|
|||
Историко-филологический факультетПСТГУ Историко-филологический факультет Кафедра социальных наук Вопросы для зачета по общему курсу "Методология и методика социологического исследования" Четвертый семестр 2020-2021 уч. Года. 2 курс (доц. Масленников Е.В.) 1. Что такое социологическое исследование? В чем его назначение? Укажите типы и виды социологического исследования. 2. Что такое методология, метод, методика, процедура, техника социологического исследования? 3. В чем особенность социологического исследования как концептуального измерения (измерения в широком понимании)? Назовите его основные компоненты. 4. В чем состоит роль общенаучных понятий: "классификация", "типологизация", "измерение" в методологии социологических исследований? 5. Опишите логико-методологические функции социологической теории. 6. Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры исследовательских парадигм. 7. Каковы принципы и исследовательская логика позитивизма? 8. В чём заключается исследовательская логика номинализма? 9. Чем отличается исследовательская логика интерпретивизма от исследовательской логики позитивизма? 10. Опишите последовательность исследовательских этапов в многопарадигмальном подходе к социологическому исследованию. 11. Чем отличается исследовательская парадигма от теории? Приведите примеры исследовательской парадигмы и теории. 12. Что такое программа социологического исследования? Какова структура программы социологического исследования? Напишите название частей и название соответствующих им элементов. 13. Какие функции выполняет программа социологического исследования, и какие соответствующие разделы в ней выделяют? 14. Какие элементы входят в вводную часть программы социологического исследования? 15. Какие элементы входят в методологическую часть программы социологического исследования? 16. Опишите типологию социальных проблем и способы их выявления. 17. Как связан выбор стратегии исследования в зависимости от поставленной проблемы? 18. Как определяется эмпирический объект исследования? В чем особенности его выбора? 19. В чем заключается обоснование выбора теоретических основ исследования? Какие выделяют виды теорий и критерии их выбора. 20. Чем теоретический объект отличается от эмпирического объекта в социологическом исследовании? Приведите примеры теоретического объекта и эмпирического объекта в социологическом исследовании. 21. Что такое предмет исследования? Приведите пример предмета исследования. 22. Какие типичные ошибки встречаются при формулировке цели социологического исследования? 23. Что такое задачи социологического исследования? Как они формулируются? Для чего необходимо уметь их формулировать? 24. Какие виды задач формулируются для проведения социологического исследования? Каково содержание и назначение различных видов задач? 25. Какие типичные ошибки встречаются при формулировке задач социологического исследования? 26. Чем цель социологического исследования отличается от задач социологического исследования? Приведите пример цели и задач социологического исследования. 27. В чем заключается обоснование выделенного предмета в социологическом исследовании? 28. Какие составные части входят в формулировку темы исследования в результате установления ряда ограничений? 29. Что такое цель и задачи исследования?Как задаются цели и определяются задачи исследования? Какие выделяют виды задач? 30. Что такое концепция социологического исследования? Укажите этапы ее обоснования. 31. Как связано теоретико-прикладное исследование с процессом выработки управленческих решений? 32. Какие существуют виды теорий социологического исследования с точки зрения их конкретности, и каковы особенности их использования при теоретической разработке социологического исследования? 33. Какие результаты необходимо получить в ходе концептуализации предмета социологического исследования? 34. Чем отличается концепция исследования от концептуальной модели предмета исследования? 35. Для чего нужна концептуальная модель предмета исследования? Перечислите этапы построения концептуальной модели предмета исследования. 36. Для чего и как необходимо использовать теоретическую типологию из выбранной социологической теории при построении концептуальной модели предмета исследования? 37. Что такое исследовательский вопрос в социологическом исследовании и уровни его конкретизации? Для чего необходимо формулировать исследовательский вопрос? 38. Что такое концептуальная модель предмета социологического исследования и её составляющие? Требования формальной логики к определению концептуальных понятий. Понятие операции дефиниции. 39. Раскройте этапы построения концептуальной модели предмета социологического исследования и способы конструирования составляющих её понятий? Роль в этом процессе родовидовых отношений между понятиями. 40. Как формируются исходные понятия для построения концептуальной модели предмета социологического исследования и его сущностного определения? 41. Чем сущностное определение предмета исследования отличается от его содержательного определения? В чем их назначение? 42. Как формируется содержательное определение концептуальной модели социологического исследования? 43. Назначение и роль процедуры операционализации в социологическом исследовании? Что такое понятия с различным уровнем обобщения? 44. Что такое переменная, её роль и разновидности в социологическом исследовании? 45. Каковы требования к операциональным понятиям как к переменным? Что такое модель переменных в социологическом исследования? 46. Что такое сетка переменных? Раскройте взаимосвязь между числом переменных и единиц исследования. Виды социологических исследований. 47. Каковы разновидности переменных в зависимости от способов их измерения? 48. Какие характеристики индивида относятся к явным переменным, их содержание? 49. Какие характеристики индивида относятся к скрытым переменным, их содержание. 50. Что такое зависимая, независимая и контрольная переменные? Разновидности контрольной переменной? 51. Что такое гипотеза исследования? Каковы источники, основы выдвижения гипотезы и фазы ее построения? Раскройте логическую структуру гипотезы в социологическом исследовании. 52. Каковы общие требования к гипотезе в социологическом исследовании? 53. Понятие гипотезы в социологическом исследовании и её функций? 54. Каково содержание и разновидности форм описательной гипотезы в социологическом исследовании? 55. Каковы содержание и форма описательно-объяснительной гипотезы в социологическом исследовании? 56. Что такое объяснительная гипотеза в социологическом исследовании? Ее отличие от описательно-объяснительной гипотезы? 57. Как осуществляется проверка гипотезы-основания социологического исследования путем «внешних» наблюдений? 58. Что такое эмпирическая интерпретация переменных в социологическом исследовании? 59. Почему эмпирическая интерпретация переменных предполагает разработку показателей? 60. Что такое социальный эмпирический индикатор? Зачем он нужен?
Зав. кафедрой социальных наук, профессор Рязанцев И.П.
|
|||
|