Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тренировочный вариант ЕГЭ по биологии



 

Изучите материал по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=L7Nk_BFY8H8

Составьте конспект и выполните задание

Задания

Версия для копирования

 

Тренировочный вариант ЕГЭ по биологии

1. Задание

Рассмотрите предложенную схему классификации видоизменений органов растения.

Запишите в поле для ответа пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2. Задание

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований».

«Методы биологических исследований».

Частнонаучный метод Применение метода
Центрифугирование Разделение органоидов клетки по плотности
? Изучение строения клетки листа герани

Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

3. Задание

В ДНК на долю нуклеотидов с гуанином приходится 24%.

Определите процентное содержание нуклеотидов с аденином, входящих в состав молекулы.

В ответе запишите только соответствующее число.

4. Задание

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций углеводов.

  1. катализирует реакции
  2. запасает энергию
  3. входит в состав клеточных стенок
  4. уничтожает чужеродные организмы
  5. входит в состав гликокаликса

В ответе укажите номера двух выбранных вариантов без пробелов и запятых.

5. Задание

Установите соответствие между характеристиками и органоидами, представленными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом списке, подберите соответствующую позицию из второго списка.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. организует микротрубочки в клетке
  2. соединяет аминокислоты при синтезе полипептидов
  3. движется по иРНК во время трансляции
  4. участвует в образовании веретена деления при митозе
  5. участвует в соединении кодонов и антикодонов
  6. располагается в основании ресничек и жгутиков

ОРГАНОИДЫ

1.


2.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.

6. Задание

Определите соотношение фенотипов у потомков при самоопылении дигетерозиготы, если признаки наследуются независимо и наблюдается полное доминирование.

Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

7. Задание

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания клеточной инженерии.

  1. отбор родителей для скрещивания
  2. гибридизация клеток
  3. гетерозис у гибридных клеток
  4. внедрение плазмиды в клетку эукариот
  5. перенос ядра из соматической клетки в яйцеклетку

В ответе укажите номера двух выбранных вариантов без пробелов и запятых.

8. Задание

Установите соответствие между признаками и типами мутаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

  1. замена одного нуклеотида
  2. разворот участка хромосомы
  3. удвоение нескольких нуклеотидов
  4. выпадение двух генов
  5. перестановка участка хромосомы на негомологичную
  6. может приводить к замене аминокислоты в полипептиде

ТИПЫ МУТАЦИЙ

  1. генные
  2. хромосомные

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.

9. Задание

Для пресмыкающихся, в отличие от земноводных, характерно

  1. наличие смешанной крови в желудочке сердца
  2. два круга кровообращения
  3. ячеистые лёгкие у всех представителей
  4. сухая, покрытая чешуями, кожа
  5. водный образ жизни
  6. внутреннее оплодотворение

Запишите в ответ цифры, соответствующие трем выбранным вариантам.

10. Задание

Установите соответствие между характеристиками и группами грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. гифы мицелия лишены перегородок
  2. орган спороношения – плодовое тело
  3. споры созревают в специализированных спорангиях
  4. могут образовывать микоризу с корнями растений
  5. выделяют антибиотики в среду
  6. могут быть сапротрофными и паразитическими

ГРУППЫ ГРИБОВ

  1. шляпочные
  2. низшие плесневые

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.

11. Задание

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего.

  1. Млекопитающие
  2. Животные
  3. Гималайский крот
  4. Насекомоядные
  5. Хордовые
  6. Кротовые

Запишите в поле для ответа соответствующую последовательность цифр.

12. Задание

Что из перечисленного ниже является функцией симпатический нервной системы?

  1. снижение концентрации глюкозы в крови
  2. повышение физиологических способностей мышц
  3. обеспечение повышенной силы и частоты сердечных сокращений
  4. усиление перистальтики тонкого кишечника
  5. сужение бронхов в дыхательной системе
  6. расширение зрачков

Запишите в поле для ответа цифры, соответствующие трём выбранным вариантам.

13. Задание

Установите соответствие между процессами и веществами почки, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

  1. ультрафильтрация крови
  2. реабсорбция солей
  3. обратное всасывание глюкозы
  4. образование первичной мочи
  5. поступление воды в кровь
  6. формирование вторичной мочи

ВЕЩЕСТВО ПОЧКИ

  1. 1
  2. 2

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.

14. Задание

Установите последовательность органов кровеносной системы, через которые проходит кровь при кровообращении, начиная с превращения венозной крови в артериальную.

  1. правый желудочек
  2. левое предсердие
  3. капилляры лёгких
  4. аорта
  5. нижняя полая вена

Запишите в поле для ответа соответствующую последовательность цифр.

15. Задание

Прочитайте текст.

(1)Речной окунь – вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня – 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4)Нерест у речного окуня происходит ранней весной. (5)Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6)Окунь – популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.

Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь.

Запишите в поле для ответа цифры, соответствующие выбранным вариантам.

16. Задание

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

  1. обнаружение окаменелости трилобита
  2. сходство зародышей человека и саламандры
  3. построение филогенетического ряда лошади
  4. нахождение отпечатков древовидных папоротников
  5. наличие хорды у зародыша голубя

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

  1. палеонтологические
  2. эмбриологические

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

17. Задание

Какие из приведённых событий, влияющих на экосистемы, относят к антропогенным воздействиям?

  1. вырубка лесов
  2. сжигание ископаемого топлива
  3. зарастание луга
  4. землетрясение
  5. лесной пожар
  6. посев пшеницы

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

18. Задание

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ

  1. берёза
  2. волк
  3. петров крест
  4. опёнок
  5. гриб трутовик
  6. хлорелла

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

  1. продуцент
  2. консумент
  3. редуцент

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.

19. Задание

Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при коленном рефлексе.

  1. центростремительный нейрон
  2. центробежный нейрон
  3. рецептор в сухожилиях бедренной мышцы
  4. четырёхглавая мышца бедра
  5. вставочный нейрон

Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

20. Задание

Проанализируйте таблицу «Естественный отбор».

Форма естественного отбора Выраженность признака, находящаяся под давлением Пример
стабилизирующий любые отклонения от среднего значения (В)________
(А)________ минимальное или максимальное значение увеличение длины шеи жирафа
дизруптивный (Б)________ формирование популяций крылатых и бескрылых насекомых на островах

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и определения, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов и определений:

  1. изменение цвета у мотыльков
  2. постоянство толщины панциря у черепах
  3. появление нескольких видов вьюрков
  4. выходящее за норму значение
  5. среднее значение
  6. движущий
  7. разрывающий
  8. вытесняющий

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.

21. Задание

Проанализируйте диаграмму «Доля россиян, употребляющих витамины в таблетках».

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Женщины любых возрастов больше употребляют витамины.
  2. Шестнадцатилетние девушки употребляют больше всего витаминов.
  3. Мужчины меньше занимаются спортом, поэтому им не нужно так много витаминов.
  4. Доля употребляющих витамины мужчин с возрастом растёт.
  5. Женщины трудоспособного возраста больше озабочены своим здоровьем, чем пожилые женщины.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

22. Задание

Лекарственный препарат разжижает мокроту и усиливает её секрецию.

На какие органы человека действует данный препарат? При каких симптомах он назначается?

23. Задание

Какой процесс изображён на рисунке?

Укажите, какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3 и 4. У организмов какого домена (прокариоты или эукариоты) данный процесс происходит именно представленным на рисунке образом?

Аргументируйте свой ответ.

24. Задание

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии и грибы в хозяйственной деятельности человека».

(1)В своей хозяйственной деятельности человек активно использует бактерии и грибы. (2)Бактерии используются в приготовлении молочнокислых продуктов и плесени на сырах. (3)Грибы в свою очередь используются в изготовлении выпечки. (4)При аэробном окислении глюкозы молочно­кислые бактерии выделяют молочную кислоту. (5)Дрожжи тоже выделяют молочную кислоту, но только в анаэробных условиях. (6)Плесневые грибы можно использовать в производстве антибиотиков. (7)В биотехнологии также используют бактерии и грибы, помещая в них гены, кодирующие необходимые белки.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

25. Задание

Какие отличия в строении и физиологии позволили птицам получить более широкое географическое распространение, чем пресмыкающимся?

Ответ поясните.

26. Задание

Известно, что в различных местах планеты преобладают различные биогеоценозы.

От каких основных абиотических факторов зависит, какой именно биом сформируется на том или ином участке суши?

Ответ поясните.

27. Задание

Исходный фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь – смысловая, нижняя – транскрибируемая):

5'–ЦГТАТАГЦГТАТАТЦ–3'

3'–ГЦАТАТЦГЦАТАТАГ–5'

В результате замены одного нуклеотида в ДНК вторая аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Тре.

Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида?

Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните.

Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

28. Задание

При скрещивании чистых линий кукурузы, в початках которой зёрна хорошо выполнены и алейроновый слой окрашен, с растениями, имеющими сморщенные зёрна и бесцветный алейроновый слой, в первом поколении все початки были с выполненными зёрнами, имеющими окрашенный алейро­новый слой. При анализирующем скрещивании растений в потомстве было получено фенотипических класса в соотношении

Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.