|
|||
Сценарий праздника-развлечения «Масленица»Сценарий праздника-развлечения «Масленица» Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой. Задачи: 1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы, о русских старинных выражениях. 2. Способствовать развития интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству. 3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.
Предварительная работа (в рамках проекта): 1. Беседа о традициях масленичной недели, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин. 2. Просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме. 3. Беседа о старинных русских словах и выражениях (сострячаем, каравайцы, блинцы, заигрыши, пиршество, вечёрки). 4. Изготовление поделки «Солнышко» - символа Масленицы. 5. Дидактическая игра «Из чего пекут блины?»
Ход Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал, на заднем плане декорация, изображающая деревенский дом. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и встают полукругом. Ведущая: Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько: С блинцами, с каравайцами, с вареничками. С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом! В первый день её встречают – весёлой песней зазывают. Дети запевают после ведущей: Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка, (3 раза)! Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько (3 раза)! Ведущая: Какое недавно закончилось время года? Дети: Зима! Ведущая: А зимние загадки отгадаете, ребятки? 1. Бел, да не сахар, Нет ног, а идёт (снег) 2. Без рук, без ног, А рисовать умеет (мороз) 3. Тётушка крутая, белая да седая, В мешке стужу трясёт, сугробы наметает, Ковром землю устилает (зима) 4. Заря-заряница, Красная девица Травку выпускает, росу расстилает. Идёт стороной – с сохой, бороной С ключевой водой (весна) Ведущая: Вот и масленица пришла к нам в середине марта, весной. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает… Дети: …весну! Ведущая: Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним! Под музыку дети проходят и садятся на стульчики. Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча» (выносят Масленицу) 1 ребёнок: Ой, да Масленица во двор въезжает, Широкая на двор въезжает! Ой, да Масленица, погости недельку, Широкая, погости другую! Ведущая: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины. Следом вторник – «заигрыши». 2 ребёнок: Приходите в гости к нам Ко горячим, ко блинам. Масленка, масленка, Широкая масленка! Ведущая: С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Далее шла среда – «лакомка». В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам. 3 Ребёнок: Ой, ты лакомка-среда! Масляна сковорода! По законам старины – Едем к тёще на блины! Русская народная песня «Ой, блины». Дети свободно располагаются по залу и поют. Ведущая: Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы. Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества. 4 ребёнок: Широкая масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинками объедаемся! Ведущая: Скажите, а на что похож блин? (На солнце) Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий) Из какой муки пекут блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной) С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой) Молодцы, много вы знаете про блины! Ведущая: А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал. 5 ребёнок: Пятый день уж наступает, А народ не убывает! Тёщу на блины зовём, И друзей своих ведём! Мальчики играют на ложках под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот». Ведущая: В субботу окончательно прощаются с зимой. В этот день невестка дарит золовкам подарки. А кто такие золовки, знаете? Это папины сестрёнки. Суббота – «золовкины посиделки». 6 ребёнок: А в субботу не безделки – Золовкины посиделки! Красны девицы, вставайте – Дорогих гостей встречайте! Танец девочек «Матрёшки» (авторы Ку-Ко-Ша) Ведущая: Вот и наступил последний день масленицы – прощёное воскресенье – или проводы масленицы. Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии). Ведущая: Какие вы народные игры любите, предлагайте, поиграем! Игра «Сидит Ваня на лугу». Цель: развитие музыкальных способностей, ритмичности, ловкости, быстроты реакции, крупной моторики. Ход игры: ведущий ребёнок сидит и играет на дудочке. Дети хлопают в ладоши на первый куплет, на второй куплет идут гулять по залу в разных направлениях. На третий куплет танцуют. Сидит Ваня на лугу И играет во дуду. Хорошо дуда играет, выговаривает. 2. Выходите-ка на луг, На зелёный луг гулять, На зелёный луг гулять, Да под дудочку плясать. 3.Ваня больше не играет Ваня деток догоняет. На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет…», все убегают на места, а ведущий ребёнок – ловит. Игра повторяется.
Ведущая: Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с масленицей прощаться. 7 ребёнок: Ты прощай, прощай Наша масленица! Ты пришла с добром, Сыром, маслом, да яйцом! 8 ребёнок: Со блинами, с пирогами, Да с оладьями! Масленица, прощай! На тот год опять приезжай! Обращаются к гостям: Вы блинов давно не ели? Вы блиночков захотели? Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных! Масленицу провожаем, весну встречаем и блинами всех угощаем! Отведайте наших блинов! Ведущая и 2-3 детей под песню «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И. Лейме выносят на подносе блины и угощают гостей. Ведущая: Приглашаем всех на улицу – в русские забавы поиграть, да и масленицу всем садом провожать. Дети за ведущей змейкой уходят под музыку из зала.
«Русские забавы» на улице: · Золотые ворота. Ход игры: двое детей (Солнце и Луна) встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят по одному в ворота. Все проговаривают такие слова:
Пришла матушка-весна Отворяй-ка ворота! Первым март пришёл – Первый снег сошёл. А за ним и апрель Отворил окно и дверь. Ну а как пришёл май – Солнце в терем приглашай! На последних двух строках ведущая пара ловит того, кто проходит в воротах. · Перетягивание каната. · Метание снежков в Масленицу.
Список литературы: 1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с. 2. http://traditio-ru.org, http://podelki.boxter.org, http://www.gotovim.ru.
|
|||
|