Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





LASHLEY) КАРЛ



лективные представления доми-

ЭМИЛЬ(1858—1917) — фран-

нируют

над индивидуальными,

цузский социолог. В центре ис-

помогая

индивиду

понять мир.

следовательского

внимания Д.

Посредством таких представле-

находились

взаимоотношения

ний стимулируются или, наобо-

индивида и общества. Д. пока-

рот, тормозятся какие-либо со-

зал, что общество является свое-

циальные

действия

(«Элемен-

образным феноменом, имеющим

тарные формы религиозной жиз-

свои собственные черты, и оно

ни», 1912). Идеи Д. о примате

не может быть понято посред-

социального над

индивидуаль-

ством изучения лишь личност-

ным оказали большое влияние на

ных характеристик

его членов.

последующее развитие социаль-

Отмечая, что общество — это не

ной психологии. В соответствии

просто сумма отдельных инди-

с таким подходом Д. предпринял

видов, Д. объяснял его интегра-

социологическое

исследование

цию как

совместными

видами

самоубийств, показав, что уро-

деятельности,

так

и общими

вень самоубийств связан с типом

убеждениями

и

чувствами —

и степенью социальной интегра-

коллективным сознанием («Пра-

ции того или иного общества

вила социологического метода»,

(«Самоубийство», 1897).

1895). Форма и содержание «кол-

         
                     

 

 

Е

 

ЕВГЕНИКА(от греч.eu

внутри популяции. Теория Е. о.

хорошо + genos — род, проис-

разработана английским есте-

хождение) — биологическое уче-

ствоиспытателем Ч. Дарвином.

ние о наследственном здоровье

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕ-

человека с целью его улучшения

РИМЕНТ— вид психологиче-

посредством селекции. Основы Е.

ского

эксперимента, проводи-

были сформулированы в XIX в.

мый в обычной, естественной

Ф. Гальтоном,

утверждавшим

для испытуемого обстановке его

необходимость влияния на эво-

жизнедеятельности

(например,

люцию человечества, совершен-

игра, урок, выполнение каких-

ствуя его природу (посредством

либо трудовых операций во вре-

наследования одаренности и ог-

мя работы). Именно этим Е. э.

раничения передачи наследст-

отличается от лабораторного эк-

венных болезней будущим поко-

сперимента, условия проведения

лениям). Хотя по замыслу Галь-

которого всегда являются искус-

тона Е. должна была пресле-

ственными. Преимуществом Е.

довать гуманные цели, ее идеи

э. является возможность исклю-

позднее стали

использоваться

чить то напряжение, которое мо-

для оправдания расизма.

жет возникнуть у испытуемого

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

в ситуации лабораторного экспе-

эволюционный процесс выжива-

римента. Е. э. впервые предло-

ния и воспроизведения организ-

жен в 1910 г. русским психоло-

мов, наиболее приспособленных

гом А. Ф. Лазурским, который

к условиям окружающей среды.

широко применял его для изуче-

Каждое поколение передает по-

ния индивидуально-психологи-

следующему

свойства,

которые

ческих различий детей школьно-

естественным

образом

отобра-

го возраста. К числу основных

ны, как обеспечивающие наи-

недостатков Е. э. следует отнес-

большую жизнеспособность дан-

ти невозможность

контролиро-

ного вида организмов. Эволюция

вать влияние отдельных факто-

посредством Е. о. основана на

ров окружающей (естественной

соответствующей изменчивости

и социальной) среды на испытуе-

             

 


 

мых. Е. э. нередко используется

 

сочетании с другими методами исследования. В настоящее время Е. э. применяется в различных отраслях психологии. Особенно широко распространен такой вид Е. э., как психолого-педагогиче-


Естественный эксперимент

 

ский эксперимент, имеющий фор-мирующий характер, т. е. направ-ленный на изучение какого-либо психологического явления не-посредственно в процессе фор-мирования тех или иных его осо-бенностей.


 

Ж


 

ЖАНЕ (JANET) ПЬЕР(1859—1947) — французский психолог и психиатр. Проводя активную клиническую работу,

 

разработал психологическую концепцию неврозов, основой ко-торых он считал нарушение рав-новесия между высшими и низ-шими психическими функция-ми. Наблюдения, сделанные Ж. в ходе его клинических исследо-ваний, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда. Однако, в отли-чие от психоанализа, Ж. не про-водил грани между нормальной и патологической психологией, а, рассматривая бессознательное,

 

ограничивал его простейши-ми формами психического авто-матизма. В 1920—1930-е гг. Ж. обратился к построению общей психологической теории, в рам-ках которой получили свою ин-терпретацию почти все пси-хические явления. Рассматривая психологию как науку «о фактах сознания», Ж. считал, что психо-логия должна быть «объектив-ной» в том смысле, что ее пред-метом должно быть непосред-ственно наблюдаемое…» При


 

этом Ж. старался избегать край-ностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать созна-ние «как особую форму акта, надстраивающуюся над элемен-тарным поведением…» Ж. раз-работал целую иерархическую систему различных форм пове-дения от элементарных рефлек-торных актов до высших интел-лектуальных действий. Труды Ж. оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской, а также на форми-рование идей культурно-истори-ческой теории Л. С. Выготского.

 

ЖАРГОНАФАЗИЯ— формаафазии, при которой в речи появ-ляются неправильные и искусст-венные слова, ускоряется ее темп, речь становится непонятной. Ж. вызывается локальным пораже-нием головного мозга.

 

ЖЕЛАНИЕ— направленностьличности на какой-либо объект или действие, влечение к кому-нибудь, чему-нибудь, склонность

 

чему-либо. Ж. рассматривается в отечественной психологии как: 1) одна из форм мотивационного состояния; 2) переживание, отра-


 


 

жающее какую-либо осознанную потребность; 3) особая форма ак-тивности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность. Западные психоло-ги чаще отмечают, что Ж. может быть как осознанным, так и нео-сознанным (например, последо-ватели З. Фрейда).

 

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕ-НЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛО-ГИИ— направление исследова-ний психического развития ре-бенка, созданное швейцарским психологом Ж. Пиаже и его со-трудниками. Работы Пиаже на-правлены на исследование раз-вития когнитивной сферы ребен-ка, и их основные положения представлены в виде теории ста-дий. В соответствии с этой тео-рией ребенок проходит через се-рию когнитивных периодов (ста-дий), каждый из которых харак-теризуется соответствующими типами мышления. Обращение Пиаже к изучению когнитивного развития было обусловлено его интересом к эпистемологии — происхождению, природе и гра-ницам знания. Его подход часто называют генетической эписте-мологией, поскольку он отража-ет убеждение Пиаже в том, что развитие интеллекта можно рас-сматривать как естественный и биологический процесс, как ре-зультат динамического взаи-модействия между ребенком и его окружением. Посредством процессов ассимиляции и ак-


Жест

 

комодации ребенок постепенно развивается, проходя путь от врожденных рефлексов до спо-собности к абстрактному, гипо-тетически дедуктивному мышле-нию в годы раннего отрочества. При этом когнитивное развитие связано с постепенным перехо-дом ребенка от эгоцентризма

 

более объективной позиции. В последние годы представители женевской школы обратились

 

исследованию развития ребен-ка в разных культурах, исходя из концепции Пиаже о том, что одни и те же стадии когнитивно-го развития характерны для всех культур. Однако при этом учи-тывается различие культур, ко-торое в соответствии со взгляда-ми Пиаже приводит к тому, что отдельные знания, усваиваемые детьми на каждой из стадий, мо-гут варьироваться по времени и месту. Если какая-либо культура учит тому, что причина и следст-вие связаны между собой маги-ческим образом, то это отража-ется и на понимании индивидом окружающего мира. Данные тео-рии Пиаже используются его по-следователями и на практике, чтобы стимулировать развитие детей. Отечественные психоло-ги, высоко оценивая данные, по-лученные Пиаже и его сторонни-ками, выступают с критикой их интерпретации, считая ее биоло-гизированной.

 

ЖЕСТ(от фр.geste— движе-ние, жест) — экспрессивное дви-


 


Жизнь

 

жение, обычно рук или головы

ский психолог, занимался иссле-

с целью коммуникации. Ж. мо-

дованием

физиологических ме-

гут сопровождать речь, а порой

ханизмов интеллектуальных про-

процесс мышления индивида. Ж.

цессов и речи. Особое внимание

также могут быть систематизи-

уделял процессу речевого произ-

рованы

в

виде определенного

несения. Динамической «произ-

языка,

используемого,

напри-

носительной» единицей он счи-

мер, глухонемыми.

 

тал слог. Выделил три системы,

ЖИЗНЬ— 1) в биологиче-

которые обеспечивают

акусти-

ском смысле это бытие организ-

ческий эффект работы речедви-

ма, проявляющееся в обмене ве-

гательного анализатора: генера-

ществ,

раздражимости, росте,

торную (органы, производящие

способности к размножению и

звук), резонаторную (органы, ре-

адаптации к окружающей среде;

зонирующие звук) и энергети-

2) в социальном смысле это на-

ческую (механизм дыхания). Эти

личие той или иной активности,

системы по Ж. управляются про-

в том числе духовной, в социуме.

извольным и непроизвольным

Так,

уже

активность ребенка, образом («Механизмы речи»,

воспринимающего окружающий

1958). Работы Ж. имеют значе-

его

мир,

взаимодействующего

ние при решении практических

с родителями, другими людьми,

вопросов

овладения речью на

очевидно,

является существен-

родном и иностранном языках,
ной

характеристикой

его Ж. овладения сценической речью,

(жизнедеятельности).

 

для понимая различных случаев

ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВА-

патологии речи.

 

НОВИЧ(1893—1979) — совет-

     
               

 

З

 

ЗАБЫВАНИЕ— потеря воз-

тельно, что больше не распозна-

можности припомнить, распоз-

ется как первоначальный. (См.

нать или воспроизвести то, что

Память, Сохранение.)

   

было прежде заучено. Различные

ЗАВИСИМАЯ

ПЕРЕМЕН-

теории З. делают акцент на раз-

НАЯ— любая переменная, ко-

личных причинах этого пр



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.