|
||||||||||
LASHLEY) КАРЛ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 | лективные представления доми- | |||||||||
ЭМИЛЬ(1858—1917) — фран- | нируют | над индивидуальными, | ||||||||
цузский социолог. В центре ис- | помогая | индивиду | понять мир. | |||||||
следовательского | внимания Д. | Посредством таких представле- | ||||||||
находились | взаимоотношения | ний стимулируются или, наобо- | ||||||||
индивида и общества. Д. пока- | рот, тормозятся какие-либо со- | |||||||||
зал, что общество является свое- | циальные | действия | («Элемен- | |||||||
образным феноменом, имеющим | тарные формы религиозной жиз- | |||||||||
свои собственные черты, и оно | ни», 1912). Идеи Д. о примате | |||||||||
не может быть понято посред- | социального над | индивидуаль- | ||||||||
ством изучения лишь личност- | ным оказали большое влияние на | |||||||||
ных характеристик | его | членов. | последующее развитие социаль- | |||||||
Отмечая, что общество — это не | ной психологии. В соответствии | |||||||||
просто сумма отдельных инди- | с таким подходом Д. предпринял | |||||||||
видов, Д. объяснял его интегра- | социологическое | исследование | ||||||||
цию как | совместными | видами | самоубийств, показав, что уро- | |||||||
деятельности, | так | и | общими | вень самоубийств связан с типом | ||||||
убеждениями | и | чувствами — | и степенью социальной интегра- | |||||||
коллективным сознанием («Пра- | ции того или иного общества | |||||||||
вила социологического метода», | («Самоубийство», 1897). | |||||||||
1895). Форма и содержание «кол- | ||||||||||
Е
ЕВГЕНИКА(от греч.eu— | внутри популяции. Теория Е. о. | |||||
хорошо + genos — род, проис- | разработана английским есте- | |||||
хождение) — биологическое уче- | ствоиспытателем Ч. Дарвином. | |||||
ние о наследственном здоровье | ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕ- | |||||
человека с целью его улучшения | РИМЕНТ— вид психологиче- | |||||
посредством селекции. Основы Е. | ского | эксперимента, проводи- | ||||
были сформулированы в XIX в. | мый | в обычной, | естественной | |||
Ф. Гальтоном, | утверждавшим | для испытуемого обстановке его | ||||
необходимость влияния на эво- | жизнедеятельности | (например, | ||||
люцию человечества, совершен- | игра, урок, выполнение каких- | |||||
ствуя его природу (посредством | либо трудовых операций во вре- | |||||
наследования одаренности и ог- | мя работы). Именно этим Е. э. | |||||
раничения передачи наследст- | отличается от лабораторного эк- | |||||
венных болезней будущим поко- | сперимента, условия проведения | |||||
лениям). Хотя по замыслу Галь- | которого всегда являются искус- | |||||
тона Е. должна была пресле- | ственными. Преимуществом Е. | |||||
довать гуманные цели, ее идеи | э. является возможность исклю- | |||||
позднее стали | использоваться | чить то напряжение, которое мо- | ||||
для оправдания расизма. | жет возникнуть у испытуемого | |||||
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР— | в ситуации лабораторного экспе- | |||||
эволюционный процесс выжива- | римента. Е. э. впервые предло- | |||||
ния и воспроизведения организ- | жен в 1910 г. русским психоло- | |||||
мов, наиболее приспособленных | гом А. Ф. Лазурским, который | |||||
к условиям окружающей среды. | широко применял его для изуче- | |||||
Каждое поколение передает по- | ния индивидуально-психологи- | |||||
следующему | свойства, | которые | ческих различий детей школьно- | |||
естественным | образом | отобра- | го возраста. К числу основных | |||
ны, как обеспечивающие наи- | недостатков Е. э. следует отнес- | |||||
большую жизнеспособность дан- | ти невозможность | контролиро- | ||||
ного вида организмов. Эволюция | вать влияние отдельных факто- | |||||
посредством Е. о. основана на | ров окружающей (естественной | |||||
соответствующей изменчивости | и социальной) среды на испытуе- | |||||
мых. Е. э. нередко используется
сочетании с другими методами исследования. В настоящее время Е. э. применяется в различных отраслях психологии. Особенно широко распространен такой вид Е. э., как психолого-педагогиче-
Естественный эксперимент
ский эксперимент, имеющий фор-мирующий характер, т. е. направ-ленный на изучение какого-либо психологического явления не-посредственно в процессе фор-мирования тех или иных его осо-бенностей.
Ж
ЖАНЕ (JANET) ПЬЕР(1859—1947) — французский психолог и психиатр. Проводя активную клиническую работу,
разработал психологическую концепцию неврозов, основой ко-торых он считал нарушение рав-новесия между высшими и низ-шими психическими функция-ми. Наблюдения, сделанные Ж. в ходе его клинических исследо-ваний, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда. Однако, в отли-чие от психоанализа, Ж. не про-водил грани между нормальной и патологической психологией, а, рассматривая бессознательное,
ограничивал его простейши-ми формами психического авто-матизма. В 1920—1930-е гг. Ж. обратился к построению общей психологической теории, в рам-ках которой получили свою ин-терпретацию почти все пси-хические явления. Рассматривая психологию как науку «о фактах сознания», Ж. считал, что психо-логия должна быть «объектив-ной» в том смысле, что ее пред-метом должно быть непосред-ственно наблюдаемое…» При
этом Ж. старался избегать край-ностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать созна-ние «как особую форму акта, надстраивающуюся над элемен-тарным поведением…» Ж. раз-работал целую иерархическую систему различных форм пове-дения от элементарных рефлек-торных актов до высших интел-лектуальных действий. Труды Ж. оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской, а также на форми-рование идей культурно-истори-ческой теории Л. С. Выготского.
ЖАРГОНАФАЗИЯ— формаафазии, при которой в речи появ-ляются неправильные и искусст-венные слова, ускоряется ее темп, речь становится непонятной. Ж. вызывается локальным пораже-нием головного мозга.
ЖЕЛАНИЕ— направленностьличности на какой-либо объект или действие, влечение к кому-нибудь, чему-нибудь, склонность
чему-либо. Ж. рассматривается в отечественной психологии как: 1) одна из форм мотивационного состояния; 2) переживание, отра-
жающее какую-либо осознанную потребность; 3) особая форма ак-тивности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность. Западные психоло-ги чаще отмечают, что Ж. может быть как осознанным, так и нео-сознанным (например, последо-ватели З. Фрейда).
ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕ-НЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛО-ГИИ— направление исследова-ний психического развития ре-бенка, созданное швейцарским психологом Ж. Пиаже и его со-трудниками. Работы Пиаже на-правлены на исследование раз-вития когнитивной сферы ребен-ка, и их основные положения представлены в виде теории ста-дий. В соответствии с этой тео-рией ребенок проходит через се-рию когнитивных периодов (ста-дий), каждый из которых харак-теризуется соответствующими типами мышления. Обращение Пиаже к изучению когнитивного развития было обусловлено его интересом к эпистемологии — происхождению, природе и гра-ницам знания. Его подход часто называют генетической эписте-мологией, поскольку он отража-ет убеждение Пиаже в том, что развитие интеллекта можно рас-сматривать как естественный и биологический процесс, как ре-зультат динамического взаи-модействия между ребенком и его окружением. Посредством процессов ассимиляции и ак-
Жест
комодации ребенок постепенно развивается, проходя путь от врожденных рефлексов до спо-собности к абстрактному, гипо-тетически дедуктивному мышле-нию в годы раннего отрочества. При этом когнитивное развитие связано с постепенным перехо-дом ребенка от эгоцентризма
более объективной позиции. В последние годы представители женевской школы обратились
исследованию развития ребен-ка в разных культурах, исходя из концепции Пиаже о том, что одни и те же стадии когнитивно-го развития характерны для всех культур. Однако при этом учи-тывается различие культур, ко-торое в соответствии со взгляда-ми Пиаже приводит к тому, что отдельные знания, усваиваемые детьми на каждой из стадий, мо-гут варьироваться по времени и месту. Если какая-либо культура учит тому, что причина и следст-вие связаны между собой маги-ческим образом, то это отража-ется и на понимании индивидом окружающего мира. Данные тео-рии Пиаже используются его по-следователями и на практике, чтобы стимулировать развитие детей. Отечественные психоло-ги, высоко оценивая данные, по-лученные Пиаже и его сторонни-ками, выступают с критикой их интерпретации, считая ее биоло-гизированной.
ЖЕСТ(от фр.geste— движе-ние, жест) — экспрессивное дви-
Жизнь
жение, обычно рук или головы | ский психолог, занимался иссле- | ||||||
с целью коммуникации. Ж. мо- | дованием | физиологических ме- | |||||
гут сопровождать речь, а порой | ханизмов интеллектуальных про- | ||||||
процесс мышления индивида. Ж. | цессов и речи. Особое внимание | ||||||
также могут быть систематизи- | уделял процессу речевого произ- | ||||||
рованы | в | виде определенного | несения. Динамической «произ- | ||||
языка, | используемого, | напри- | носительной» единицей он счи- | ||||
мер, глухонемыми. | тал слог. Выделил три системы, | ||||||
ЖИЗНЬ— 1) в биологиче- | которые обеспечивают | акусти- | |||||
ском смысле это бытие организ- | ческий эффект работы речедви- | ||||||
ма, проявляющееся в обмене ве- | гательного анализатора: генера- | ||||||
ществ, | раздражимости, росте, | торную (органы, производящие | |||||
способности к размножению и | звук), резонаторную (органы, ре- | ||||||
адаптации к окружающей среде; | зонирующие звук) и энергети- | ||||||
2) в социальном смысле это на- | ческую (механизм дыхания). Эти | ||||||
личие той или иной активности, | системы по Ж. управляются про- | ||||||
в том числе духовной, в социуме. | извольным и непроизвольным | ||||||
Так, | уже | активность | ребенка, | образом | («Механизмы | речи», | |
воспринимающего окружающий | 1958). Работы Ж. имеют значе- | ||||||
его | мир, | взаимодействующего | ние при решении практических | ||||
с родителями, другими людьми, | вопросов | овладения речью на | |||||
очевидно, | является существен- | родном и | иностранном | языках, | |||
ной | характеристикой | его Ж. | овладения | сценической | речью, | ||
(жизнедеятельности). | для понимая различных случаев | ||||||
ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВА- | патологии речи. | ||||||
НОВИЧ(1893—1979) — совет- | |||||||
З
ЗАБЫВАНИЕ— потеря воз- | тельно, что больше не распозна- | |||||||
можности припомнить, распоз- | ется как первоначальный. (См. | |||||||
нать или воспроизвести то, что | Память, Сохранение.) | |||||||
было прежде заучено. Различные |
ЗАВИСИМАЯ
ПЕРЕМЕН-
теории З. делают акцент на раз-
НАЯ— любая переменная, ко-
личных причинах этого пр
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|