Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура Китая после 1500 г. до н. э.)  



 

                                П. С.Михайлова,

Студентка 1-го курсафакультета иностранных языков

Научный руководитель: доктор филол. наук профессор Е.Б.Трофимова

АГАО им. В.М. Шукшина (г. Бийск)                                                               

                                                    

                                     « Культура Китая после 1500 г. до н. э.)            

Что за неизведанная, великая страна Китай? Какова культура, бытие и люди Китая? Чем прославилась эта страна на весь мир? Большой ли вклад внесла эта страна в развитие живописи, архитектуры и поэтического творчества?

Чтобы получить ответы на эти вопросы ,как минимум, мы бы обратились к человеку, который прочитал не мало книг об этой удивительной стране, знал бы её историю, искусство и быт самих людей. Или, как максимум, отправились бы в саму страну, чтобы увидеть всё своими глазами.

Перед тем, как отправиться в Китай, многие умные люди советуют начать с изучения самой страны; то есть освоить её ценности, нравы, и самое главное-культуру страны и её народа.

Начнём с того, что корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м-2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги , плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, культ предков, смирение перед властью богов.

Так что же это за страна- Китай? Если дать общее определение «Китай», то можно сказать, что Китай-это великая страна, которая богата историей и самым большим в мире население; так же, это страна тысячелетней культуры и утонченной философии, страна чая, фарфора, шёлка и драконов.

Один из американских поэтов сказал: «Китай-это не только другая страна, это другая планета, на которой обитают существа совершенно другой расы, мотивы слов и поступков которой подчиняются железной многотысячелетней логике, для обычного человека, не имеющей разумного объяснения».

Да, Китай и впрямь является страной тысячелетней культуры, об этом особенно хорошо свидетельствует нам «культ предков». Культ предков- это почитание духов предков древних китайцев. Они верили, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умерших предков, которые отождествлялись со зверем и покровителем рода-тотемом. Так же следует знать, что Культ предков является одним из самых известных религиозных явлений в мире, но именно в Китае он обрёл высочайшую значимость ещё в 3-ем веке до н. э. Но опять же возникает вопрос- как всё таки начало развиваться это верование? С чего всё начиналось?

А началось это верование с самого Неба. Древние китайцы поклонялись Небу и обращались к нему с различными просьбами.    Небо относилось безразлично к любому человеку. Чтобы доказать своё уважение человек был обязан безукоризненно подчиняться воле императора, который считался Сыном Неба.

Именно так этоверование переросло в культ обожествлённых предков и стало почитаемым всеми классами в обществе. Эта религия достигла своего расцвета во время правления династии Шан (1384-1111 годы до н.э.). Чрезмерная суеверность китайцев заставляла их обращаться за советом к предкам по любому вопросу, который касался жизни человека (войны, болезни).Древние китайцы верили  в двойственность души человека, которая состоит из материальной и духовной частей. Согласно их вере, материальная душа умирает с телом и предаётся погребению. Духовная душа уходила на небо, чтобы занять там место в соответствии с земным статусом.

Для поддержания этого верования китайцы начали сооружать священные храмы, где они могли помолиться как своим предкам, так и самим Богам.

Так же, не могу не сказать о проникновении буддизмав Китай, так как считаю, что тема буддизма очень актуальна в наше время и была актуальна во все времена. Недаром говорят, что человек-это любопытнейшее создание, которое стремиться познать весь мир, окружающий его. Чтобы познать суть самой культуры Китая (и других стран), нужно начинать с изучения и исследования религии. Религию можно описать всего 3 словами. Религия-это «мировоззрение», «мироощущение» и « миропонимание». С помощью религии человек может посмотреть на мир совсем с другой стороны, с той, с которой видят его люди, живущие в другой стране.

Следует отметить, что буддизм начал проникать в Китай из Индии в 1 в. н. э. Эта религия характеризуется как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения. Широко распространилась эта религия в 5 в., став в некоторых царствах почти официальной религией. Буддизм с самого начала выступил как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Многие историки отмечают, что значительные элементы буддизма сохранились в Китае и по сей день.

Вы ,наверное, не раз слышали такую фразу:»Всё в мире взаимосвязано» И интересно, обращали ли вы своё внимание на значение этой фразы? Некоторые выдвигают такую мысль, что всё в мире связано и это «всё» происходит из единственного источника. Я могу согласиться с данным утверждением, так как могу предположить, что в китайской религии(как и во всех других религиях) главным источником в появлении самой религии, т. е буддизма, является сам Бог. Именно из этого источника появилось множество причин сотворить то, что ещё никто не сотворил.

Речь идёт о сотворении знаменитого культового сооружения как Пагода. Ведь именно распространение буддизма привело к появлению новых видов культовых сооружений- пещерных храмов и башен-пагод. В буддийский монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Китайские пагоды отличаются своими огромными размерами и достигают в высоту 50 метров. Нужно отметить, что ещё в древности пагоды поражали математической точностью, соразмерностью пропорций, в них как бы воплощён дух конфуцианской мудрости. Своеобразной и резко отличительной чертой этих китайских башен- пагод являются слегка изогнутые кверху заостренные края кровли. Люди того времени считали такую форму крыши средством защиты от злых духов. Так же, приехав в Китай, вы можете увидеть . что Китайские пагоды прекрасно вписываются в окружающий ландшафт.

Как мы видим, с буддизмом можно связать не только появление новых архитектурных сооружений того времени, которыми люди восхищаются в настоящее время, но и скульптурные изображения. В общем, скульптурное изображение появилось ещё до внедрения буддизма в Китай. Скульптуре Древнего Китая насчитывается больше семи-тысячелетий. Скульптура Китая представлена во многих древних скульптурных памятниках, которые говорят о высоком уровне творчества китайского народа. Захоронения и пещерные комплексы, с найденными там древними скульптурами считаются ценнейшими памятниками архитектуры и культуры Китая.

Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в серую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-ом веке в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Этот стиль отличался от других стилей разнообразием форм, причудливыми изображениями зверей, птиц, чудовищ, а так же преобладала фантазия узоров. Так же, историки- археологи отмечают изменения скульптурного искусства в Китае в последующие периоды. К середине 1-го тысячелетия до н. э. в орнамент включаются жанровые сцены охоты, собирательства, сцены, связанные с ритуальными обрядами. Со временем появляются рельефы, высеченные на камне, кирпиче, на которых можно увидеть и понять, какие представления имели люди того древнейшего времени о Вселенной, об окружающей их природе и о других странах света.

    Пока живу в этом мире, никогда, кажется, не смогу понять тех людей, которые проходят мимо древнейшей китайской вазы, не восхитившись ею, никогда не смогу согласиться с тем человеком, который бы посмотрел  на пейзаж, выполненный на шёлке, и сказал: «ничего особенного». И уж тем более не смогла бы я поддержать того человека, который бы утверждал, что Китай-это неинтересно. Есть, конечно, в мире такие люди, которые не замечают настоящую духовную красоту, не ценят её, и вообще не воспринимают её за искусство. Я бы назвала таких людей слепцами, которые не видят совершенно ничего, кроме своего носа. Ведь искусство –есть прямое и откровенное свидетельство о духе народа. Пока мы не познаем существа Природы, Человека или Бога, или как говорят сами китайцы, Неба, Земли и Человека, мы не поймём до конца искусство любой культурной традиции. Так например, китайские художники рисовали пейзажи на шёлке. Во многих картинах поражает одна особенность: на фоне величественных гор фигуры людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из особенного мировоззрения художников. Согласно китайской философии, человек незначителен по сравнению с величественными явлениями природы. Китай- страна высоких гор и больших рек, где человек рассматривался как часть природы. Художники, видимо, добивались впечатления возвышенности и величия природы.

    Да, Китай-это огромная далёкая страна, о могуществе и богатстве которой ходят легенды, предмет сказок и мечтаний, цель многочисленных путешествий. Для одних Китай-это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других- муравейник, обители которого грозятся заполнить весь мир. Об этой стране ещё в древности знали совсем немного, для многих людей и для всего мира, и по сей день, Китай до сих пор остаётся неразгаданной загадкой…

     

 

                                               Литература

1. Абаев Н.В. Чань- буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае [Текст] /Н.В. Абаев. - М., 1989.

2. Бежин Л.Е-.Под знаком «ветра и потока»: образ жизни художника в Китае [Текст] / Л.Е. Бежин// М., - 1982.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.