|
|||
Вопрос 18 философия Аристотель.Вопрос 18 философия Аристотель. Основной закон бытия. Метафизика. (Без Политики и Этики) Основной закон бытия. Законы мышления у Аристотеля есть одновременно и законы бытия. Аристотель отождествляет предмет и мысль о нем. В основном законе бытия он находит одно из первоначал всего сущего, поскольку действие этого закона универсально. Суть: Противолежащее не может быть присуще одному и тому же. Обычно говорят о противоположностях, то, что верно относительно противоположности, то тем более верно относительно противоречия. В «Метафизике» - две формулировки.
Пример: один и тот же человек может быть и прекрасным и безобразным одновременно, но лишь в разных смыслах. Противоположности могут присутствовать в своем носителе лишь в разных смыслах. Аристотель таким образом вплотную подошел к закону запрещения противоречия, запрещения как в мысли о предмете, так и в самом предмете. Ядро «Метафизики» посвящено проблеме сущности. «Сущность – суть бытия и то, что из него состоит» Виды сущности: 1) субстрат, 2) суть бытия, 3) то, что состоит из сути бытия и субстрата Два критерия сущности:
Субстрат – то, о чем сказывается все остальное, то, что лежит в основе двояким образом, или как отдельная вещь» Материя – не сущность. Род – минимально общее. Конечный вывод: «Ни всеобщее, ни род не есть сущность» Вершина всеобщего - категории, наиболее общие роды высказываний. В разных составах категории упоминаются в «Метафизике». «Не одна из прочих категорий не существует в отдельности, кроме сущности: все они высказываются о подлежащем «сущность»В категориях «Метафизики» говорится лишь о первичности сущности и о том что род не может быть сущностью. «Суть бытия» (в Метафизике) вещи – ее форма, или ее «первая сущность». Форма, суть бытия и первая сущность – синонимы. Ключ к пониманию формы Аристотеля является отождествление ее с сутью вещи. Форма – не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое присуще самостоятельно существующим вещам непосредственно. «Суть бытия» признается за сущность отдельной вещи, а сущность вещи – это последнее видовое отличие и определение вещи. Форма, как суть бытия вещи – тот или иной вид определенного рода. Только он отвечает обоим критериям сущности. Но вид – обладает самостоятельной сущностью, отрывается от индивидов и превращается в форму как вечную и неизменную – метафизическую сущность, которая и является предметом философии. Вид первичен по отношению и к единичному и к родовому. Форма – не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет. Материя не может быть сущностью. Материя – материал, вещество. Материя двояка:
Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной последней материи. Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя и формы – два совечных начала. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма. Материя – соучастник формы в вещах. Аристотель отдает приоритет формы над материей. Четыре первоначала: сущность и суть бытия, материя и лежащей в ее основе субстрат, то, откуда идет начало движения, причина, противолежащая. Вещь обязана своим существованием все четырем причинам. В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности причин. Аристотель уподобил мироздание человеческой деятельности.
Четыре первоначальных причины :
Четыре причины распадаются на две вечные группы: МАТЕРИЮ и совечную ей ФОРМАЛЬНО-ДВИЖУЩУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРИЧИНУ.
|
|||
|