Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

Кафедра психологии развития и образования

Сообщение о философе, анализ фрагмента философского произведения.

направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

направленность (профиль) – Психология и социальная педагогика

 

                                        

 

                                    Выполнила:

 Кузнецова Галина Александровна

                                                                          1 курс заочная форма обучения

                                            Преподаватель:

                                                                доц., к.ф.н. Ставцева О.И.

 

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в швабском городе Штутгарте герцогства Баден-Вюртемберг в семье чиновника финансового ведомства. Жалованье отца позволяло семье Гегеля вести скромное, но вполне достойное существование. Семи лет Георг поступил в штутгартскую гимназию. Ценность гимназического образования в Германии была традиционно высокой. Гимназист Гегель был хорошим учеником не только благодаря своим природным способностям, но и потому, что отчетливо понимал: только образование поможет ему проложить дорогу в жизни.

 В 70—80-е годы XVIII в., т. е. именно в годы обучения Гегеля в гимназии, литература Германии тоже была в значительной степени исторически ориентированной. В Берне и затем во Франкфурте Гегель работает домашним учителем и параллельно совершенствуется как философ. Он изучает проблемы религии и пишет работы, которые лишь впоследствии, в начале XX в., были опубликованы Нолем и названы им «Теологическими сочинениями» — «Народная религия и христианство» и «Позитивность христианской религии». Это еще достаточно слабые, к тому же так и не завершенные работы молодого автора. Но очень важно отметить то, что в центре этих сочинений такие идеи, как прославление, оправдание и защита свободы, критика деспотизма, неортодоксальная религия и теология. В этих работах Гегель впервые предпринимает попытку построения так называемой народной религии — религии, более близкой к человеку, свободной от догматизма. Оценивая первые философские попытки Гегеля, можно отметить: если он тогда и создал свое учение о Боге, то оно было еще весьма запутанным, тяжеловесным, доступным скорее лишь философскому уму. «Народной религией» его назвать трудно. И все же Гегель начинает строить свою религию не с религии разума или философской религии, к которым он пришел впоследствии, а с попыток создать "религию сердца", которая могла бы найти отклик именно в сердцах простых людей.

В развитии раннего Гегеля, что составляет явный контраст с более зрелыми его работами, начинают проявляться антисистемные настроения. В своих сочинениях бернского и франкфуртского периодов Гегель, создавший впоследствии стройную философскую систему, предстает как человек и философ, ненавидящий систему.

Свобода — это ценность всех ценностей, принцип всех принципов, причем не только для молодого Гегеля, но и для его бывших учеников Шеллинга и Гельдерлина.

Работы зрелого Гегеля — скажем, «Философия права» — тоже начинаются и заканчиваются темой свободы. Всякий раз для Гегеля очень важно провести понятие свободы сквозь весь строй мысли. Идеалу свободы Гегель не изменит до последних дней своей жизни

Прежде всего имеется в виду "свобода от": от тирании, угнетения, произвола властей предержащих, от их надзора за действиями и умами граждан, т. е. от деспотизма. Противоядие же против деспотизма Гегель и его друзья усматривают в уважении к достоинству человека. Прославление и отстаивание достоинства человека для Гегеля — это "залог того, что исчезнет ореол, окружающий головы земных угнетателей и богов

Первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма. Подготовлена к печати в 1805—1806. Опубликована в 1807 под названием «Система наук. Первая часть. Феноменология духа». Одним из предварительных заголовков книги был также «Наука об опыте сознания». Метод, использованный Гегелем в «Феноменологии духа» оказал значительное влияние на своих современников, включая противников, течения старо- и младогегельянцев, Фейербаха, Маркса, Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и многих других. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» назвал это произведение «истинным истоком и тайной гегелевской философии».

«При всей несомненной значимости философско-правовой, т. е. социально-философской, проблематики в центре новаторской деятельности Гегеля в нюрнбергский, гейдельбергский и берлинский периоды оказывается грандиозная реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии. Все это сконцентрировано в трех книгах, получивших название «Науки логики». «Когда Гегель в 1816 г. был приглашен в Гейдельбергский университет, то он приехал туда уже достаточно известным автором, потому что «Наука логики» в отличие от «Феноменологии духа» получила широкий резонанс. Гегеля-философа уже знали. На него возлагали смелые и, как оказалось, оправдавшиеся надежды. Его лекции приезжали слушать люди из разных концов Германии… (с.465, Запад-Россия-Восток. М., под ред. Н.В. Мотрошилово)

В работе "Феноменология духа"  уже достаточно четко сформулировано исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и вместе с тем как процесс порождения всей действительности.

В "Феноменологии духа" рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии). Тем самым феноменология предстает как "лестница знания", возводящая индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и абсолютного знания.

В 1817 г. выходит первое издание «Энциклопедии» — начальный набросок энциклопедической системы, где первоосновой и становится «Наука логики». В «Энциклопедии» она была изложена в кратком виде (в виде «Малой логики»). Были включены и другие части системы, а именно, кроме «Науки логики» присоединялись «Философия природы» и «Философия духа». Энциклопедия задумана как единая систематическая философия. Она разделяется на части и сообразуется, как говорил сам Гегель, с внутренним ритмом понятия. Центральной дисциплиной философии Гегель мыслит все-таки метафизику; логику он тоже понимает как своего рода метафизику. Логика же теперь реформирована, превращена в философскую логику.

Первая её часть («Объективная логика», книга 1 — «Учение о бытии») вышла в начале 1812 года.

Вторая часть («Объективная логика», книга 2 — «Учение о сущности») вышла в 1813 году.

Третья часть («Субъективная логика» или «Учение о понятии») — в 1816 году.

Заключение

      Гегель оказал огромное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на "правое", "левое" и "ортодоксальное" (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство.

Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге, Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование. В недрах левого гегельянства возникло широкое движение "младогегельянцев", вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

     Хоть и гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура, несомненно, достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно, не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части.

 

Задание №2

Анализ фрагмента философского произведения Ясперса К. Философия. Часть 2. Просветление экзистенции. М., 2012.

Реферируемый раздел: 4 основная часть «Экзистенция среди экзистенций» глава 12. Стр.439-445 («Вера против веры»).

Понятия экзистенция, вера

в философии Карла Ясперса

    Что такое экзистенция в понимании Ясперса? Об экзистенции, подчеркивает философ, можно говорить тогда, когда возникает решимость поставить философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Ясперс отвечает на вопрос так: ему противостоит особое бытие. "Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она - и есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого - правда, при этом я не могу видеть того, что называю своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам…» Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии - возможная экзистенция"

«В споре истин только одна из них должна оказаться истиной- это возражение предполагает единственную истину, упрощая обьективность которую следует лишь понять, а остальное лишь симпатия или антипатия…»

Истины- это способы гибели. Каждый хочет от другого чтобы он был подобен ему. Для экзистенции важно ответить на вопрос «Могу ли я желать от каждого чтобы он был таким же как и я! Вправе ли я считать что моя вера, как единственно истинная стала единой для всех других вообще?...». Конечно нет, Экзистенция должна быть историчной. Отказаться от равенства уровней. Поэтому правильно ответить на этот вопрос так: «Я хочу чтобы каждый другой был таким, каким стараюсь стать я , самим собой. . Следуй не мне , а следуй самому себе.

Философская вера

Все человечество объединено своим происхождением и общим путем развития. А в основе этого единства может быть только "философская вера", которая базируется на библейском учении. Каждое вероисповедание, по мнению Ясперса, извлекает из библейского учения нужное ему содержание и, потому библейская религия - всеобъемлющее историческое пространство.

"Философская вера" выражается в вере в "коммуникацию". Человек сможет найти истину, если установит с другими "истинные отношения" или «экзистенциальную коммуникацию». Установление такой коммуникации возможно при полном доверии и взаимной любви. Для этого необходимо разорвать те связи, которые мешают наладить эту коммуникацию.

Вера – исторична. Она – не переживание, не нечто непосредственное, не то, что можно описать как данное. Она – осознание бытия из его истоков посредством истории и мышления. Для философской веры всякое философствование, выраженное языком, - построение, только подготовка или воспоминание, повод или подтверждение.

Философская вера проходит через ничто, но она не вырастает из бездонности, не начинает сначала – если она исконна. Почему ты веруешь? — Так сказал мне отец….Она существует только в мышлении отдельного человека и лишена объективной защищенности, предоставляемой институтом. Она – то, что остается, когда все рушится. Но – она ничто, если в ней ищут опору. Ее присутствие дано каждый раз, когда мы приходим к самим себе, побуждаемые к тому преданием.

Присутствие веры не может быть вынуждено рассудком. Оно всегда имеет собственные истоки, которых мы не можем хотеть, но из которых хотим, существуем, знаем. Вера в широком смысле: в ситуации «я – наличное бытие» действует как нечто, подобное инстинкту. Когда «Я – в качестве сознания вообще» – проявляется как уверенность, «я – в качестве духа» – как убежденность.

Философская вера – это вера мыслящего человека, когда ничто не принимается так, как оно навязывается, ничто не принимается без глубокого проникновения в него. Такая вера не может быть общезначимой, но она присутствует внутри человека, беспрестанно становится яснее, осознаннее, продвигается далее посредством сознания.

Вера, которую я осуществляю

Вера, которую я постигаю в этом осуществлении

Мое убеждение (субъективная сторона веры)

Содержание веры, которое я постигаю (объективная сторона веры)

 

Содержание философской веры.

В философствовании человек совершает прорыв своего естества. То, что он схватывает в этом прорыве, и есть – его вера. Обнаруживать такие ходы мыслей (философские), прояснять их и раскрывать, повторять их и узнавать в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии, как превратившегося в профессиональное ремесло, мышления.

Пространство содержания веры:

- что я знаю?

- что я собственно есть? (вопрос о бытие – одновременно вопрос о спрашивающем)

То, что существует – не есть объект. Но мы можем понять отличие явленности от самого по себе бытия. То, что подлинно существует – не есть переживаемое. Но во всем переживаемом есть присутствие бытия. Переживать и понимать – обязательные акты для обретения уверенности в бытии.

      Каждая истина присутствует в особом способе мышления. Учение о категориях и о методе дает общее представление о философствовании. Овладев философствованием – я не только знаю, но и знаю – каким образом я знаю, посредством чего я знаю. Для философствования нужно удостовериться, что речь идет именно о беспредметном мышлении, характерном для философии.

Корень разума – не воля к разрушению, а открытость бесконечности содержаний. Разум – это объемлющее в нас, которое не имеет подлинных истоков, но есть орудие экзистенции, связь всех модусов объемлющего. Разум – это тотальная воля к коммуникации.

 

Философская вера- вера в коммуникацию

Удаляясь от людей в вере в Бога, оправдывая свое одиночество мнимым знанием абсолютной истины, посредством предполагаемого обладания самим бытием достичь удовлетворенности, которая в действительности есть отсутствие любви. К этому присоединяется утверждение, что каждый человек — замкнутая монада, что никто не может выйти из себя, что коммуникация — иллюзорная идея.

Этому противостоит философская вера, которую можно назвать также верой в коммуникацию. Здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и — в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве.


 

 

Экзистенциали́зм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается...

Экзистенциализм — Википедия

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.