Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Двухчастная форма в произведении».



08.02.

Тема «Двухчастная форма в произведении».

Цель: формировать в представлении учащихся осознания музыкальной формы, как структуры композиционного строения музыкального произведения.

Задачи: Образовательные: усвоение учащимися особенностей одночастной и двухчастной форм музыки.

Развивающая: накопление музыкально-слухового опыта учащихся, развитие навыков пения и ритмического слуха.

Воспитательная: формирование музыкальной культуры через слушание и исполнение музыки.

Оборудование: музыкальный центр с аудиозаписями, раздаточный материал, компьютер, презентация, портрет Д.Каболевского.

Музыкальный материал: Д. Кабалевский «Клоуны», «Шарманщик поет»П.И.Чайковский, Г. Струве «Песенка о гамме», Э.Григ «Песня Сольвейг».

Ход занятия.

Музыка — волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всем, что слышишь ты вокруг

Музыка тебе расскажет, друг!

        

Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкальными формами. Тема нашего урока «Двухчастная форма».

 

Скажите, пожалуйста, по каким признакам мы определяем одночастные произведения?

В произведениях одночастной формы присутствует один образ, одна музыкальная мысль, одно настроение.

 Песню, которую мы послушали в какой форме написана? В одночастной, куплетной. Такие песни имеют один характер, одно настроение.

 

Если одночастная форма произведения имеет один музыкальный образ, то, сколько музыкальных образов, сколько характера может быть в 2-х частных произведениях?

В произведениях двухчастной формы звучат два музыкальных образа, мы слышим две музыкальные мысли. Сейчас мы послушаем песню Сольвейг (название на доске) из сюиты Э.Грига Пер Гюнт. Сольвейг это имя норвежской девушки, в переводе означает «Солнечный путь», она 40 лет ждала своего возлюбленного, который ушел в поисках счастья, легкой жизни. Как вы думаете, дождалась Сольвейг своего любимого?

 

Слушание. Песня Сольвейг из сюиты Э.Грига Пер Гюнт

-Как звучала музыка сначала?

-Тихая, грустная, печальная, тоскливая. ( обозначим А, выберем фигуру подходящего цвета)

 

-Изменилась музыка далее или была такой же печальной?

-В конце песни в голосе Сольвейг мы слышим радостные, светлые звуки, ее настроение стало приподнятым. (обозначим Ви выберем фигуру подходящего цвета).

 

- В какой форме композитор написал ее песню? (Двухчастной).

 Как вы думаете, для чего композитор изменил музыку?

-Мы думаем, что Сольвейг дождалась своего возлюбленного. Смена частей связана с изменением характера произведения. Художник не может «изобразить» на одной картине развитие чувств человека от печали к радости и наоборот. Композитор же может выразить разные состояния переживаний человека, переход его чувств, настроения от одного к другому.

 

Послушаем ещё одно произведение, называется оно «Клоуны».

Д. Кабалевский «Клоуны»

 Какая форма произведения была здесь?

 

 

 Ребята, кто из вас знает, что такое шарманка?

Шарма́нка — механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Изобретена итальянцем Барбьери. В России её иногда называли «Катаринка». Представляет собой небольшой ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике. Это композитор – П.И.Чайковский ( показ портрета)

 

Он для детей посвятил фортепианный цикл «Детский альбом». В него входит 24 пьес для фортепиано. Посвятил он его своему племяннику – Володе Давыдову. Прослушаем из этого альбома одну пьесу, которая называется «Шарманщик поет». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: что вы представляете, слушая эту пьесу? Всегда одинаково звучит?

«Шарманщик поет» П.И.Чайковский.

Итак, что же вы представили слушая эту пьесу? (Как шарманщик поет под свою шарманку).

 

Всегда одинаково звучала? (сначала музыка была напевной, а потом как будто шарманщик играет проигрыш, музыка изображает монотонное круговое движение, звучание шарманки.)

 

В какой форме П.И.Чайковский написал свою пьесу «Шарманщик поет». Эта пьеса написана в двухчастной форме.

 

Для чего композитор выбрал двухчастную форму? (В первой части он хотел показать, как поет сам шарманщик, а во второй части хотел показать как играет сама шарманка).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.