Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема Стили руководства.. Вопрос 1.



Тема Стили руководства.

План: 1. Понятие и одномерные стили руководства. 2. Многомерные стили руководства (Ф. Фидлер, Т.Митчелл и Р. Хаус, П. Херсли и К. Бланшард )

Вопрос 1.

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля или стиля руководства.

 

Стиль – руководства это совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

 

Стили руководства складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.В связи с этим выделяют:

· одномерные (т.е. обусловленные одним каким-то фактором);_

· многомерные (т.е. учитывающие два и более факторов при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный»).

К одномерным стилям руководства относятся:

· авторитарный (или директивный);_

· демократический;

· либерально-попустительский.

 

     Предпосылки построения одномерных стилей руководства содержаться в теориях «Х» и «У» Дугласа МакГрегора.

 

Теория «Х» люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководимыми и не брать на себя ответственность, ищут защиту у сильных. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний. _______________________________ Именно для таких работников необходим – авторитарный стиль руководства.

 

 

Авторитарный стиль – основывается на отдаче руководителем распоряжений в приказной форме без всяких объяснений, официальном характере отношений, дистанцировании от исполнителей, широком применении наказаний.

 

Однако, по мнению Мак-грегора, не все люди таковы по своей природе есть и другие поведение, которое отражает

 

Теория «У» люди готовы брать на себя ответственность за дело, способны включаться в процесс самоуправления и самоконтроля, активное творчество, они приобщены к целям организации не на принуждении, а на вознаграждении, которое связано с достижением целей.

 

Демократический стиль – основывается на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказание подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широкое применение поощрения.  

Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода подчиненных к своей работе предпочтителен либеральный стиль руководства.

 

 

Либеральный стиль – руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет ее правила и задает границы решения.

Вопрос 2.

В современных условиях успех дела определяется не только личной ориентацией руководителя, но и другими обстоятельствами:

· ситуацией;

· степенью зрелости подчиненных и их отношением к руководителю;

· характером проблемы и др.

В связи с этим появились исследования, которые рекомендуют руководителям не придерживаться какого-то одного раз и навсегда принятого стиля, применять в соответствующих условиях наиболее подходящие.

 


     По мнению Фреда Фидлера:

· когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны => на них легко воздействовать, а также в противоположном случае – когда все плохо, руководителю лучше использовать – инструментальный стиль, при этом отодвинуть налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений. Надежность контроля.

 

· когда у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, лучше использовать - стиль, ориентированный на поддержание человеческих отношений, т.к. это повысит влияние руководителя и улучшит отношения с подчиненными.


      Другую модель, которая описывает зависимость стиля руководства от ситуации предложили Т.Митчелл и Р. Хаус. Они считают, что исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то свою выгоду, поэтому задача руководителя объяснить какие блага их ожидают в случае хорошей работы.

 

Предложили 4 стиля руководства:

«Стиль поддержки» – если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу.

 

«Инструментальный стиль»если сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, т.к. подчиненные, когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать.

 

«Стиль, ориентированный на достижение»если подчиненные стремятся к высоким результатам и уверен, что смогут их достичь. Руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые условия для работы и ожидает самостоятельного выполнения задания без принуждения. _

 

«Стиль, ориентированный на участие» если подчиненные стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель дает возможность принимать участие в принятии решений, делиться с ними информацией, широко использует их идеи.

 

 Ситуационная теория Херсли и Бланшарда.

По их мнению, применение того или иного стиля руководства зависит от степени зрелости подчиненных. Поэтому их теория получила название «теория жизненного цикла».

1. Если сотрудники не способны или не желают отвечать за результаты своей работы

то им нужно указывать, что и как нужно делать, т.е. сначала решение организационных проблем и только потом налаживание человеческих отношений.

 

2. Если уже хотят брать на себя ответственность, но пока не могут этого сделать по каким-то причинам то лучше сочетать ориентацию на организацию и коллективность.

 

3. Если могут (имеют подготовку), но не хотят отвечать за решение поставленных задачто лучше стиль, предполагающий их участие в принятии решений.

 

4. Если высокая степень зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность

то рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления

Вывод: Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. В процессе трудовой деятельности формируется индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

Следует помнить, что рассмотренные выше стили руководства «в чистом виде» практически не встречаются. Задача руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от условий конкретной ситуации.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.