Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Короткие рассказы



Короткие рассказы

М. Зверев, 2020 год.

Как далеко ушло то время, когда жизнь переплела всех нас короткими веревочками! Даже не верится, что были те времена, о которых пойдет речь в этих коротких рассказах! Нам крупно повезло, что именно в начале 60-х годов мы поступили в Университет, что там начали заниматься спелеологией!!! Как приятно вспомнить дни своей молодости, то, что было полвека назад! Некоторые из тех, о ком пойдет речь, уже покинули наш мир, и нам остается только вспоминать их по фотографиям и коротким кинокадрам. Современное молодое поколение может только завидовать нам, прочитав на этих страничках эпизоды нашей жизни! Времена изменились!

 

1. После тренировок мы частенько собирались в общежитии. Приходило обычно человек 10,беседовали, строили планы, пили чай… Общежитие было в зоне Б на разных этажах – смотря у кого собирались. На этот раз собрались на втором этаже. А в то время был такой порядок – нельзя было задерживаться в общежитии после 12 ночи, двери запирались, и уйти в город можно было только утром. Со скандалом. И вот сидим мы, разговариваем, и вдруг кто-то глянул на часы – а время то – уже далеко за 12! Что делать? А на 2-м этаже были также семейные общежития, в которые вход – выход разрешался в любое время. А подоконники –карнизы - снаружи на втором этаже – широкие, гранитные, и до соседнего окна в семейное общежитие не очень далеко. Кто-то предложил: давайте доберемся по карнизу до окна в семейное общежитие, постучим, и нас выпустят наружу! На разведку первым запустили Женю Полищука. Он благополучно добрался до соседнего окна – а там только что погасили свет - постучал снаружи в окно… Постучал еще раз… Зажегся свет. Удивленные соседи открыли окно. Женя, очень извиняясь, влез в окно,  объяснил, что задержался в общежитии, что ему нужно в город, а двери уже заперты. Соседи все поняли, открыли ему дверь, выпустили в коридор и вновь улеглись спать. Но Женя забыл сказать, что он не один! А мы ждем – ждем – никаких сигналов не поступает! Послали еще одного гонца. История повторилась. Вновь стук снаружи в окно, зажигается свет (еще не заснули!), соседи выпускают еще одного пленника. Он, правда, честно рассказал, что он не один, а за ним следует целая толпа. И вскоре вся толпа уже оживленно выходила из Главного здания.

 

2. Январь - февраль 1962 г. Первая поездка секции в Дивью пещеру на Урале. Вход в пещеру – на крутом берегу реки Колвы, в лесу. Завывает ветер. Громадные ели, пихты. Снега – полно, мороз - градусов 30. У входа – яма от костра глубиной метра два, спускаться в нее трудно. Вокруг костра – вещи, прожженные спальные мешки. Вход снегом не занесен – из пещеры тянет теплом. Все уже давно под землей, обследуют пещеру. Начальник – Валя Алексинский – отзывает меня в сторону: «Вылезай на поверхность, переодевайся,  добирайся до деревни, затем до Ныроба – нужно договориться относительно обратной дороги». То ли о железнодорожных билетах, то ли о грузовике до станции… Не помню.  «Переночуешь где – нибудь».  Пошел я. Все сделал, как договаривались. На обратном пути прикидывал: нужно поторапливаться, день короткий, скоро стемнеет, до деревни от пещеры идти около километра по лесу, а затем по полю. Подхожу к лагерю….. а все еще под землей!!!! Никто на поверхности не появлялся!!!. Что тут началось!!! Валентин всех торопит…Все вылезают чуть живые от усталости (двое суток не спали!), грязные, ищут в снегу свои лыжи, собирают вещи, – у некоторых лыжи сломаны - и отправляются по глубокой лыжне с тяжеленными рюкзаками. Лыжня выходит на просеку, идет чуть  вниз, скольжение отличное -  но поперек в нескольких местах низко склонились деревья. Если падаешь – утопаешь в снегу, без посторонней помощи не подняться! Да и самому нужно не упасть! Темнеет. Шумит ветер.   Некоторым помогаешь встать, некоторые сами просят их оставить в снегу, а затем за ними вернуться.  Вблизи деревни Цепия лыжню замело, кто-то заблудился. И как это никто не поморозился?? Такой эпизод: за столом у жарко натопленной печки Гриша Косарев ест из миски кашу. Глаза закрыты – спит. Каша закончилась – но рот продолжает открываться, ложка продолжает свои движения между ртом и пустой миской. Хозяева с ужасом наблюдают эту картину!...

Наутро все были в порядке, а днем уже стучали замерзшими валенками в 30 – градусный мороз в открытом грузовике …..

 

3. Май, Караби-яйла. Деревья зеленые, все в цвету, весна. Мы сидим на уступчике в большом колодце. В то время поднимались вверх по троссовым лестницам. В основном – с верхней страховкой. Наверху, на  страховке - Оля Панюшева. Ее задача – выбирать веревку, держать ее все время натянутой. Колодец большой, гулкий, эхо такое, что разобрать почти ничего невозможно. Но мы – в середине колодца, мы различаем, что кричат сверху или снизу. Начинается подъем. Мы видим – на страховочной веревке образуется петля. Снизу крик: «Выбирай-ай-ай..!». Сверху: «Повтори-и-и..!». А петля все увеличивается. Снова орут: «Выбирай-ай-ай.!». Сверху: «Повтори-и-и-и!». А петля увеличивается, увеличивается, принимает катастрофические размеры. Снизу: «Выбирай-ай-ай, выбирай-ай-ай!» И добавляют что-то четырехэтажное, грубое, с восклицательным знаком! А сверху тоненький голосок: «Повтори-и-и! Повтори, пожалуйста-а-а!».

 

4. Ноябрь 1971 (?). Летим в Снежную. Рейс – из Шереметьево. Нас человек двадцать, гора грузов. Объявляют регистрацию на рейс. Мы веселые, почти все в сборе; нет, правда, Саши Муранова, а у него все билеты. Объявляется посадка на наш рейс. Ждем. Время идет. Муранова нет. Мы начинаем волноваться. Объявление : «Заканчивается посадка…». Мы бежим к администраторам, просим задержать рейс…. Нам сочувствуют, но отказывают. Вдруг видим: подходит автобус, из него выскакивает Муранов и бежит к нам. Мы радостно хватаем вещи, нам открывают ворота на летное поле, мы, груженые, бежим к самолету (кажется, ТУ-104), нам открывают грузовой люк, мы затаскиваем туда рюкзаки!!!….. Подбегает Саша: «А у меня билеты украли!!!. В общежитии!!»………Трудно передать слова, которыми нас наградили аэродромные работники… Разгрузили самолет, уныло побрели обратно с рюкзаками… Билеты не нашлись… Улететь удалось на следующий день – где-то наскребли денег на новые билеты…

 

5. Денег не хватало. Правда, помогал спортклуб МГУ, общество «Буревестник»; через него добывали спальные мешки, лыжи, байдарки, кое-что из снаряжения… Но все равно приходилось скидываться! Возвращаемся из Крыма, с Караби. Кажется, из Молодежной. Мы – это Алексинский, Алексеева, Чечин, Полищук, Галактионов, Зверев, Цибанов, Ильясова. Если не путаю. Пересчитываем деньги – небогато! Хватает на три билета на поезд, на батон хлеба и еще чуть-чуть…А нас – 8 или 9! Что делать? Покупаем три билета, едем. Остальные – зайцы. Ночью шум – идут контролеры! Разбегаемся кто – куда. Открываю дверцу в ящик для угля (на угле кипятили чай) – а там уже скрючился Галактионов! Контролеры светили вокруг  фонариками, зашли в наше купе, сели, стали проверять имеющиеся билеты. Смотрят – из под одеяла торчат три ноги!!! Поднялся шум, контролеры возмущались, пришлось заплатить какой-то штраф! А в этом же купе ехало, дрожа,  еще несколько зайцев – один – на полу вдоль окна, загороженный рюкзаками, еще кто-то – за вещами на третьей полке… Кстати, в другой поездке, зимней, на Кольский полуостров, сделали по – другому: поперек третьих полок сделали настил из лыж, на них – спальный мешок, и в образовавшемся пространстве могло разместиться неограниченное количество людей и рюкзаков!

 

6. Едем в Среднюю Азию: Кан – и Гут, Туркестанский хребет, перевал Аксу –Рама. В ту пору каждую поездку, особенно дальнюю, оформляли в маршрутной комиссии, и с собой у нас была маршрутная книжка. Ее мы должны были отмечать (ставить печать) в попадающихся на пути населенных пунктах, как правило, на почте, вокзале, в органах власти. После поезда (поезд пришел ночью) мы поехали на попутной машине, а я, чтобы отметить маршрутную книжку, вылез налегке в местечке Шураб. Остальные, с вещами, поехали дальше. Раннее утро, начинает светать, на улицах никого, машина с ребятами трогается. Чтобы отметить книжку, нужно ждать, все кругом закрыто. Чтобы размяться, я побежал за машиной. Машина поехала быстрее – и я за ней. Она еще быстрее – и я тоже. Она еще быстрее – и я тоже. Сообразил, что лучше не дышать выхлопными газами, а свернуть не параллельную, за кустами, дорожку. Свернул на большой скорости… - а там мирно спят штук пятьдесят местных собак!!! Что тут началось! Они перепугались (и я!), вскочили, визжат, лают, наиболее храбрые бросились за мной! Мне пришлось включить пятую скорость, удалось благополучно миновать опасное место!  Зато остаток времени  я наблюдал, как просыпается средневековый среднеазиатский город…. На улицах полно арыков. Вода крутит деревянные колеса с большими, метра полтора длиной, спицами – бревнами, на конце каждой спицы – консервная баночка. Вода наполняет баночку, и в верхней точке выливается в желоб, из которого попадает в другой арык, расположенный значительно выше первого. Вода этого арыка также крутит колесо со спицами, и это происходит непрерывно, все время, днем и ночью.. Кажется, так делали систему орошения в Древнем Египте! Кое-где вода крутит жернова – работают мельницы! Появляются люди – старцы на осликах в ватных халатах и чалмах… Средневековье!

 

 

7. Вторая или третья поездка в Снежную. Обследуем верхнюю часть пещеры. За прошедшие полгода – год кое-что изменилось – вода промыла в снегу и во льду новые пути, кое-что обрушилось. На уровне Большого зала или чуть выше находим зальчик. Картина такая: каплями воды во льду пробиты столбики высотой до метра, на верху почти каждого столбика что-нибудь лежит – камешек, карабин, рукавица, кусок репшнура… Это – потерянные нами в предыдущей поездке предметы, улетевшие в трещины и щели!! Картина – как в музее: каждый подарок лежит на виду, на высоком ледяном пьедестале! Красота!

 

8. Случилось так, что трое из нас – Володя Глебов, Булат Мавлюдов и Коля Чеботарев - родились в начале мая. А май – лучшее время для разных поездок, как в дальние края, так и по Подмосковью. На этот раз поехали мы по Ярославской дороге, в лес около Мураново. Празднуем.

 

Первым, робко на всех поглядев,

Появился на свет то ли бык, то ли лев,

А точнее сказать – в этот майский денек

Появился на свет небольшой паренек

 

Был он молод, и пруссик вязать не умел,

Но уже был умен, и, конечно же, смел.

Целый день он провел, одинокий, без сна.

А кругом бушевала, гудела весна…

 

Но день прошел – мир изменился:

Булат на белый свет явился!

Познал он сразу в жизни толк –

Рюкзак припас и молоток!

 

И тихо стало все вокруг.

Спокойно, тихо так – но вдруг…

Три дня прошло – раздался рев:

На свет пришел Чеботарев!!

 

Он много шума произвел,

Поднялись в воздух рои пчел,

В глухую чащу скрылся волк

И ворон в ужасе умолк!

 

Когда над бледным небосводом

Умолкнул колокольный бой,

В открытую, перед народом

Шли три детины на разбой!

 

Здоровье есть, понятна цель!

Нашли в горах под камнем щель,

Враз поднатужились, и вот

Разверзлась твердь, и рухнул свод,

И далеко, внизу, вдали

Вдруг показался Центр Земли!!!

 

К чему приведет безобразие это?

И стерпит ли наша родная планета?

 

Не знаем… Но твердо известно, что рядом

Живут три детины с пылающим взглядом!

 

Не знаем… Но твердо известно, что скоро

Опять от шагов зашатаются горы!

 

Не знаем… Но твердо известно, что летом

Мрак бездны нас встретит с радушным приветом!!!

 

9. 1964 год, лето. Мы в Чечено-Ингушетии. Ищем пещеры. Добираемся сюда из безлесного Дагестана на поезде до Грозного, дальше – на попутной машине, и дальше – по тропе пешком. Тропа отличная, утрамбованная тысячами ног и копыт. Мы – в междуречье рек Гехи, Фортанга, Мортан. Кое-где тропа прерывается садами – алыча, яблоки, еще что-то. Рядом с садами – развалины домов, заросшие крапивой и иван-чаем. Время тревожное – только недавно чеченцам разрешили вернуться в родные места после выселения в 1944 году. Некоторые дома оказались занятыми…. По ночам иногда слышны выстрелы. Места очень живописные – заросшие лесом горы чередуются на высокогорье с цветущими обширными лугами. У подножья скал издалека видны гроты – как оказывается, это выкопанные жилища, как правило, одна – две сухие комнаты. Целый день мы бродили по высокогорью, день стал склоняться к вечеру. Далеко внизу была видна дорога, ведущая к нашему лагерю. Туда было два пути: длинный, по своим следам, по которому мы попали в это место, и короткий – напрямик, без тропы, вниз по склону. Валентин (Алексинский) решает  идти по короткому пути, если что – навесим лестницу, веревку, благо снаряжение у нас было, а ночь приближалась. Вдалеке на дороге появился медленно идущий всадник. Пошли вниз по склону… Путь все круче, круче…. Навесили лестницу. Всадник еще далеко. Снизу крики: спуск переходит в отвесный обрыв, и лестница спускается в центр прилепившейся к скале усадьбы, огороженной забором со всех сторон, кроме скального сброса, на котором висит наша лестница! Начинает заметно темнеть. Всадник приближается, но нас не замечает… Быстро вынимаем снаряжение, сматываем лестницу и по своим следам практически в полной темноте возвращаемся в лагерь.

 

10.  Царицыно. В те далекие времена Царицыно было любимым местом тренировок альпинистов и спелеологов. И действительно, где еще найдешь почти в центре Москвы развалины недостроенного замка с тысячью разнообразных маршрутов по скалолазанию, с распорами, труднопроходимыми зацепами для рук и ног, со стенками с отрицательным уклоном, и вдобавок вокруг - огромное разнообразие трасс для кроссов! Эпизод, о котором пойдет речь, отлично описан в воспоминаниях Жени Полищука (книга «Алексинский Валентин Яковлевич», Пермь, 2020), а я кратко остановлюсь на нем, поскольку был свидетелем этих событий. Валентин любил проводить в Царицыно тренировки и соревнования. И вот проходит Валера Галактионов сложный маршрут, И срывается…. Чтобы сработал страховочный узел, нужно отпустить веревку и повиснуть на ней. Но руки не хотят этого делать, ведь именно веревка должна удержать человека от падения…. Наконец, Валера отпускает страховочный узел, веревка натягивается, и он повисает точно в центре оконного проема, слегка покачиваясь и эффектно раскинув руки!! И все это под удивленными и слегка испуганными взорами своих друзей – спелеологов и немногочисленной гуляющей публики!!!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.