Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальные институты



 

Задание 5                 

Семинар №2. Тема занятия «Социальные институты». Прочтите текст. Опираясь на прочитанное, вкратце изложите « Что такое экономические институты?».

 

 

Социальные институты

Институциональный подход к рассмотрению социальной структуры предполагает, что основными структурными элементами общественной жизни являются социальные институты (от лат. institutum — установленный).

 Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регули­рующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей.

На существование социального института указывают три основных признака:

1) функция (функции) данного вида социальных взаимодействий; 

2) набор социальных ролей участников взаимодействий;

3) пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодействия.

Главная функция институтов — упорядочение, шаблонизация взаимодействия. Взаимодействие, происходящее в виде исполнения социальных ролей в определенное время и в определенном месте, упрощает организацию совместной жизни людей. Помимо этой функции  каждый институт выполняет специфические функции, определяющие его своеобразие и роль в общей социальной организации.

Основными социальными институтами современного общества являются:       

- экономические (рынок, фирма);

- политические (государство, выборы, партии);

- семейные (брак, родство);

- религиозные (церковь, культ);

- образовательные (школа, университет).

Функции социальных институтов по мере трансформации общества меняются, но остаются важными для поддержания социальной организации в целом.

Экономические институты. В процессе производства и обмена мате­риальных и символических благ люди взаимодействуют, ориентируясь не только на собственные интересы, потребности и доступные ресурсы. Работая, люди следуют многочисленным и разнообразным нормам, регулирующим взаимодействия в сфере экономической деятельности, Институционализация труда приводит к возникновению экономических институтов. Труд как целенаправленная деятельность по созданию материальных и символических благ осуществляется в соответствии с социальными нормами, которые ограничивают или даже запрещают одни виды деятельности и поощряют другие. Так, в современном обществе совершенно неприемлемым является производство пищи или одежды из представителей своего вида, ограничивается использование труда детей, регламентируется производство пищевых продуктов, медикаментов, лечение и профессиональное обучение и т. д., поощ­ряется разного рода дополнительными вознаграждениями, премиями и другими знаками уважения исследовательская и изобретательская деятельность. Этот нормативный порядок радикально отличает эконо­мику современного общества от экономики традиционного общества, в которой действовали совсем другие нормы.

    Наличие нормативной регуляции превращает взаимодействие людей, ведущих хозяйственную деятельность, в систематическое ис­полнение социальных ролей. Взаимодействие в рамках такого инсти­тута, как рынок, сводится к исполнению социальных ролей продавца и покупателя. Ориентируя свои усилия на создание благ, на которые существует спрос, и на приобретение других благ путем обмена, ин­дивиды выступают в ролях продавца и покупателя, даже если они не заняты непосредственно в торговле. Рынок — это универсальная форма взаимодействия, которая обеспечивает координацию всех индивиду­альных действий, направленных на производство, сбыт и потребление материальных и символических благ, рассматриваемых участниками экономической деятельности как товары. Участники рынка следуют нормам, диктующим с одной стороны максимизацию собственной выгоды, а с другой стороны предписывающим добросовестность по отношению к партнерам по взаимодействию. Такие расхожие фор­мулы, как «Спрос рождает предложение» или «Клиент всегда прав», отражают представления людей о том, каким нормам нужно следовать в экономической деятельности.

    Альтернативным по отношению к рынку институциональным ти­пом координации и интеграции экономической деятельности множе­ства индивидов является фирма; ее ролевой комплекс образуют роли руководителя и исполнителя. Следовательно, рынок — это институт конкурентной координации деятельности экономических агентов, а фирма — институт иерархической, административно-командной координации. В зависимости от типа координации различают рыноч­ную и плановую экономику.

      В советский период в нашей стране доминирующим типом коорди­нации взаимодействий в экономической сфере было административное регулирование, основанное на государственном планировании. В ре­зультате реформ 1990-х гг. в современной России сформировалась ры­ночная экономика. Переход к рыночному типу координации сопрово­ждался спадом производства, ростом числа и масштабов преступлений в экономической сфере. Эти негативные тенденции свидетельствуют о том, что экономические институты — это не просто правила игры, которые можно мгновенно заменить путем принятия политических решений и законодательных актов. Экономические институты — это социальные структуры, которые упорядочивают повседневную жизнь людей, и внедрение новых норм в эту повседневную жизнь требует довольно большого времени. В течение переходного периода люди сначала пробуют следовать привычным поведенческим образцам или буквально исполнять требования новых законов, сталкиваясь с тем, что и та и другая стратегии приводят к неудачам, а затем вырабаты­вают новые поведенческие образцы, адаптированные к социальным нормам нового типа.

     В начале XXI в. в российском обществе структура экономических институтов приобрела стабильность и включает как рыночные ком­поненты, так и административно-регулятивные. Комплекс крупных компаний в топливно-энергетическом, промышленном, транспортном, инфраструктурном и финансовом сегментах находится полностью или частично (через долю в собственности) под контролем государства. Эко­номический успех в рамках этой институциональной структуры опреде­ляется в терминах своевременного исполнения поручений правительства и президента, выполнения нормативов производственной и финансовой эффективности, планомерного карьерного продвижения, получения зарплат и бонусов, соответствующих положению в организационной ие­рархии. Такой нормативный порядок определяет ролевые ожидания и по­веденческие образцы — паттерны работников, которые воспринимаются сторонними наблюдателями и клиентами государственных компаний и компаний с государственным участием как стабильные и надежные, но в то же время как рутинизированные и бюрократизированные.

Частные компании, индивидуальные предприниматели, фрилан­серы — работники, не связанные постоянным контрактом, в большей степени действуют в ситуации рыночной институциональной структу­ры. Экономический успех в рамках этой институциональной структуры определяется в терминах реализации проекта, заключения выгодной сделки, быстрого роста дохода и признания со стороны партнеров и клиентов, хорошей репутации среди участников рынка. Ориенти­руясь на такой нормативный порядок, предприниматели и работники поддерживают поведенческие паттерны, которые воспринимаются клиентами частного бизнеса и широкой публикой как проявления предприимчивости и целеустремленности, но одновременно как про­явления корыстности и недостаточной социальной ответственности.

Экономические взаимодействия локализуются в пространстве и времени посредством концентрации этих взаимодействий в цехах, офисах и других специально оборудованных местах и осуществления взаимодействий в четко определенные промежутки — рабочие дни и рабочие часы. Тем самым индивиды могут легко ориентироваться в том, где и когда им следует руководствоваться нормами и ролевыми ожиданиями, характерными для экономических институтов.

 

Социология: учебник \ под ред. Д.В. Иванова.- Москва: Проспект 2017. – стр. 223 - 225

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.