|
|||
ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ №1
Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смылу прилагательные и глаголы. Используйте примеры из рубрики: «Для справок». * * * * * * * * * *
Ярко и пышно .............. заря. Перед берёзовой рощей ........... ровный и широкий луг. Далеко, по краю его, текла ........... речка, с красивыми берегами. Над крутым откосом, к заводи, ............ упругие, длинные ............ ветви старая-престарая ива. В лёгком ............ воздухе ............ тугие, зелёные кроны дерев. Сквозь прошлогоднюю ............. листву, яростно щетинилась .............., сочная трава. Плотный, густой туман быстро прогнало утренним ветерком. Духмяно пахло луговыми цветами. Стояла тихая, ............ погода. На той стороне реки, на пригорке, по задам деревни, .......... громадами высились стога свежее скошенного сена. В полную пору вошёл ............ светлый, ............. день.
Для справок: зарделась, расстилался, извилистая, склоняла, гибкие, прозрачном, колыхались, бурую, молодая, ясном, золотистыми, новый, тёплый.
ПЕРЕД СНОМ За окном моей комнаты назойливо ............ муха. Солнце уже коснулось горизонта. В саду плавал вечер и .............. нас, дремотно .............. листва. На город тихо ложилась ночь. По квартире .............. тысячи звуков. За стеной, в спальне, ............... сестра с мужем. На диване, в зале, прикорнул дядя Миша, сладко .............. во сне. С ним, будто бы спорил, ................. холодильник на кухне, а в ванной, ему вторила .................. из под крана вода. Это племянница умывалась, и своеобразно .................. себе под нос колыбельную. Казалось наступала пора умиротворения. Но не тут-то было! По-соседству, ............. мальчики-близнецы, пользуясь отсутствием строгого отца. Вздыхая, я прислушалась. В гостиной невнятно ............ телевизор, на лоджии ............... двое: бабушка и мама. Я оглянулась. .............. только золотые рыбки в аквариуме, и бесшумно мерцал экран компьютера, в углу, на столе, рядом с полками стеллажа, под потолок.
Для справок: жужжала, убаюкивая, журчащая, бубнил, бродили, бормотала, похрапывая, галдели, гудящий, разговаривала, молчали, беседовали , мурлыкая. УПРАЖНЕНИЕ №2 Выберите подходящие прилагательные для описания хмурого или наоборот, погожего (или сегодняшнего) дня. Составьте с ними предложения, чтобы получился связный текст. Для справок: День: ясный, пасмурный, тёплый, холодный, дождливый, слякотный. Воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный, колкий, влажный. Снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый. Листья: шуршащие, разноцветные, мокрые и слипшиеся, ломкие.
* * * * * * * * * * * * *
Глубокая осень. Холодно. День стоит пасмурный. Небо серое, низко опущенное. Воздух туманный, сырой, малоподвижный. Дует неприятный, резкий ветер. Лужи немного подсохли. Завтра обещают первый снег. Он будет не устойчивым. Глубокий и пушистый появится позже.
УПРАЖНЕНИЕ №5
Составьте текст, заполнив цепочки связей.
* * * * * * * * * * * * *
................ середина августа, до ............... осени ............... дни. В ельниках и ............ борах, под ............., ............. лапами .............. грибы. Н стройных .............. ножках .............. подберёзовики. Из под .............. листьев ............... ................ головки .............. боровичков. В смешанном ............ ............. сыроежки, щеголяя ............... ................ шляпками. Большими ............ около ................. деревьев .............. тонконогие опёнки. Рыжики .......... по краю полянки, ............ под .............. .............. соснами, забирались под .............. листья, и ................ от ............ взгляда в .............., поникшей траве.
|
|||
|