|
|||
Вопросы к экзамену по 1-ой части курса «Микроэкономика».Вопросы к экзамену по 1-ой части курса «Микроэкономика». 1. Основная проблема экономики и предмет микроэкономики. Концепция редкости благ. 2. Методология микроэкономического анализа. 3. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных издержек. 4. Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования. Иерархический и стихийный способы координации экономической деятельности. Типы экономических систем. 5. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода. 6. Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов. Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. 7. Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов. 8. Рыночное равновесие. Подходы к установлению рыночного равновесия у Вальраса и Маршала. 9. Эластичность спроса по цене и её расчёт. Понятие эластичности. Абсолютная эластичность, абсолютная неэластичность, единичная эластичность спроса по цене. Расчёт дуговой эластичности спроса по цене и эластичность спроса по цене в точке. Изменение выручки производителя в результате изменения цены при разном уровне эластичности спроса на благо. 10. Эластичность спроса по доходу и её расчёт. Эластичность спроса по доходу для неполноценных благ, благ первой необходимости, нормальных благ, предметов роскоши. 11. Перекрёстная эластичность спроса и её расчёт. Перекрёстная эластичность спроса комплементарных благ, благ субститутов, независимых благ. 12. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности. Функция общей и предельной полезности. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности). Второй закон Госсена (эквимаржинальный принцип) и его содержательная сторона. 13. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности. Аксиомы потребительского выбора (аксиома полной упорядоченности, аксиома транзитивности, аксиома о ненасыщении). Потребительское множество и построение кривой безразличия. 14. Кривые безразличия. Их свойства. Карта кривых безразличия. Кривые безразличия для комплементарных благ, благ-субститутов, нейтральных благ, антиблаг. Наклон кривой безразличия. Предельная норма замещения одного товара другим (MRSxy) и её расчёт. 15. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия в случае изменения дохода и цен. Номинальный и реальный доход. 16. Равновесие потребителя. Внутренний оптимум потребителя и угловой оптимум потребителя (для комплементарных благ, благ-субститутов, для наборов с нейтральным благом и «антиблагом»). 17. Кривая «доход-потребление» для нормального блага, неполноценного блага, предметов первой необходимости. 18. Кривая «цена-потребление». Эффект дохода и замещения для нормальных товаров при снижении цены блага и при повышении цены блага. 19. Производство и производственная функция. Многофакторная и двухфакторная производственная функция. Факторы производства. Технологическая и экономическая эффективность. 20. Постоянные и переменные факторы. Краткосрочный и долгосрочный период. Общий, средний и предельный продукты от переменного фактора. Закон убывающей предельной отдачи от переменного фактора. 21. Отдача от переменного фактора (постоянная, возрастающая, убывающая). Кривые общего, среднего, предельного продуктов при постоянной, возрастающей и убывающей отдаче от переменного фактора. Неоптимальная, оптимальная и нерациональная стадии производства. 22. Анализ долгосрочной функции производства. Изокванта, карта изоквант. Предельная норма технологического замещения (MRTSKL). Формы изоквант для технологии: 1)с совершенным замещением производственных факторов, 2)не допускающей замещения производственных факторов, 3)с неограниченным количеством комбинаций производственных факторов, 4) с ограниченным количеством комбинаций производственных факторов. 23. Эффект масштаба (постоянный, положительный и отрицательный). 24. Прямая равных издержек (изокоста): уравнение, график, карта изокост. Равновесие производителя. 25. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Безвозвратные издержки. Нормальная прибыль. Явные, неявные издержки. 26. Общие (TC), постоянные (FC), переменные (VC), средние общие(ATC), средние постоянные(AFC), средние переменные(AVC), предельные (MC) издержки производства: их расчёт, графическое изображение и взаимосвязь. Общий(TR) и предельный(MR) доход. 27. Типы технического прогресса (нейтральный, трудоинтенсивный, капиталоинтенсивный). 28. Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, прибыль. 29. Рыночные структуры: понятие, классификационные признаки, типология. 30. Общее условие максимизации прибыли. 31. Рынок совершенной конкуренции: основные характеристики. График спроса на продукт фирмы-совершенного конкурента. Максимизация прибыли фирмой-совершенным конкурентом. 32. Производственный выбор и кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (случай максимизации прибыли, случай безубыточного производства, случай минимизации убытков и прекращения выпуска). 33. Монополистическая конкуренция: основные характеристики. Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти. 34. Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции. 35. Экономическая роль рекламы. 36. Олигополия: признаки, особенности. Кооперативное и некооперативное поведение. 37. Модель картеля. 38. Модель ценового лидерства. 39. Модель блокирующего ценообразования. 40. Модель Бертрана (модель ценовой войны). 41. Модель Суизи (ломаной кривой спроса). 42. Модель Курно. Дуополия Курно, кривые реагирования, равновесие в модели Курно. 43. Монополия: экономическая природа и типы. 44. Предложение на монопольных рынках. 45. Экономические последствия монополизации рынка. 46. Монопольная власть и её измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера) 47. Регулирование деятельности монополий (законодательные и экономические меры). 48. Асимметрия информации. Рынок «лимонов». 49. Теория внешних эффектов: положительные и отрицательные экстерналии, теорема Коуза, спецификация прав собственности как метод борьбы с отрицательными внешними эффектами.
|
|||
|