайными. В христианском Предании имя царя Соломона исстари ассоциировалось с премудростью, и, как следствие, с тайной, загадкой. В Третьей Книге царств о нем сказано: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар. 4:30—31). Книга Премудрости Исуса, сына Сирахова характеризует Соломона следующим образом: «Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; <…>; за песни, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны» (Сир. 47:16—17, 19). Согласно преданию, изложенному в ряде древнерусских рукописей, царь Соломон повелел добыть в Эфиопии драгоценный камень «афракс зеленый» и, поместив его в перстень из чистого золота, «вырезать на нем печать сию, чтобы всегда взирати на него и на печать его, куда поедет или куда пойдет и что где будет, на войне или где-нибудь». Под именем Льва Премудрого имеется в виду византийский император Лев VI Философ (годы правления 886—912), которому также приписываются исключительный ум и начитанность. Кроме того, он является автором многочисленных сочинений: канонов, стихир, гомилий, а также военного трактата «Тактика Льва». Что же касается Псалтыри, то ее текст, наряду с Евангелием, является основополагающим для всей христианской традиции: по ней обучали ребенка грамоте, ее читали по усопшим, она же послужила источником многочисленных молитв, соотносилась с самой идеей грамотности и божественного знания. Выполняла она и гадательную функцию, что, хотя и шло в разрез с церковной традицией, тем не менее говорило об огромном духовном значении данной книги для христиан. Пасхалия. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина) Рисованный лубок. Середина XIX в. (ГИМ 16116 И III 64941) Первое толкование квадрата «Сатор арепо» в славянской книжности мы встречаем уже в ранее упомянутой Псалтыри начала XV столетия. Здесь слова палиндрома символически трактуются как гвозди, вбитые при Распятии в руки и ноги Спасителя: «на правой ноге — сатор, на левой — ротас, на правой руке сатор, на левой — ротас». Означенная трактовка, по всей видимости, восходит к святителю II века Иринею Лионскому. В данном контексте вспомним, что в Евангелии от Матфея Христос указывает на премудрость царя Соломона как на прообраз Собственной Премудрости: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:42). В «больших» квадратах XVII—XIX веков, как в книгах, так и в лубках, «Сатор арепо» толкуется иначе, представая в виде акростиха, на каждую букву которого начинается соответствующая строка. В различных списках встречаются лишь крайне незначительные разночтения, не влияющие на общий смысл текста, повествующего о сотворении Богом мира и человека, изгнании из рая, всемирном потопе, пришествии в мир Христа и Его Распятии. В качестве примера приведем текст вирш списка 1757 года из собрания московского антиквара Дениса Пересторонина: «Себе имя вечное сотвори и утверди небо / Аз есмь Отец всему миру Творец / Тма бысть по всей твари и хаоз слияния / От небытия в бытие преведе всяческая глаголом уст Своих / Рай сотвори на востоце и веде в него человека / Адама нарече имя ему и даде ему заповедь от древъ ясти / Ради преступления заповеди изгна его из рая / Ему же повеле делати землю от поту лица ясти хлеб / Потому повеле Бог Евве в печалех родити чада / От них же изыде колено до потопа / Тако спасен бысть токмо Ной един со всеми зверми и скоты / Ему же возвести о изшушении земли птица голубь и принесе сучет / На горах аравитских седе ковчег изыде Ной и жена и дети / Един Нои раздели сыным своим на четыре части землю / Тако повеле ему Бог прежде бытия потопа / Отец посла Сына Спасителя миру Христа / Праведником воздаяние грешником спасение / Его же будут вся со страхом ангели трепетати / Раи ея же в нем обеща Бог любящим Его / Апостолом повеле проповедати во всех языцех / Распятся Исус Христос нас ради / О твари божества Его вскурится вся тварь / Тогда небеса погибнут со всею лепотою / Ангели вострубят страшно трубами грозными / Судити приидет живым и мертвым вкупе». Святцы. 1757. (Собрание Д. В. Пересторонина) Святцы. 1757. (Собрание Д. В. Пересторонина) Также интересен рисунок квадрата-палиндрома на листе Псалтыри 1570-х—1580-х годов, созданный в 1666 году афонским архимандритом Феофаном, бывшим в то время узником Головленковой тюрьмы Соловецкого монастыря (РНБ, Сол., № 769/879, л. 732 об.). Здесь Печать Соломона помещена в центр космологической схемы, в которую, помимо нее, входят двенадцать колен Израилевых, семь планет и два светила — Солнце и Луна. Автограф архимандрита Феофана относится к первому году его заключения на Соловках, где ему запретили выдавать бумагу и чернила. Именно поэтому, по всей видимости, Печать Соломона была выполнена киноварью. Отметим, что данный рисунок святогорец создал по просьбе («завитом») своего соузника инока Питирима, осужденного, помимо убийства, за причастность к распространению «заговорных писем» (колдовских заговоров). Рисунок архимандрита Феофана в рукописной Псалтыри XVI в. 1666. (РНБ, Сол., № 769 (879), л. 732 об.) *** Ввиду приписываемой квадрату «Сатор арепо» магической силы, в том числе, власти над духами (так, в «Хронике Георгия Амартола» рассказывается об изгнании беса при помощи соломоновой печати — история, заимствованная из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия), ему нередко отводилась роль оберега (в некоторых лечебниках — от укуса бешеной собаки). В данной связи отметим, что, будучи воспринята христианской традицией, «Печать Соломона» если и не была на грани дозволенного, то имела не столь однозначный характер, равно как и сами фигуры царя Соломона и царя Льва Премудрого. Вспомним, что в седьмой песни канона Андрея Критского, читаемой во вторник первой седмицы Великого поста, о царе Соломоне сказано: «Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; <…>. Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога». Что же касается Льва Премудрого, то он, ввиду наличия четвертого брака, был временно отлучен от Церкви. Использованные рукописи: 1. Востоков А. Х. Выписки из рукописных сборников с комментариями. 1840-е гг. (РНБ, ф. 1000, ед. хр. 478). Литература: 1. Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М., 2017.
Список сокращений: ГИМ — Государственный исторический музей (Москва)
|
|||
|