|
|||
Тема урока:. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА.. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема урока: «МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ».
Музыкальный материал: Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина: 1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина, 2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева; Русские народные песни на стихи Пушкина: 3.«Сквозь волнистые туманы», 4.«Буря мглою небо кроет»; 5. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; 6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»; 7. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви». Вдумайтесь в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»? Достаточно ли вы знаете о Пушкине? (кем он был, чем занимался, что любил) Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия. На уроках литературы вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи. Хотелось бы вам встретиться с поэтом? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие. - С чего начинается любой день? (С утра) Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина. «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете? (Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга; мелодия восходящая; Еще ты дремлешь, друг прелестный... – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа).
Выразительные средства стиха – размер, разделение на фразы, знаки препинания.
А какие вы знаете выразительные средства музыки? (мелодия, ритм, темп, тембр)
Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.
Чайковский и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай»
|
|||
|