Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Н.В.Гоголь «Мертвые души» Чичиков как антигерой»



 

Урок литературы в 9-Б классе 18 февраля 2021 г.

 

Тема «Н.В.Гоголь «Мертвые души» Чичиков как антигерой»

 

Цели и задачи урока :вы должны продолжить знакомство с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, сформировать умение составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом.

                                           Ход урока

 

1.Записали дату, ДО, тему урока

 

В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди –подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни  
Детство Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование а) наказ отца б) обретение собственного опыта Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: - слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; - накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче; - выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал; - был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.
Служба а) начало службы б) продолжение карьеры «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков». Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей... Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.
Приобретение «мертвых душ» Как появилась идея приобретения. После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».
Появление Чичикова в губернском городе Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

 

 

3.Просмотрите видеоурок по теме. Его вы найдёте по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=fm0IiYhMEKI ( 5, 53 мин)

 

Ссылка неактивна, поэтому скопируйте её и вставьте в поисковую строку.

4. Прочитайте материал учебника на стр. 355-360

5. Ответьте ( устно) на вопросы:

- Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

- Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

- При каких условиях могла появиться такая личность?

- Насколько такой герой интересен современному читателю?

Вывод.

 Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? – Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Всё верно. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, – это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу:

6.Домашнее задание.

Предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

 

Ваше сочинение не должно превышать одной страницы. Но не менее! Расположить текст так, чтобы он был на одной странице и поместился на ОДНОЙ фотографии. Не экономьте тетрадное место! Можете напечатать и прислать мне файл.

 

Ребята, напоминаю о том, чтобы вы отслеживали качество присылаемых вами фото с домашним заданием.Прежде , чем отправлять фото, убедитесь в его качестве и разметке. «Лежащие на боку» и перевернутые «кверху ногами» переделывайте сразу! Давайте уважительно относиться друг к другу и моему времени!

Задание выполняем до следующего урока, т.е. последний срок- пятница.

 

Если возникнут вопросы-задавайте! Знаю, что у вас все получится!

 Спасибо за работу!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.