ЧАСТЬ 2. ТЕСТ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020
↑ ЧАСТЬ 2. ТЕСТ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочитайте текст. (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) история человека есть (предложение 1) 2) рост человеческой мощи выражается (предл. 2) 3) она противоположна (предложение 3) 4) прогресс есть (предложение 4) 5) жизнь есть свобода (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Замените словосочетание «легко сделать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия» 2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано 3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова. 4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется 5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.
Прочтите текст и выполните задания 6-9. (1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре. (3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай. (5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась. (14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила. (15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами. (21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера. (22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она. (23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно. (25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить. (26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу? (27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал. (32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке: (33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу? (34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка. (35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала: (37)– А для чего они отдают грушу тете Вере? (38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу. (39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось. (40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину. (41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. (43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. (50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим. (53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. По Ф. Искандеру
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем. 2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал. 3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее. 4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие. 5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. 2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 3) Бессилие лжи было очевидным. 4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки.
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5). Выпишите этот синоним.
|