Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СРС Тема 5.



СРС Тема 5.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

1. логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

2. воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Функции логопеда:

1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

3. Работа по коррекции звукопроизношения.

4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

5. Работа по коррекции слоговой структуры слова.

6. Формирование послогового чтения.

7. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

8. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

9. Предупреждение нарушений письма и чтения.

10. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

 

Функции воспитателя:

1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

3. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

4. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

6. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

7. Закрепление навыков чтения и письма.

8. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

9. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Примерное разделение функций воспитателя и логопеда на примере темы “Овощи” (2 неделя, старшая группа).

 

Коррекционные задачи недели Содержание работы воспитателя Содержание работы логопеда
Фонематическое восприятие: |а| от прочих звуков. Формирование слухового внимания: д/и “Найди овощ”(с колокольчиком); “Да – нет”; “Что слышишь?”. Понятия “речевые и неречевые звуки”; знакомство со звуком и буквой А (игра “Поймай звук |а|).
Звукобуквенный анализ и синтез: выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукоряда из 2 звуков. Работа по заданию логопеда на закрепление усвоенных навыков (2 половина дня). Учить выделять ударный гласный в начале слова; учить проводить анализ звукоряда из 2 звуков.
Лексика: овощи. Расширение, активизация и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и в процессе всех режимных моментов. Введение усвоенных слов в связную речь ребенка.
Словоизменение: единственное и множественное число существительных. Формирование у детей представления о единичности и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течении дня (“один-много”, “собери овощи в корзины” и т.д.) Знакомство с новой лексико-грамматической категорией.
Синтаксический уровень: одушевленные и неодушевленные предметы. Закрепление понятий в играх по заданию логопеда (прогулка, режимные моменты, коррекционный час). Знакомство с понятиями “одушевленный – неодушевленный предмет”.
Развитие связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий. Побуждение детей к проговариванию выполняемых ими действий в течение всех режимных моментов. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением в игре “Живые картинки” и оречевлять выполняемые ими действия.
Звукопроизношение: выработка воздушной струи. Упражнения на силу выдоха “подуй на укроп” (вар-т: повесить в дверях комнаты гигиены картинку) Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков.
Артикуляция. Отработка общего комплекса динамических и статических артикуляционных упражнений по заданию логопеда (утро, вечер). Отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков.
Речь – движение. Разучивание и проигрывание в течение дня д/и. “Овощи”. Использование д/игр в качестве физминуток.
Мелкая моторика. Разучивание упр-й пальчиковой гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла” (во время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т.д. (2 половина дня). Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики.

 

 

Тема: «Посуда».

1. СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:

· предметы:

чашка, стакан, бокал, кружка, блюдце, тарелка, чайник, сковорода, кастрюля, ложка, вилка, нож, ведро, бак, дуршлаг, поварёшка, ваза, ручка, крышка, стенка, дно, ножка, носик;

· признаки:

кухонная, столовая, чайная, кофейная, деревянный, золотой, серебряный, стеклянный, хрустальный, металлический, глиняный, чайный, блестящий, гладкий, прозрачный, хрупкий, высокий, низкий, маленький, большой, широкий, узкий, глубокий, мелкий, названия основных цветов;

· действия:

мыть, чистить, жарить, варить, наливать, разбивать, беречь.

1. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1) множественное число существительных

Д/и «Один – много».

- Одна тарелка, а когда много - как говорим? - Тарелки.

 

1) родительный падеж множественного числа существительных

Д/и «Чего в магазине много?»Добиваться ответа фразой.

- У нас одна тарелка, а в магазине много чего?

- В магазине много тарелок.

 

2) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Д/и «Большой - маленький». Добиваться ответа фразой.

- Большая тарелочка, а маленькая…?

- Маленькая тарелочка.

 

3) образование относительных прилагательных от существительных

Д/и «Какая посуда?»

Из    дерева – деревянная        Для       кухни - кухонная

         хрусталя – хрустальная                               чая - чайная

         стекла – стеклянная                            столовой - столовая

         золота – золотая                                 кофе - кофейная

         серебра – серебряная

         глины – глиняная

металла – металлическая

 

4) согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Д/и «Не ошибись»

- Если стакан из стекла, то он (какой?) – стеклянный стакан.

- Если тарелка из стекла, то она (какая?) – стеклянная тарелка

- Если блюдо из стекла, то оно (какое?) – стеклянное блюдо.

 

5) родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ»

Д/и «Без чего посуда?»

- У кастрюли оторвалась ручка, кастрюля без чего?

- Кастрюля без ручки.

Отломился: носик, дно, ножка; потерялась крышка.

 

6) согласование существительных с количественными числительными

Д/и «Сосчитай от 1 до 10»

- Один стакан, два стакана, …пять стаканов, …десять стаканов.

 

2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая наверху изогнута,

Очень важный, как начальник.     как носик, надуть живот, слегка поворачиваться)

Вот фарфоровые чашки,               (чуть присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки!

Вот фарфоровые блюдца,                      («блюдце» из больших и указательных пальцев)

Если стукнешь – разобьются.       (хлопок в ладоши, встряхнуть кисти)

Вот серебряные ложки,                 (руки сомкнуть полукругом вверху над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос –        (чуть наклониться вперёд, руки сомкнуть

Он посуду нам принёс.                                              полукругом перед собой)

 

3. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Раз, два, три, четыре.                    (чередовать удары ладошками и кулачками)

Мы посуду перемыли:                   (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку              (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,                   (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,           (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварёшку разломали –

Так мы маме помогали!                 (чередовать удары ладошками и кулачками)

4. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление описательного рассказа о посуде по плану:

- Что это?

- Какого цвета?

- Какие есть части?

- Какой по размеру?

- Из чего сделан?

- Для чего служит?

 

 

5. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Д/и «Что я спрятала?»

Д/и «Что я не назвала?»

6. РАЗВИТИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Д/и «Что справа, что слева?»

7. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Д/и «Четвёртый лишний»

Д/и «Не ошибись»

- У какой посуды есть ручки (крышка, носик, ножка)

Отгадывание загадок о посуде:

Всех кормлю с охотой я                         Будь то суп или картошка,

А сама безротая.                                     Но нужна к обеду …

(ложка)                                                    (ложка)

 

Режет хлеб,                                              И блины тебе подарит

Намажет масло.                                       И яичницу пожарит.

Но помни,                                                (сковородка)

Есть с него опасно!

(нож)                                                       Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

                                                                 Больше греться не хочу.

Как вскипит – пыхтит, бурлит,               Крышка громко зазвенела:

Пузыри пускает,                                      «Пейте чай, вода вскипела!»

О себе не даст забыть –                           (чайник)

Свистком подзывает.

(чайник)

 

Сделаны мы из стекла                             За водой идут -

Для чая, сока, молока.                            Песни звонкие поют.

Есть карлики, а есть и великаны.                     А обратно идут -

Узнали нас? Ведь мы…                          Молча слёзы льют.

(стаканы)                                                (вёдра)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.