| Тема занятия
| Литература
|
1.
| Цели и задачи ФАХТа. Основные принципы ФАХТа.
Поверхностная и глубинная структуры художественного текста.
| Лексико-семантическая («Благодарность» Лермонтова), грамматическая («Я вас любил…» по Якобсону), композиционно-речевая («Узник» Пушкина и Лермонтова) структуры текста.
|
| Денотативное пространство художественного текста:
- субъектная структура (образ автора /сказ, ролевая лирика/, издатель, повествователь, рассказчик, персонаж),
- хронотоп.
| Субъектная структура на материале стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…» (по Р.О.Якобсону «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 462–482).
Хронотоп на материале стихотворений «Узник» Пушкина и Лермонтова
|
2.
| К проблеме объективности и однозначности толкования художественного текста
| Статьи Н.М.Шанского и Л.В.Щербы +.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна» +
|
3.
| Поверхностная структура
Лексико-семантическая структура текста.
| Б.Л.Пастернак: динамика средств речевой выразительности («Зимняя ночь» (1913), «Петербург» (первое стихотворение) (1914-1916), «Снег идет» (1957) и «Единственные дни» (1959)). +
|
4.
| Поверхностная структура
Грамматическая структура текста.
| РГ-80: значение личного местоимения «мы» (РГ–80. Т.1, с.531 – 535, 1270 – 1280); семантика неопределенно-личных предложений (Т.2, с.354 – 355, 2511 – 2515) в отличие от семантики обобщенно-личных. Семантика предложений безличных (с.348, 2496) и назывных / не лично-субъектных предложений (с.358 – 359, 2524).
Значимость грамматических категорий в понимании «крохоток» А.И.Солженицына «Озеро Сегден» и «Мы-то не умрем...». +
|
5.
| Поверхностная структура
Композиционно-речевая структура текста.
| Композиционно-речевая структура миниатюры «Как хороши, как свежи были розы…»:
- роль эпиграфа
- специфика повествовательной части
-своеобразие «включений»
|
6.
| Контрольная работа / опрос по поверхностной структуре текста
|
|
7.
| Глубинная структура
Субъектная организация:
- образ автора/ лирический герой, сказ/ ролевая лирика/
| Языковая личность как «опредмеченная духовность» (по Ю.Н.Караулову) // Личные местоимения. РГ–80. Т.1, с.531 – 535 (1270 – 1280).
Образ автора, повествователь и персонаж в миниатюрах И.С.Тургенева «Мои деревья» и И.А.Бунина «Скарабеи» +
|
8.
| Глубинная структура
Хронотоп: время. Специфика художественного времени.
| РГ-80. Употребление форм времени // Русская грамматика, т.1, с.630-636.
Значение и употребление форм настоящего времени.
Значение и употребление форм прошедшего времени (имперфективное и аористивное значения)
Хронотоп в стихотворениях И.Бродского «Ниоткуда с любовью...» + и «Колыбельная» (из цикла «Рождественские стихи») +
|
9.
| Глубинная структура
Хронотоп: пространство. Специфика художественного пространства.
| Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (заключение). Локативы. Топонимы: гидронимы, оронимы (горы), ойконимы (населен.пункты), хоронимы (адм.-территор. единицы), идеонимы (объекты дух.культуры), хрематонимы (матер.культуры). Символизация локусов в художественном тексте (В.Высоцкий)
|
10.
| Контрольная работа по глубинной структуре текста
|
|
11.
| Интертекст (цитаты, реминисценции, аллюзии)
| Интертекст как «текст в тексте» (Н.А.Фатеева)
Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» и Е.Евтушенко «Баллада о стихотворении Лермонтова “На смерть поэта” и о шефе жандармов». Семантика лермонтовского слова в контексте баллады Е.Евтушенко.
|
| Интертекст (продолжение)
| Усложнение/изменение семантики прецедентного текста в «принимающем» контексте.
«Как хороши, как свежи были розы…»: И.Мятлев, И.С.Тургенев, И.Северянин
|
12.
| Итоговая контрольная работа
|
|
13.
| Подведение итогов: принципы анализа художественного текста
| Защита рефератов
|
14.
| Подведение итогов: применение теоретических принципов на практике (анализ текста)
| Демонстрация презентаций
|