|
|||
Социальные институты
Задание 5 Семинар №2. Тема занятия «Социальные институты». Прочтите текст. Опираясь на прочитанное, вкратце изложите « Что такое экономические институты?».
Социальные институты Институциональный подход к рассмотрению социальной структуры предполагает, что основными структурными элементами общественной жизни являются социальные институты (от лат. institutum — установленный). Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих взаимодействие в определенной сфере жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему социальных ролей. На существование социального института указывают три основных признака: 1) функция (функции) данного вида социальных взаимодействий; 2) набор социальных ролей участников взаимодействий; 3) пространственно-временная локализация и материальные атрибуты взаимодействия. Главная функция институтов — упорядочение, шаблонизация взаимодействия. Взаимодействие, происходящее в виде исполнения социальных ролей в определенное время и в определенном месте, упрощает организацию совместной жизни людей. Помимо этой функции каждый институт выполняет специфические функции, определяющие его своеобразие и роль в общей социальной организации. Основными социальными институтами современного общества являются: - экономические (рынок, фирма); - политические (государство, выборы, партии); - семейные (брак, родство); - религиозные (церковь, культ); - образовательные (школа, университет). Функции социальных институтов по мере трансформации общества меняются, но остаются важными для поддержания социальной организации в целом. Экономические институты. В процессе производства и обмена материальных и символических благ люди взаимодействуют, ориентируясь не только на собственные интересы, потребности и доступные ресурсы. Работая, люди следуют многочисленным и разнообразным нормам, регулирующим взаимодействия в сфере экономической деятельности, Институционализация труда приводит к возникновению экономических институтов. Труд как целенаправленная деятельность по созданию материальных и символических благ осуществляется в соответствии с социальными нормами, которые ограничивают или даже запрещают одни виды деятельности и поощряют другие. Так, в современном обществе совершенно неприемлемым является производство пищи или одежды из представителей своего вида, ограничивается использование труда детей, регламентируется производство пищевых продуктов, медикаментов, лечение и профессиональное обучение и т. д., поощряется разного рода дополнительными вознаграждениями, премиями и другими знаками уважения исследовательская и изобретательская деятельность. Этот нормативный порядок радикально отличает экономику современного общества от экономики традиционного общества, в которой действовали совсем другие нормы. Наличие нормативной регуляции превращает взаимодействие людей, ведущих хозяйственную деятельность, в систематическое исполнение социальных ролей. Взаимодействие в рамках такого института, как рынок, сводится к исполнению социальных ролей продавца и покупателя. Ориентируя свои усилия на создание благ, на которые существует спрос, и на приобретение других благ путем обмена, индивиды выступают в ролях продавца и покупателя, даже если они не заняты непосредственно в торговле. Рынок — это универсальная форма взаимодействия, которая обеспечивает координацию всех индивидуальных действий, направленных на производство, сбыт и потребление материальных и символических благ, рассматриваемых участниками экономической деятельности как товары. Участники рынка следуют нормам, диктующим с одной стороны максимизацию собственной выгоды, а с другой стороны предписывающим добросовестность по отношению к партнерам по взаимодействию. Такие расхожие формулы, как «Спрос рождает предложение» или «Клиент всегда прав», отражают представления людей о том, каким нормам нужно следовать в экономической деятельности. Альтернативным по отношению к рынку институциональным типом координации и интеграции экономической деятельности множества индивидов является фирма; ее ролевой комплекс образуют роли руководителя и исполнителя. Следовательно, рынок — это институт конкурентной координации деятельности экономических агентов, а фирма — институт иерархической, административно-командной координации. В зависимости от типа координации различают рыночную и плановую экономику. В советский период в нашей стране доминирующим типом координации взаимодействий в экономической сфере было административное регулирование, основанное на государственном планировании. В результате реформ 1990-х гг. в современной России сформировалась рыночная экономика. Переход к рыночному типу координации сопровождался спадом производства, ростом числа и масштабов преступлений в экономической сфере. Эти негативные тенденции свидетельствуют о том, что экономические институты — это не просто правила игры, которые можно мгновенно заменить путем принятия политических решений и законодательных актов. Экономические институты — это социальные структуры, которые упорядочивают повседневную жизнь людей, и внедрение новых норм в эту повседневную жизнь требует довольно большого времени. В течение переходного периода люди сначала пробуют следовать привычным поведенческим образцам или буквально исполнять требования новых законов, сталкиваясь с тем, что и та и другая стратегии приводят к неудачам, а затем вырабатывают новые поведенческие образцы, адаптированные к социальным нормам нового типа. В начале XXI в. в российском обществе структура экономических институтов приобрела стабильность и включает как рыночные компоненты, так и административно-регулятивные. Комплекс крупных компаний в топливно-энергетическом, промышленном, транспортном, инфраструктурном и финансовом сегментах находится полностью или частично (через долю в собственности) под контролем государства. Экономический успех в рамках этой институциональной структуры определяется в терминах своевременного исполнения поручений правительства и президента, выполнения нормативов производственной и финансовой эффективности, планомерного карьерного продвижения, получения зарплат и бонусов, соответствующих положению в организационной иерархии. Такой нормативный порядок определяет ролевые ожидания и поведенческие образцы — паттерны работников, которые воспринимаются сторонними наблюдателями и клиентами государственных компаний и компаний с государственным участием как стабильные и надежные, но в то же время как рутинизированные и бюрократизированные. Частные компании, индивидуальные предприниматели, фрилансеры — работники, не связанные постоянным контрактом, в большей степени действуют в ситуации рыночной институциональной структуры. Экономический успех в рамках этой институциональной структуры определяется в терминах реализации проекта, заключения выгодной сделки, быстрого роста дохода и признания со стороны партнеров и клиентов, хорошей репутации среди участников рынка. Ориентируясь на такой нормативный порядок, предприниматели и работники поддерживают поведенческие паттерны, которые воспринимаются клиентами частного бизнеса и широкой публикой как проявления предприимчивости и целеустремленности, но одновременно как проявления корыстности и недостаточной социальной ответственности. Экономические взаимодействия локализуются в пространстве и времени посредством концентрации этих взаимодействий в цехах, офисах и других специально оборудованных местах и осуществления взаимодействий в четко определенные промежутки — рабочие дни и рабочие часы. Тем самым индивиды могут легко ориентироваться в том, где и когда им следует руководствоваться нормами и ролевыми ожиданиями, характерными для экономических институтов.
Социология: учебник \ под ред. Д.В. Иванова.- Москва: Проспект 2017. – стр. 223 - 225
|
|||
|