Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История философии



 

           кравткий Словарь

   философских  понятий и категорий

 

Абсолютное – совершенное, завершенное, ничем не обусловленное, ни с чем не сравнимое

Абсолютность истины – исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в будущем.

Абстрагирование – метод научного познания – отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков.

Агностицизм – философская позиция, отстаивающая принципиальную невозможность истинного познания мира. (Противоположное – гностицизм)

Адаптация– приспособление.

Альтруизм – направление поиска смысла жизни в служении обществу.

Аксиология – учение о ценностях.

Анализ – метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части (сравни: синтез).

Аналогия– метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Антиномия – противоречие двух одинаково обоснованных суждений.

Антропосоциогенез – зарождение и последующее совместное развитие человека и общества.

Антропология философская – философия человека.

Антропоцентризм – философская позиция, согласно которой, человек является центром мироздания.

Апологетика – защита через философское или идеологическое обоснование.

Архетип – фундаментальная структура человеческой психики, коллективное бессознательное как прообраз поведения и мышления, объединяющий поколения внутри одной общности.

Атрибут – существенное, неотъемлемое, свойство вещей, явлений. То, без чего нечто не может существовать в отличие от случайных свойств - акциденций.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антагонист– непримиримый противник.

Антагонистический – непримиримо враждебный, настроенный на уничтожение противника.

Бессознательное – природное, автономное, безличное начало человеческой психики, влияющее на поступки человека вне рационального осознания.

Биосоциальные законы – выражают взаимовлияние биологического и социального в развитии человека и общества.

Биосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью.

Биологизм – применение понятий и законов биологии для понимания явлений социальной жизни.

Бытие– наиболее общая философская категория, отражающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данностей в сознании.

Биологическая смерть – завершение жизни организма человека.

Власть – отношения между людьми по поводу подчинения и подчиненности.

«Вещь в себе» – понятие, введенное И. Кантом для обозначения сущности вещей, которая, по мнению философа, принципиально не познаваема, закрыта от человека.

Возможность – философская категория, отражающая объективную тенденцию, способную при определенных условиях перейти в новое явление – в действительность

Война – продолжение политики государства иными, вооруженными методами.

Воля – элемент сознания – способность человека управлять своим поведением, направлять усилия на достижение цели.

Внимание – элемент сознания, способность направлять психическую деятельность на объект или действие.

Восприятие – вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет.

Гедонизм – усмотрение смысла жизни в наслаждении, жизнь ради процесса.

Географическая среда – земной ландшафт, как сфера обитания человека.

Географический детерминизм – признание того, что климат, почва, географическое положение страны имеют определяющее влияние на психику и характер людей, политические отношения, культуру в целом.

Герменевтика – учение о понимании через вживание, сопереживание, интерпретацию.

Гилозоизм– одушевление всех элементов природы.

Гносеология – философская теория познания.

Государство – центральное звено политической системы, механизм осуществления власти ради управления страной.

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком – изменение положения тела в пространстве.

Действительность – философская категория, отражающая объективную реальность, возникшую в итоге реализации некоторой возможности.

Дедукция– метод научного познания, ход мысли от общего к частному. (Противоположное – индукция).

Деизм– признание за Богом роли творца мира, устранившегося от его непосредственного повседневного развития.

Детерминизм – обусловленность.

Диалектика – философское учение о всеобщих связях, движении и развитии.

Догматизм – признание своей идеи истинной, завершенной, не требующей развития.

Диалектический материализм – философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.

Долг – осознанные и лично принятые на себя человеком обязанности и ответственность, нравственно аргументированное самопринуждение к поступкам.

Дуализм – философское учение, признающее равноправие двух первоначал: материи и сознания в процессе происхождения и развития мироздания (Платон, Декарт).

Духовная сфера жизни общества – отношения людей по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Духовная смерть – следствие потери духовных ценностей, смысла жизни. Мысль о себе по формуле: «Мне ничего не нужно».

Единичноекатегория диалектики, отражающая отдельный предмет или явление в их неповторимой индивидуальности (сравни: общее).

«Естественное право» – признание новоевропейской философией права на свободу, уважение, собственность изначальным, природным, врожденным свойством человека (Дж. Локк, Б.Спиноза).

Ересь– особое религиозное вероучение, отступающее от официально признанного в ту или иную эпоху.

Заблуждение – непреднамеренное искажение истины (сравни: ложь).

Законобъективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная, необходимая связь явлений и предметов.

Идеализм – философское учение, признающее первичность идеи (сознания) и вторичность материи в процессе происхождения и развития мира.

Идеалистическая диалектика – философский принцип, соединяющий в себе идеалистическую и диалектическую методологии (Ф.Гегель).

Идеал – задача, принципиально не реализуемая.

Идеология– теоретическая система взглядов на социально-политичес-кие отношения в обществе и отражающая интересы какой-то общественной группы, класса, партии, государства и пр.

Индивидуализм – понятие, обозначающее признание приоритета интересов отдельного человека над коллективными.

Индивид – человек как единичный представитель рода людей, природное начало (сравни: индивидуальность, Личность).

Индивидуальность – духовное начало, отличающее каждого отдельного человека от всех остальных.

Индукция – метод познания, ход мысли от частного к общему (сравни: дедукция).

Интенция – направленность сознания к цели, намерение, предшествующее поступку.

Интерес – значимая потребность, склонность к чему-нибудь.

Интуиция– метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики.

Иррационализм – философский метод, отрицающий ведущую роль разума в познании и в жизни, усматривающий путь к истине в иррациональных способах постижения бытия: воля, чувство, интуиция (Кьеркегор, Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер).

Истина – знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает.

Категория философская – наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства однородных предметов и явлений.

Качество– философская категория, отражающая внутреннюю определенность вещи, явления.

Количество – философская категория отражающие внешнюю определенность вещи, явления.

Коллективизм –способность общности людей к совместному делу и общей ответственности на основе единых потребностей и интересов, целей.

Космизм – широкое общественно-философское направление в России на рубеже XIX – XX веков, активно обсуждавшее проблему отношения человека и природы, отстаивающее ведущую и ответственную роль человека в развитии мироздания.

Космоцентризм– принцип отношения к миру, согласно которому мироздание есть единый, самодостаточный космический организм без деления на лидеров, без внутренних приоритетов (Античность).

Культура – все, что создано человеком. Это взаимопроникающие процессы познания и творчества, результаты этих процессов как база для будущего познания и творчества.

Личность – совокупность общественных отношений; человек, способный к социально значимой роли в обществе (К. Маркс).

Логика формальная – наука о законах и формах мышления.

Ложь – преднамеренное искажение истины (сравни: заблуждение).

Любовь – единение людей при сохранении свободы и индивидуальности каждого, главное условие самореализации.

Материализм – философское учение, признающее первичность материи и вторичность Идеи (сознания) в процессе происхождения и развития мира.

Материалистическое пониманиеистории – признание первичности бытия как условий материальной жизни и вторичности сознания людей в процессе развития общества.

Материя – философская категория, отражающая объективную реальность, существующую независимо от человека и данную ему в ощущения. (В.И. Ленин)

Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общности, социально-психологические установки сознания, способы восприятия, единая манера чувствовать и думать. Введено как поправка отождествления сознания с разумом.

Мера – граница, за которой количественные накопления переходят в качественные измерения.

Метафизика – учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия.

Мечта – желание, для выполнения которого не предпринимается реальных усилий, отложенная задача (сравни: цель).

Мировоззрение – наиболее общая система взглядов на мир и себя в нем.

Мифологическое мировоззрение – конкретно-образное, чувственное восприятия мира, без вопросов и сомнений.

Моделирование – метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных.

Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало: или духовную или материальную субстанцию (идеалистический или материалистический монизм). (Сравни: дуализм)

Мораль – исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением.

Мотивация – совокупность факторов как источник, побуждающий человека к активности.

Мышление – элемент сознания – процесс познавательной деятельности.

Мышление предметное – способность решать задачи в предложенной ситуации, свойственная высшим животным, низшая ступень познавательной возможности человека.

Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека.

Насилие – воздействие одного субъекта отношений на другого против желания последнего.

Натурфилософия – философия, объектом которой является природа. (Античность – природа как космос, Возрождение – природа как среда, окружающая человека, Новое время – природа как мастерская, в которой работает человек).

Наука – а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство.

Нравственность – часто употребляется как синоним категории «мораль». (Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности.

Необходимость – философская категория, отражающая закономерные связи явлений мира (сравнить: случайность).

Обобщение – метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть.

Общее – философская категория, отражающая совокупность одинаковых признаков явлений и выражающая однородность последних (сравнить: единичное).

Общественная психология – форма обыденного массового сознания – эмоциональное и интеллектуальное единство устойчивых групп людей.

Общественная идеология – форма теоретического общественного сознания – система взглядов устойчивых групп людей, теоретически отражающая социально-политический строй, структуру, потребности и интересы общества.

Общественное бытие – материальные условия жизни устойчивых групп людей.

Общественное сознание – устойчивая совокупность экономических, политических, этических, эстетических, религиозных взглядов и теорий, отражающих общественное бытие.

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – одна из пяти исторических стадий социально-экономического развития общества (К. Маркс).

Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, формирующийся в процессе каждодневной житейской практики при опоре         на чувственное восприятие реальности.

Объект– то, на что направлено познание или действие, пассивное начало, то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (Не путать с предметом познания или деятельности – совокупностью некоторых свойств объекта, выделенных для познания или действия в конкретных условиях).

Объективно– то, что не зависит от воли и желания человека – субъекта действия (сравни: субъективно).

Онтология– философское учение о бытии.

Особенное –категория диалектики, выражающая общее в его реальном единичном воплощении, единичное – через его единство с общим.

Ощущение–первая ступень чувственного познания – способность органов чувств выделять отдельные свойства окружающих предметов.

Панбиологизм – принцип абсолютизации биологического фактора в развитии человека и игнорирование социального.

Память – элемент сознания – способность удерживать информацию.

Пантеизм – направление натурфилософии Возрождения, отождествляющее Бога и природу (Н. Кузанский, Б. Спиноза).

Парадигма – изначальная установочная система взглядов, на основе которой развиваются все формы общественного и индивидуального сознания.

Парадигма научная – установочная модель решения проблемы для конкретного научного сообщества.

Персонализм – философское направление, признающее Личность первичной творческой реальностью, высшей духовной ценностью, полагающее, что обществом управляет «Высшая Божественная Личность» (Н.Бердяев).

Плюрализм – признание равноправного множества оснований развития того или иного объекта, как и путей его развития.

Позитивизм – рационалистическое, ориентированное на науку направление в философии, возникшее в 40-е годы XIX века. Отказывало прошлой философии в необходимости развиваться далее, и призывало мыслителей заняться позитивным (полезным) научным знанием (О. Конт).

Познаниечеловека – процесс отражения элементов мира в сознании в виде идеальных образов.

Политеизм – многобожие.

Политика– отношения между людьми по поводу завоевания, удержания и осуществления государственной власти.

Понятие – первая ступень логического познания (мышления) – мысль, выделяющая общие свойства однородных предметов и явлений.

Правда – этически окрашенная истина – понятие, отражающие личную заинтересованность говорящего субъекта в содержании истины.

Прагматизм – усмотрение смысла жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства.

Практика – целесообразная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности.

Представление – третья ступень чувственного познания – выделение предмета по памяти, т.е. без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Преемственность – удержание элементов прошлого в настоящем.

Противоречие диалектическое – единство двух противоположных сторон целого.

Противоположность диалектическая – сторона диалектического противоречия.

Причина – это явление, вызывающее к существованию другое явление – следствие.

Рационализм – философский метод, признающий ведущую роль разума в познании (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, Конт, Маркс и др.). (Сравни: – эмпиризм).

Разум – способность человека к абстрактному мышлению, теоретическому решению задачи, к целеполаганию; человекообразующий признак как компенсация за природную неспециализированность.

Рассудок – способность к чувственному эмпирическому познанию, к решению задачи в предложенных обстоятельствах – к «мышлению предметному».

Редукция –возвращение к истоком: методологический принцип сведения высшей формы развития объекта к низшей, сложного к более простому, нескольких факторов к одному,

Религия – система взглядов на мир, принятая человеком на веру (без доказательств) и ведущая его по жизни.

Релятивизм – методологический принцип, отрицающий принципиальную возможность познания мира в силу его постоянной изменчивости.

Рефлексия– направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, не и знать, что ты чувствуешь.

Садизм – стремление превратить другого в беспомощный объект собственной воли, т.е. страстное, переходящее в потребность желание подчинить себе чужую волю.

Свобода –наличиеосознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него.

Секуляризация –освобождение всех сфер жизни от влияния религии и церкви.

Сенсуализм – философское направление признающее первичность чувств в познании.

Синтез – метод научного познания – процедура мысленного объединения изучаемых объектов как частей в целое (сравни: анализ).

Скептицизм– выражение сомнения в чем-либо.

Случайность –философская категория, отражающая внешние, необязательные, эпизодические связи предметов и явлений. Любая случайность, чья-то необходимость.

Смерть– естественный конец функционирования живого организма. Смотри:

– духовная смерть;

– социальная смерть;

– физическая смерть.

Следствие – философская категория, отражающая явление, возникшее в результате причины. У каждого явления есть причина, которую не следует путать с временной последовательностью или с основанием для умозаключения.

Социальная смерть – следствие потери (реальной или мнимой) своего места в обществе, жизнь по принципу: «Я никому не нужен, Я ничего не могу».

Смех – эмоциональная реакция на несоответствие ситуации нормам при отсутствии опасных последствий.

Смысл жизни – принципиально незавершаемая задача, способная длительный период собирать вокруг себя цели человека.

Содержание – философская категория, отражающая совокупность всех внутренних элементов и свойств явлений и предметов.

Совесть– способность к нравственной самооценке.

Сознание –высший, свойственный человеку уровень развития психики, способность отражать мир в духовных образах.

Социальная философия –философия общественного развития.

Социальное– общественное.

Социология – наука об обществе.

Сравнение – метод научного познания – сопоставление однородных объектов познания.

Стыд – отрицательная эмоциональная реакция человека на несоответствие поступка своим нормам.

Сублимация– замена.

Субстанция – основа, основание, носитель свойств, субстрат.

Субъект– тот, кто совершает действие, активное начало (сравни: объект).

Субъективный идеализм –философское направление, признающее первичность Идеи (Разума), независящей ни от материи, ни от человека и всего человечества.

Суждение– вторая ступень логического познания (мышления) – мысль, которая через связь нескольких понятий что-то утверждает или отрицает.

Сущность – совокупность атрибутов (неотъемлемых свойств) вещи, явления.

Схоластика –официальная философия позднего средневековья (XI–XIV вв.), решающая вопросы о соотношении значения в жизни человека религии и науки, веры и разума в пользу религии и веры.

Танатология– раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр.

Теоретическое сознание – осмысление реальности через поиск сущности, внутренних связей посредством логического мышления.

Теоцентризм – принцип отношения к миру, который усматривает центр и высшую цель мира в Боге.

Теософия – божественная мудрость, знания о Боге, которое достигается непосредственным созерцанием.

Ум– способность человека к мышлению.

Умозаключение – третья ступень логического познания (мышления), в результате которой через связь нескольких суждений появляется новое суждение.

Утопия – нереальные цели и планы, стремление реализовать идеал здесь и сейчас.

Фанатизм – крайняя форма догматизма, при которой    идея представляется важнее жизни и своей, и чужой.

Фатализм – вера в судьбу, рок как внешнюю предопределенность.

Феномéн– единичное явление, вещь, человек и пр., неповторимо отличающийся от окружающих.

Фенóмен– нематериализованная реальность, которая не поддается научному описанию. Реальность, не имеющая материальной субстанции.

Цель – реально выполнимая задача, для реализации которой предпринимаются усилия.

Ценность – социально или лично детерминированная значимость для человека элементов действительности.

Чувство – элемент сознания - продолжительное во времени, устойчивое отношение человека к элементам мира в форме переживания.

Эвтаназия – область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть.

Эвдемонизм – совокупность идей, признающих смысл жизни человека в поиске путей достижения счастья, в стремлении к счастью.

Эгоизм – усмотрение смысла жизни в служении другим (противоположное – альтруизм).

Экзистенциализм – философия человеческого существования, отвечающая на вопросы: «Что такое человек?», «Что надо сделать, чтобы стать человеком» (XIX в. – Кьёркегор; нач. XX в. – Шестов, Бердяев; середина

XX в. – Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Сартр).

Экзистенция – существование человека в форме открытости миру при способности к общению и пониманию – к экзистированию.

Экология – наука о противоречиях природы и общества.

Эксперимент – метод научного познания – наблюдение за объектом познания в искусственных условиях.

Эманация – происхождение, выход из единого (религиозное: мир есть эманация Божества) (сравни: эволюция).

Эмоция – элемент сознания, кратковременная реакция человека на объект в форме переживаний.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее ведущую роль чувств в познании (Ф. Бэкон, Локк – XVI–XVII вв.) (сравни: рационализм).

Эсхатология – в христианской догматике – учение о последних вещах; о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о загробной жизни, о цели Космоса, о конце Света.

Эстетика – учение о том, что вызывает чувственную реакцию человека (прекрасное – безобразное; возвышенное – низменное; смешное – трагическое и пр.).

Этика– учение о морали.

Этика долга – утверждение того, что исполнение долга есть смысл жизни.

Явление – философская категория, отражающая внешние свойства явлений, предметов; внешнее обнаружение сущности (противоположное – сущность).

 

Приложение

Таблица 1.

Философская Антропология

Антропологический поиск предельных оснований человека активизируется в ХХ веке и сводится к ответу на вопрос: с чего начать познание человека?

Предельное основание человеческого бытия Направление в философии
Собственное «Я» Антропология: М. Шелер (1874 – 1928)
Сознание человека Феноменология: Э. Гуссерль (1859 – 1938)
Бессознательное Психоанализ: З. Фрейд (1856 – 1939), К.Г. Юнг (1857 – 1961), Райх (1897 – 1957), П. Рикёр (род.1913).
Воля Волюнтаризм: А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 –1900).
Понимание Герменевтика: Ф. Шлейермахер (1766 – 1834), В. Дильтей (1833 – 1911), Г.Х. Гадамер (1900 – 2002).
Язык Философия языка: аналитическая «критика языка» – Л. Витгенштейн (1889 – 1951); типология – Ч. Пирс (1839 – 1914); онтология – М. Хайдеггер (1889 – 1976).
Разум Рационализм: Р. Декарт (1596 – 1650), Ф. Гегель (1770 – 1831). Критический рационализм: К. Поппер (1902 – 1994), И. Лакатос (1922 – 1974), П. Фейерабенд (1924 – 1994).
Чувство Иррационализм: Ницше (1844 – 1900).
Долг Этика: И. Кант (1724 – 1804).
Вера Неотомизм: П. Тейяр-де-Шарден (1881 – 1955), А. Швейцер (1875 – 1965), П. Маритен (1882 – 1973). Экзистенциализм: К. Ясперс (1883 – 1969), Г. Марсель (1889 – 1973), Н. Бердяев (1874 – 1948), Л. Шестов (1866 – 1938), М. Бубер (1878 – 1965).
Власть Волюнтаризм: функционализм Парсонс (1902 – 1979). Политическая семиология: Барт (1890 – 1965).  
Биологические недостатки Гелен (1904 – 1976), Плеснер (1892 – 1985), Шелер (1874 – 1928).
Насилие Психоанализ: Фрейд (1856 – 1939). Фромм (1900 – 1980).
Любовь как возможность обшения М. Бубер (1878 – 1965), Э. Фромм (1900 – 1980).
Человек как творец культурной среды «Культурология»: М. Ландман (р. 1913), Э. Ротхакер (1888 – 1905).
«Жизнь» как поток творчества «Философия жизни»: Г. Зиммель (1858 – 1918), Бергсон (1859 –1941), Ф. Ницше (1844 – 1900), О. Шпенглер (1880 – 1936).
Жизнь как игра Теория игровой культуры: Й. Хейзинга (1872 – 1945), Э. Финк (1905 – 1975).
Жизнь как творение смыслов «Философия символических форм»: Э. Кассирер (1874 – 1945).
Практика К. Маркс (1918 – 1883)
Опыт Прагматизм: Ч. Пирс (1839 – 1914), У. Джеймс (1842 – 1910), Дж. Дьюи (1859 – 1952).
Предельное основание человеческого бытия Направление в философии
Экзистенция Экзистенциализм: К. Ясперс (1883 – 1969), М. Хайдеггер (1889 – 1976), А. Камю (1913 – 1960), Ж.П. Сартр (1905 – 1980), С. Де Бо- вуар (1908 – 1986), Н. Бердяев (1874 – 1948), Г. Марсель (1889 – 1973), Л. Шестов (1866 – 1938), М. Бубер (1878 – 1965).  
Личность как целое Персонализм: Н. Бердяев (1874 – 1948), Л. Шестов (1866 – 1938), Н. Лосский (1870 – 1965).
Бытие как материальные условия жизни Марксизм
Бытие как мир возможностей Онтология М. Хайдеггера (1889-1976).
Открытость, безосновность, «ничто» Постмодернизм: Ж. Бодрийар (р.1929). Гройс, Р. Барт (1915 –1980), Р. Рорти (р. 1931). В.В. Бычков (р. 1942). В.А. Подорога (р.1946), Ю. Хабермас (р.1929). Постструктурализм: Ж. Деррида (1930 – 2004). Психоанализ: Ж. Локан (1901 – 1981), Ж. Делёз (1925 – 1995), Ф. Гваттари. (1930 – 1992).

ВЫВОД: человеку ничего невозможно предписать априорно, его изначальная природа – есть «ничто» плюс «свобода». Постепенно вопрос «Что значит быть человеком?» заменяется вопросом «Что надо сделать, чтобы стать человеком?». Предельное основание ускользает.

 

 

Таблица 2.

История философии

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};

Направления, школы, направленность философствования

Примерная

хронология

Представители

Домифологическая стадия (до VII в. До н.э.)

Мифология – Гомер, Гесиод (VII – VI вв. до н.э.)

Античность (VII в. до н.э. – III в. н.э.)

досократики

До IV в. до н.э.

 

Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протаргол и др.

 

Ранний эллинизм (IV в. до н.э.)

кинизм

IV – III вв. до н.э.

Антисфен (ок. 450 – ок. 360 до н.э.),

Диоген (ок. 400 – 325 до н.э.)

Гедонизм

(эпикуреизм)

 III – II вв. до н.э.

Эпикур (341 – 270 до н.э.)

скептпцизм

III – II вв. до н.э.

Пиррон (360 – 270 до н.э.)

стоицизм

III в. до н.э. –

III в. н.э.

Зенон Китионской (333 – 262 до н.э.),

Посидоний (ок. 135 – 51 до н.э.),

Цицерон (106 – 43 до н.э.),

 

Направления, школы, направленность философствования

Примерная

хронология

Представители

стоицизм

III в. до н.э. –

III в. н.э.

 

Сенека (5 до н.э. – 65 н.э.),

Эпиктет (50 – 140),

Марк Аврелий (121 – 180).

 

Поздний эллинизм (I – III вв. н.э.)

 

неоплатонизм

II – III вв. н.э.

Плотин (ок. 205 – ок. 270),

Порфирий (ок. 233 – ок. 304).

Средневековье (IV – XIII вв.)

Патристика

I – VIII вв.

 

 

Ориген (185 – 254),

Августин Блаженный (354 – 430),

Василий Великий (ок. 330 – 379),

Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394),

Тертуллиан (ок. 160 – после 220),

Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753),

Максим Исповедник (ок. 580 – 662),

Петр Ивер и др.

 

 

Ближневосточная философия

XI – XII вв.

 

Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980 – 1037),

Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198),

Маймонид (1135 – 1204).

 

 

схоластика

IX – XV вв.

 

Эриугена (ок. 810 – ок. 887),

Бонавентура (1221 – 1274),

Альберт Великий (1193 – 280),

И. Росцеллин (1050 – 1125),

П. Абеляр (1079 – 1142),

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109).

 

 

 
Томизм

XII – XV вв.

Фома Аквинский (1225(6) – 1274)

 
Реализм

IX – XIII вв.

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – 887),

Фома Аквинский (1225(6) – 1274),

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109).

 

 
Номинализм

XI – XII вв.

И. Росцеллин (1050 – 1125),

П. Абеляр (1079 – 1142).

 

 
мистицизм

XIII – XIV вв.

Мейстер Экхарт (1260 – 1327)

 

Возрожление (ренессанс) (XIV – XVII вв.)

 
гуманизм

 

Дж. Савонарола (1452 – 1498),

Леонардо да Винчи (1452 – 1519),

Микеланджело (1475 – 1564),

Эразм Роттердамский (1469 – 1536),

Н. Макиавелли (1469 – 1527),

Т. Мор (1478 – 1535),

М. Монтень (1533 – 1592),

Николай Кузанский (1401 – 1464),

 

 

Направления, школы, направленность философствования

Примерная хронология

Представители

 

гуманизм

 

Пико делла Мирандола (1463 – 1494)

Я. Беме (1575 – 1624) и др.

 

Философия нового времени (XVI – XVIII вв.)

 

Эмпиризм

(сенсуализм)

XVI – XVII вв.

Ф. Бэкон (1561 – 1626), Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632 – 1704), Б. Паскаль (1623 – 1662)  

рационализм

XVI – XVIII вв.

Р. Декарт (1596 – 1650), Т. Лейбниц (1646 – 1716), Б. Спиноза (1632 – 1677)  

Субъективный

идеализм

XVII – XVIII вв.

Дж. Беркли (1685 – 1753)  

агностицизм

XVIII в.

Д. Юм (1711 – 1776)  

просвещение (XVIII в.)

 

Культ разума

 

Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Д. Дидро (1713 – 1784), П. Гольбах (1723 – 1789), Ш. Монтескье (1689 – 1755) и др.  

романтизм (XVIII – XIX вв.)

 

Культ чувства

Ф. Шлегель (1772 – 1829), Ф. Шлейермахер (1768 – 1834), Ф. Шиллер (1759 – 1809).  

Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.)

 

Объективный идеализм

К. Кант (1724 – 1804), Г.В. Ф. Гегель (1770 – 1831), И.Г. Фихте (1775 – 1854), Ф.В.Й. Шеллинг (1775 – 1805).  

Постклассическая философия

 

материализм

Сер. XIX в.

К. Маркс (1818 – 1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895)  

антропология

XIX в.

Л. Фейербах (1804 – 1872)  

Иррационализм

XIX в.

А. Шопенгауэр (1788 – 1860)  

позитивизм

XIX в.

О. Конт (1798 – 1857)  

Философия жизни

XIX в.

Ф. Ницше (1844 – 1900)  

прагматизм

XX в.

Ф. Пирс (1839 – 1914), У. Джемс (1842 – 1910), Дж. Дьюи (1859 – 1957).  

философия XX в.

 

неокантианство

 

Э. Кассирер (1874 – 1945), Г. Коген (1842 – 1918)  

герменевтика

Ф. Шлейермахер (1768 – 1834), В. Дильтей (1833 – 1911), Г.Х. Гадамер (1900 – 2002)  

Направления, школы, направленность философствования

Примерная

хронология

Представители  

Философская

антропология

 

М. Шелер (1874 – 1928), П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955).  

Аналитическая

философия

 

Б. Рассел (1872 – 1970), Л. Витгенштейн (1889 – 1951), О. Нейрат (1882 – 1945), Р. Карнап (1891 – 1970), Дж. Мур (1873 – 1958).  

Психоанализ

(фрейдизм)

 

З. Фрейд (1856 – 1939)  

неофрейдизм

 

К.Г. Юнг (1857 – 1961), Э. Ф


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.