Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самостоятельная работа



 

ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Составить опорный конспект

Примечание (Делаем опорный конспект в печатном виде или от руки и присылаем так же по ссылке вместе с выполненными заданиями (если опорный конспект от руки делаем его фото и как картинку вставляем в текстовый документ с заданием)

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разру­шающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.

В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений чело­века и природы должен составлять глубоко нравственный прин­цип устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность буду­щих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между чело­веком и природой, которые наблюдались за все время их взаимо­действия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встреча­ется достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство жи­вотных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое.

Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отноше­ний недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отно­шения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориен­тации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом слу­чае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникаль­ности, единственности и неповторимости.

Как отмечает В.И.Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с приро­дой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сфе­ру морали. При таком подходе природа в новой системе мораль­ных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении чело­века к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной ре­гуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).

В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравствен­ности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закреп­ленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но до­пустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» сов­падает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обос­нование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма обществен­ного сознания и вид общественных отношений.

По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нрав­ственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Однако мы, наверное, вправе сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и приро­ды, она выделяется своей значимостью среди других субдисцип­лин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика.

Здесь необходимо также подчеркнуть особое место этики во всей структуре экологического знания и поведения. Основатель учения о биосфере В.И.Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 386). Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание пред­положением, что первично ущербным становится сознание чело­века и только затем ущербной становится окружающая его при­родная среда, что экология человека - это прежде всего оздоров­ление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали.

В связи с названными существенными особенностями экологи­ческой этики важно выделить в ее внутренней структуре значение морального выбора и ответственности. Вообще говоря, наш вы­бор может определяться двояко - либо рациональными сообра­жениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия ре­шения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной ответ­ственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

В этике, которой уже более двух с половиной тысяч лет, до сих пор нет какой-то общепризнанной теории, прежде всего нет еди­ного мнения относительно того, на что опираются все моральные нормы, т.е. не решен вопрос об истоках морали. На него даются различные ответы. Натуралистические теории этики усматривают истоки морали в естественном законе: «морально то, что естест­венно, что находится в согласии с природой». Другие теории ут­верждают, что все нормы морали содержат в себе здравый смысл, именно он является наилучшим руководством при решении мо­ральных коллизий. Многие этические теории говорят о религиоз­ном происхождении морали, основные императивы которой яв­лены в божественном откровении.

В области экологической этики кроме, разумеется, названных теоретических расхождений, есть много специфических, спорных и дебатируемых проблем. Назовем, в частности, такие: имеет ли экологическая этика собственную основу или ее принципы - это принципы общеэкологические; строится ли она лишь на призна­нии внутренней ценности природных объектов; составляет ли ис­ключительную основу экоэтики эстетика, когда считается, что «ценность жизни заключается в ее красоте»; могут ли отдельные моральные нормы сформировать экологическую этику и экологи­ческое сознание; насколько далеко зашел отход от утилитарист­ских форм этики или он продолжает доминировать; наконец, дей­ственна ли экологическая этика на практике.

Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы.

И в этом смысле особую актуальность приобретает этика благо­говения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что чело­век, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.

Следует иметь в виду, что нравственность всегда была самым уязвимым, слабым местом всех социальных программ, поэтому рассматривать ее в качестве ключа к решению экологических проблем нет никаких оснований. Мораль производна от типа, ха­рактера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных.

Рассматривая связь моральных принципов этических субдисцип­лин с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исхо­дить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. В связи с этим попыта­емся сформулировать в качестве материала для обсуждения данного вопроса совокупность правил и принципов экологической этики.

Среди них мы назвали бы следующие.

Нравственная позиция в отношениях человека к природе долж­на быть прежде всего гуманистической, т.е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь меж­ду ними институализирует «экологический императив», выдвину­тый академиком Н. Н. Моисеевым и предписывающий, придержи­ваясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, да­бы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

Рядом с этим императивом может быть поставлен «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы.

Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен прин­ципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой при­роде в особенности.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идео­логии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поко­лениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо мы считаем возмож­ным выделить принцип ненасилия как обладающего большим ин­теграционным потенциалом по отношению к другим принципам экологической этики и как в наиболее острой форме соотносяще­гося с ее гуманистической составляющей.

ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И НАТУРОЦЕНТРИЗМ

К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и при­роды.

Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение да­ет основание рассматривать отношения человека и природы ис­ключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-праг­матическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей являет­ся мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном соз­нании, начиная с классической античности, и приобретает цент­ральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники совре­менной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению мо­гут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Наиболее ярко антропоцентристский взгляд, по мнению многих философов и специалистов в области этики, выражен в концепции христианской морали. В сжатом виде основные положения антро-поцентристского взгляда сформировал известный специалист в данной области Б. Калликотт. Вот некоторые из них.

Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет при­роду.

Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

Бог предоставил человеку управление природным миром.

Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.

Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телео­логии: рациональная жизнь - гарант существования природы; не­разумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддер­жания наделенного разумом человека.

Эти положения Б.Калликотта хорошо иллюстрируют пози­цию, заявляющую об особой роли человека в мире, его главенст­вующем значении для природы. В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчер­паемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан на­носить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага. Например, если бы богатства природы были безграничны, а ресурсы неисчерпаемы, то человек считал бы вполне допустимым использовать их более интенсивно, воздействовать на природу более агрессивными методами, власт­вовать над ней более полно и более масштабно обладать. Но к настоящему времени реализация умеренности в рамках этой «старой» этики остается недостижимой.

Второе - натуроцентрическое - направление выделяется доволь­но условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии, например, в идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтерна­тивный взгляд на природу. Основу такого подхода составляет ве­ра в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит челове­ка с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Следо­вательно, им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе; человек должен признать эту самоценность и не вме­шиваться своей деятельностью в естественный ход событий.

Примером такого подхода являются также «универсально-кос­мические» этические концепции, предписывающие моральный ста­тус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляет­ся предметом благоговейного поклонения.

При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основ­ных способов существования человека: обладания и бытия, осу­ществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя форма­ми существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Пер­вое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:

Возросший средь руинцветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цве­ток может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и челове­ка, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой прояв­ленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него.

Представители третьего направления предпринимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глу­боком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, вклю­ченности человека в такую взаимосвязь. Коренное изменение в морально-мировоззренческом освоении природы, которое соот­ветствует социально-научно-экологической перспективе, состоит в том, чтобы видеть в природе мир человека, предметное бытие его общественной сущности. В этом случае гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой.

Следует отметить, что в ряде восточных религий провозглаша­ется единство всего сущего, поскольку во всем преобладает единая субстанция. Отсюда делается вывод о необходимости любовной заботы обо всем, что есть в природе. Благополучие человечества и благополучие природы, будущее человечества и будущее природы, богатство и разносторонность человеческой жизни и богатство природы - нерасторжимые части единого целого. В то же время здесь чувствуется отношение рядоположенности всех проявлений сущего. В реальности, как известно из опыта, все гораздо сложнее. Поэтому более привлекательным является системный подход, где все имеет свое определенное место, в том числе и человек.

Много интересного в этом плане можно найти у В. И. Вернад­ского, который выделил два важных принципа функционирова­ния природной энергии: 1) биогеохимический принцип - геохи­мическая биогенная энергия в биосфере стремится к максималь­ному своему проявлению; 2) в ходе эволюции видов выживают организмы, которые своей жизнедеятельностью максимально уве­личивают биогенную геохимическую энергию.

Следует также отметить, что уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии чело­века с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы ны­нешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый жи­вым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В.Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

 

Бродил я лесом...           Я взял с корнями

В глуши его                 Питомца рос

Найти не чаял              И в сад прохладный

Я ничего.                      К себе отнес.

 

Смотрю, цветочек         В тиши местечко

В тени ветвей,             Ему отвел,

Всех глаз прекрасней,     Цветет он снова,

Всех звезд светлей.        Как прежде цвел.

 

Простер я руку,

Но молвил он:

«Ужель погибнуть

Я осужден?»

 

Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не раз­рушая его жизни и перенести его к себе домой.

В. А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными суще­ствами, включением их в сферу действия этических норм.

НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое­временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль­турными, этническими, конфессиональными общностями, способ­ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изме­няет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная лич­ность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с живот­ными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослаб­ляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382).

Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жиз­ненного и этического принципа, которые дают возможность чело­веку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда не­насилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.

В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию -это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политиче­ских, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.

Современные взгляды ученых основываются на положении об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике делается на развитии так называемой экологической со­вести и экологического долга. Долг в экологической интерпрета­ции состоит не только в том, чтобы сберечь то, что есть, поддер­живать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практиче­ские интересы человека, решать проблемы, связанные с его жиз­нью и деятельностью.

В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений человека с природой, принципов, основанных на по­нимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения перед жиз­нью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать рав­ное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».

А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое ис­ходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мыш­ление - такое мышление, которое занято природой познания, ло­гическими построениями, естественными науками; если же чело­век побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже дру­гого типа мышления.

В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.

1. Реальный мир - мир, полный жизни.

2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни; к этому миру он име­ет как пассивное, так и активное отношение; как существо, стоя­щее в пассивном отношении к миру, он приходит к духовной свя­зи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отно­шении к миру, человек приходит к духовной связи с ним благода­ря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним це­лым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.

3. Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружаю­щей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «благогове­ния перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в этиче­ском миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его дейст­виях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.

4. Для человека по-настоящему нравственного жизнь священна даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под дав­лением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его, - пишет А.Швейцер, - он наносит вред в жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и ни­когда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным че­ловеком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и от­вести от нее страдание и разрушение» (Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа миро- и жизнеутверждения. - С. 342).

Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, тем не менее он, как существо разумное, не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несет ответственность за жизнь, ко­торая принесена в жертву». Такого рода этический подход, весьма близкий принципу ненасилия, может, по нашему мнению, способ­ствовать разрешению глобальной проблемы, гармонизации взаи­модействия человека и природы, полноте использования собст­венного разума, когда индивид осознает как ценность окружаю­щий мир, так и собственную ценность и когда эти ценности связа­ны воедино неразрывными узами.

ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ

Самостоятельная работа

Задание 1. Выберите одну из мировых религий или этическое учение. Рассмотрите в её (его) рамках взгляды на природу, взаимоотношение людей между собой, с живой природой. Ответ сопроводите ссылками на использованные Вами источники. (Доклад-текстовый документ+ презентация)

  1. Джайнизм
  2. Даосизм
  3. буддизм
  4. Ислам
  5. иудаизм
  6. христианство
  7. Теория добродетелей Аристотеля
  8. Утилитаризм И. Бентама
  9. Деонтология И. Канта
  10. Русский космизм
  11. Универсальная этика А. Швейцера

Задание 2 Подготовьте материалы по актуальным проблемам экологической этики, природоохраны и природопользования. Ответ сопроводите ссылками на использованные Вами источники. (Доклад-текстовый документ+ презентация)

1.Экологическая этика и охрана деревьев

2.Экологическая этика и охрана бактерий и вирусов

3.Принципы экоэтического отношения к дикой флоре и фауне

4.Экоэтические мотивы и обязанности человека перед дикой флорой и фауной. Гибель диких животных от рук человека

5.Экологическая этика и научные исследования дикой флоры и фауны

6.Законы по охране биоразнообразия и экологическая этика

7.Анализ деятельности государственных природоохранных органов и общественных экологических организаций по охране биоразнообразия с позиции экологической этики и здравого смысла

8.Критика экономической оценки биоразнообразия

9.Подготовка кадров по охране биоразнообразия

10.Жестокость в отношении диких животных, домашних животных и растений

11.Экологическая этика и Красная книга

12.Экологическая этика и черная книга животных

13.Экологическая этика и «вредные» виды. Видовой террор.

14.Экологическая этика и Черная книга флоры Средней России

15.Заповедное дело и охрана биоразнообразия с позиции экологической этики

16.Этические и социальные проблемы браконьерства, контрабанды, спортивной охоты и рыбалки, коллекционирования и незаконной торговли диких животных и растений.

17.Экологическая этика и охрана растений, микроорганизмов и вирусов

18.Радикальные действия и организации в защиту дикой флоры и фауны

ЛИТЕРАТУРА

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

Агаджанян Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. - М., 1995.

Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. - М., 1984.

Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76-80.

Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и пер­спективы. - М., 1992.

Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие - путь в грядущее. - СПб., 1994.

Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989.

Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.-С.5-11.

Захаров А. А. Религия и экологический кризис. - М., 1990.

Культура и экология: поиск путей становления новой этики. - М., 1992.

Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.

Экология и религия. - М.,1994.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.