Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

ВОПРОСЫ К  ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)  ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» сост.,  доц. Зайцева Ж.И.

  1. Предмет и задачи по возрастной физиологии, её связь с другими науками.
  2. Определение организм, уровни организации живого организма.
  3. Определение онтогенез, его периодизация, критерии периодиза­ции. Критические периоды роста и развития.
  4. Понятие о календарном и биологическом возрасте. Показатели биологического возраста.
  5. Акселерация, ретардация. Функциональная зрелость. Школьная зрелость.
  6. Понятие о росте и развитии, их основные закономерности: Законы гетеродинамического, гетерохронного роста и развития (Гундобин ), системогенез (П.К. Анохин), теория надежности А.А.Маркосяна.
  7. Физическое развитие как показатель здоровья. Соматометрия, соматоскопия, физиометрия. Возрастные стандарты физического развития ребёнка.
  8. Функции опорно-двигательного аппарата.. Состав и рост костей. Стадии развития скелета
  9. Скелет позвоночника, физиологические изгибы, сроки формирования. Осанка, нарушение осанки.
  10. Скелет плечевого пояса и свободных верхних конечностей. Скелет грудной клетки. Скелет таза и свободных нижних конечностей. Возрастные изменения. Свод стопы, плоскостопие.
  11.  Скелет черепа, возрастные особенности черепа новорожденного и изменения с возрастом.
  12. Структура и функции мышц. Возрастные изменения структуры и физиологических свойств мышц. Возрастные особенности образования двигательных навыков и координации движений. Роль двигательной активности в физическом и психическом развитии детей и подростков
  13. Работа, сила, утомление мышц. Закон средних нагрузок. Правило И.М.Сеченова по восстановлению работоспособности.
  14. Общий план строения и значение нервной системы. Развитие и структуры головного и спинного мозга.
  15. Структуры нервной ткани: нейроны, нейроглия, нервные волокна, нервы.
  16. Адекватные, неадекватные раздражители. Пороги восприятия. Зависимость величины ответа от силы раздражителя.
  17. Возбудимость, возбуждение, торможение, возрастные особенности.
  18. Понятие: синапс. Строение, функции и свойства химических синапсов.
  19. Понятие «Нервный центр» на примере дыхательного центра.
  20. Интеграция и координация в нервных центрах, как принципы взаимодействия нейронов при посредстве синапсов. Иррадиация, концентрация, индукция, доминанта, временная и пространственная суммация процессов возбуждения и торможения, возрастные особенности
  21. Рефлекс как основа нервной деятельности. Рефлекторная дуга. Моно и полисинаптические рефлекторные дуги. Примеры соматических и вегетативных рефлексов.
  22. Понятие анализатор. Общие свойства анализаторов. Строение зрительного анализатора. Рецепторный аппарат глаза, его функции.
  23. Оптические среды глаза. Аккомодация, пределы аккомодации. Аномалии рефракции. Возрастные особенности. Острота зрения. Поле зрения. Бинокулярное зрение.
  24. Строение и функции слухового анализатора. Возрастные особенности.
  25. Железы внутренней секреции, гормоны, их функции. Различия в нервной и гуморальной регуляции функций.
  26. Роль тимуса, щитовидной железы, гипофиза, эпифиза, мозгового вещества надпочечников в росте и развитии организма ребенка.
  27. Кровь. Состав крови, функции клеток крови и плазмы, возрастные особенности. Группы крови, резус фактор.
  28.  Защитные функции крови. Специфические, неспецифические факторы защиты. Иммунитет. Свертывание крови.
  29. Сердечно сосудистая система. Показатели работы сердца и сосудов, возрастные особенности.
  30. Иннервация сердца и сосудов. Рефлекторные и гуморальные влияния на деятельность сердца и сосудов.
  31. Органы дыхания. Дыхательные мышцы. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл.
  32.  Показатели легочной вентиляции, возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.
  33. Строение и функции органов выделения. Нервно-гуморальная регуляция мочеобразования и выделения, .возрастные особенности.
  34. Структуры и функции пищеварительной системы, возрастные особенности.
  35. Понятие основного и общего обмена веществ и энергии.
  36.  Расчет потребностей в белках, жирах, углеводах
  37. Строение и функции кожи, возрастные особенности..
  38. Терморегуляция, возрастные особенности.
  39. Половые железы. Стадии полового созревания человека: детская, отроческая, юношеская, стадия половой зрелости. Первичные; зависимые и независимые вторичные половые признаки.
  40. Высшая нервная деятельность (ВНД) и низшая нервная деятельность ( ННД).
  41. Безусловные рефлексы, материальная основа рефлекторной дуги , свойства, биологическое значение. Рефлексы новорожденных.
  42. Условные рефлексы, характеристика, свойства, примеры, биологическая роль.
  43. Условия выработки условных рефлексов. Механизм выработки.
  44. Классификации условных рефлексов по порядковому номеру, по времени действия сигнала и подкрепления..
  45. Виды безусловного коркового торможения, физиологический механизм, примеры.
  46. Виды условного коркового торможения, физиологические механизмы, примеры.
  47. Три принципа рефлекторной теории И.М.Сеченова- И.П.Павлова. Причинность, структурность, анализ и синтез. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Фазы генерализации и концентрации на примере выработки условного рефлекса.
  48. Динамический стереотип, как основа навыка, характеристика, свойства, примеры, возрастные особенности..
  49. Первая и вторая сигнальные системы, их сходство и различие у человека и животных.
  50.  Рефлексы на слово. Развитие речи у детей. Зрительные, слуховые, моторные центры речи.
  51.  Физиологическая основа типов ВНД. Классификации типов по И.П.Павлову, возрастные особенности
  52. Экспериментальные неврозы, физиологическая природа, классификация, характеристика. Формы неадекватного поведения у детей.
  53. Морфофункциональная асимметрия у человека, возрастные особенности.
  54. Физиологическая природа сна и бодрствования. Внимание. Работоспособность.
  55. Память, виды памяти, физиологическая характеристика.

 Список литературы  

  1. Зайцева Ж.И. и др. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений.- Н-Новгород 2005г., 33 с.
  2. Любимова З.В., Маринова К.В. и др. Возрастная физиология: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1. М. ВЛАДОС. 2003. 304с.
  3. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие.Минск. ООО «Новое издание» 2006.
  4. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие.для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. М. Академия. 1999. 160 с.
  5. Сапин М.П., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями)» М.1997. с.
  6. Сапин М.П., Брыксина З.Г.Анатомия и физиология детей и подростков.. М. Академея. 2000..
  7. Сапин М.П., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учеб. Для 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. М. Просвещение. 1998. 256 с.
  8. Хрипкова А.Г.,Антропова М.В. , Фарбер Д.А. « Возрастная физиология и школьная гигиена» М.1990. 317 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.