|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История философииСтр 1 из 2Следующая ⇒
кравткий Словарь философских понятий и категорий
Абсолютное – совершенное, завершенное, ничем не обусловленное, ни с чем не сравнимое Абсолютность истины – исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в будущем. Абстрагирование – метод научного познания – отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков. Агностицизм – философская позиция, отстаивающая принципиальную невозможность истинного познания мира. (Противоположное – гностицизм) Адаптация– приспособление. Альтруизм – направление поиска смысла жизни в служении обществу. Аксиология – учение о ценностях. Анализ – метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части (сравни: синтез). Аналогия– метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Антиномия – противоречие двух одинаково обоснованных суждений. Антропосоциогенез – зарождение и последующее совместное развитие человека и общества. Антропология философская – философия человека. Антропоцентризм – философская позиция, согласно которой, человек является центром мироздания. Апологетика – защита через философское или идеологическое обоснование. Архетип – фундаментальная структура человеческой психики, коллективное бессознательное как прообраз поведения и мышления, объединяющий поколения внутри одной общности. Атрибут – существенное, неотъемлемое, свойство вещей, явлений. То, без чего нечто не может существовать в отличие от случайных свойств - акциденций. Антагонизм – непримиримое противоречие. Антагонист– непримиримый противник. Антагонистический – непримиримо враждебный, настроенный на уничтожение противника. Бессознательное – природное, автономное, безличное начало человеческой психики, влияющее на поступки человека вне рационального осознания. Биосоциальные законы – выражают взаимовлияние биологического и социального в развитии человека и общества. Биосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью. Биологизм – применение понятий и законов биологии для понимания явлений социальной жизни. Бытие– наиболее общая философская категория, отражающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данностей в сознании. Биологическая смерть – завершение жизни организма человека. Власть – отношения между людьми по поводу подчинения и подчиненности. «Вещь в себе» – понятие, введенное И. Кантом для обозначения сущности вещей, которая, по мнению философа, принципиально не познаваема, закрыта от человека. Возможность – философская категория, отражающая объективную тенденцию, способную при определенных условиях перейти в новое явление – в действительность Война – продолжение политики государства иными, вооруженными методами. Воля – элемент сознания – способность человека управлять своим поведением, направлять усилия на достижение цели. Внимание – элемент сознания, способность направлять психическую деятельность на объект или действие. Восприятие – вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет. Гедонизм – усмотрение смысла жизни в наслаждении, жизнь ради процесса. Географическая среда – земной ландшафт, как сфера обитания человека. Географический детерминизм – признание того, что климат, почва, географическое положение страны имеют определяющее влияние на психику и характер людей, политические отношения, культуру в целом. Герменевтика – учение о понимании через вживание, сопереживание, интерпретацию. Гилозоизм– одушевление всех элементов природы. Гносеология – философская теория познания. Государство – центральное звено политической системы, механизм осуществления власти ради управления страной. Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком – изменение положения тела в пространстве. Действительность – философская категория, отражающая объективную реальность, возникшую в итоге реализации некоторой возможности. Дедукция– метод научного познания, ход мысли от общего к частному. (Противоположное – индукция). Деизм– признание за Богом роли творца мира, устранившегося от его непосредственного повседневного развития. Детерминизм – обусловленность. Диалектика – философское учение о всеобщих связях, движении и развитии. Догматизм – признание своей идеи истинной, завершенной, не требующей развития. Диалектический материализм – философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии. Долг – осознанные и лично принятые на себя человеком обязанности и ответственность, нравственно аргументированное самопринуждение к поступкам. Дуализм – философское учение, признающее равноправие двух первоначал: материи и сознания в процессе происхождения и развития мироздания (Платон, Декарт). Духовная сфера жизни общества – отношения людей по поводу производства и потребления духовных ценностей. Духовная смерть – следствие потери духовных ценностей, смысла жизни. Мысль о себе по формуле: «Мне ничего не нужно». Единичное – категория диалектики, отражающая отдельный предмет или явление в их неповторимой индивидуальности (сравни: общее). «Естественное право» – признание новоевропейской философией права на свободу, уважение, собственность изначальным, природным, врожденным свойством человека (Дж. Локк, Б.Спиноза). Ересь– особое религиозное вероучение, отступающее от официально признанного в ту или иную эпоху. Заблуждение – непреднамеренное искажение истины (сравни: ложь). Закон – объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная, необходимая связь явлений и предметов. Идеализм – философское учение, признающее первичность идеи (сознания) и вторичность материи в процессе происхождения и развития мира. Идеалистическая диалектика – философский принцип, соединяющий в себе идеалистическую и диалектическую методологии (Ф.Гегель). Идеал – задача, принципиально не реализуемая. Идеология– теоретическая система взглядов на социально-политичес-кие отношения в обществе и отражающая интересы какой-то общественной группы, класса, партии, государства и пр. Индивидуализм – понятие, обозначающее признание приоритета интересов отдельного человека над коллективными. Индивид – человек как единичный представитель рода людей, природное начало (сравни: индивидуальность, Личность). Индивидуальность – духовное начало, отличающее каждого отдельного человека от всех остальных. Индукция – метод познания, ход мысли от частного к общему (сравни: дедукция). Интенция – направленность сознания к цели, намерение, предшествующее поступку. Интерес – значимая потребность, склонность к чему-нибудь. Интуиция– метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики. Иррационализм – философский метод, отрицающий ведущую роль разума в познании и в жизни, усматривающий путь к истине в иррациональных способах постижения бытия: воля, чувство, интуиция (Кьеркегор, Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер). Истина – знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает. Категория философская – наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства однородных предметов и явлений. Качество– философская категория, отражающая внутреннюю определенность вещи, явления. Количество – философская категория отражающие внешнюю определенность вещи, явления. Коллективизм –способность общности людей к совместному делу и общей ответственности на основе единых потребностей и интересов, целей. Космизм – широкое общественно-философское направление в России на рубеже XIX – XX веков, активно обсуждавшее проблему отношения человека и природы, отстаивающее ведущую и ответственную роль человека в развитии мироздания. Космоцентризм– принцип отношения к миру, согласно которому мироздание есть единый, самодостаточный космический организм без деления на лидеров, без внутренних приоритетов (Античность). Культура – все, что создано человеком. Это взаимопроникающие процессы познания и творчества, результаты этих процессов как база для будущего познания и творчества. Личность – совокупность общественных отношений; человек, способный к социально значимой роли в обществе (К. Маркс). Логика формальная – наука о законах и формах мышления. Ложь – преднамеренное искажение истины (сравни: заблуждение). Любовь – единение людей при сохранении свободы и индивидуальности каждого, главное условие самореализации. Материализм – философское учение, признающее первичность материи и вторичность Идеи (сознания) в процессе происхождения и развития мира. Материалистическое пониманиеистории – признание первичности бытия как условий материальной жизни и вторичности сознания людей в процессе развития общества. Материя – философская категория, отражающая объективную реальность, существующую независимо от человека и данную ему в ощущения. (В.И. Ленин) Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общности, социально-психологические установки сознания, способы восприятия, единая манера чувствовать и думать. Введено как поправка отождествления сознания с разумом. Мера – граница, за которой количественные накопления переходят в качественные измерения. Метафизика – учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия. Мечта – желание, для выполнения которого не предпринимается реальных усилий, отложенная задача (сравни: цель). Мировоззрение – наиболее общая система взглядов на мир и себя в нем. Мифологическое мировоззрение – конкретно-образное, чувственное восприятия мира, без вопросов и сомнений. Моделирование – метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных. Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало: или духовную или материальную субстанцию (идеалистический или материалистический монизм). (Сравни: дуализм) Мораль – исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением. Мотивация – совокупность факторов как источник, побуждающий человека к активности. Мышление – элемент сознания – процесс познавательной деятельности. Мышление предметное – способность решать задачи в предложенной ситуации, свойственная высшим животным, низшая ступень познавательной возможности человека. Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека. Насилие – воздействие одного субъекта отношений на другого против желания последнего. Натурфилософия – философия, объектом которой является природа. (Античность – природа как космос, Возрождение – природа как среда, окружающая человека, Новое время – природа как мастерская, в которой работает человек). Наука – а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство. Нравственность – часто употребляется как синоним категории «мораль». (Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности. Необходимость – философская категория, отражающая закономерные связи явлений мира (сравнить: случайность). Обобщение – метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть. Общее – философская категория, отражающая совокупность одинаковых признаков явлений и выражающая однородность последних (сравнить: единичное). Общественная психология – форма обыденного массового сознания – эмоциональное и интеллектуальное единство устойчивых групп людей. Общественная идеология – форма теоретического общественного сознания – система взглядов устойчивых групп людей, теоретически отражающая социально-политический строй, структуру, потребности и интересы общества. Общественное бытие – материальные условия жизни устойчивых групп людей. Общественное сознание – устойчивая совокупность экономических, политических, этических, эстетических, религиозных взглядов и теорий, отражающих общественное бытие. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – одна из пяти исторических стадий социально-экономического развития общества (К. Маркс). Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, формирующийся в процессе каждодневной житейской практики при опоре на чувственное восприятие реальности. Объект– то, на что направлено познание или действие, пассивное начало, то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (Не путать с предметом познания или деятельности – совокупностью некоторых свойств объекта, выделенных для познания или действия в конкретных условиях). Объективно– то, что не зависит от воли и желания человека – субъекта действия (сравни: субъективно). Онтология– философское учение о бытии. Особенное –категория диалектики, выражающая общее в его реальном единичном воплощении, единичное – через его единство с общим. Ощущение–первая ступень чувственного познания – способность органов чувств выделять отдельные свойства окружающих предметов. Панбиологизм – принцип абсолютизации биологического фактора в развитии человека и игнорирование социального. Память – элемент сознания – способность удерживать информацию. Пантеизм – направление натурфилософии Возрождения, отождествляющее Бога и природу (Н. Кузанский, Б. Спиноза). Парадигма – изначальная установочная система взглядов, на основе которой развиваются все формы общественного и индивидуального сознания. Парадигма научная – установочная модель решения проблемы для конкретного научного сообщества. Персонализм – философское направление, признающее Личность первичной творческой реальностью, высшей духовной ценностью, полагающее, что обществом управляет «Высшая Божественная Личность» (Н.Бердяев). Плюрализм – признание равноправного множества оснований развития того или иного объекта, как и путей его развития. Позитивизм – рационалистическое, ориентированное на науку направление в философии, возникшее в 40-е годы XIX века. Отказывало прошлой философии в необходимости развиваться далее, и призывало мыслителей заняться позитивным (полезным) научным знанием (О. Конт). Познаниечеловека – процесс отражения элементов мира в сознании в виде идеальных образов. Политеизм – многобожие. Политика– отношения между людьми по поводу завоевания, удержания и осуществления государственной власти. Понятие – первая ступень логического познания (мышления) – мысль, выделяющая общие свойства однородных предметов и явлений. Правда – этически окрашенная истина – понятие, отражающие личную заинтересованность говорящего субъекта в содержании истины. Прагматизм – усмотрение смысла жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства. Практика – целесообразная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности. Представление – третья ступень чувственного познания – выделение предмета по памяти, т.е. без его непосредственного воздействия на органы чувств. Преемственность – удержание элементов прошлого в настоящем. Противоречие диалектическое – единство двух противоположных сторон целого. Противоположность диалектическая – сторона диалектического противоречия. Причина – это явление, вызывающее к существованию другое явление – следствие. Рационализм – философский метод, признающий ведущую роль разума в познании (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, Конт, Маркс и др.). (Сравни: – эмпиризм). Разум – способность человека к абстрактному мышлению, теоретическому решению задачи, к целеполаганию; человекообразующий признак как компенсация за природную неспециализированность. Рассудок – способность к чувственному эмпирическому познанию, к решению задачи в предложенных обстоятельствах – к «мышлению предметному». Редукция –возвращение к истоком: методологический принцип сведения высшей формы развития объекта к низшей, сложного к более простому, нескольких факторов к одному, Религия – система взглядов на мир, принятая человеком на веру (без доказательств) и ведущая его по жизни. Релятивизм – методологический принцип, отрицающий принципиальную возможность познания мира в силу его постоянной изменчивости. Рефлексия– направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, не и знать, что ты чувствуешь. Садизм – стремление превратить другого в беспомощный объект собственной воли, т.е. страстное, переходящее в потребность желание подчинить себе чужую волю. Свобода –наличиеосознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него. Секуляризация –освобождение всех сфер жизни от влияния религии и церкви. Сенсуализм – философское направление признающее первичность чувств в познании. Синтез – метод научного познания – процедура мысленного объединения изучаемых объектов как частей в целое (сравни: анализ). Скептицизм– выражение сомнения в чем-либо. Случайность –философская категория, отражающая внешние, необязательные, эпизодические связи предметов и явлений. Любая случайность, чья-то необходимость. Смерть– естественный конец функционирования живого организма. Смотри: – духовная смерть; – социальная смерть; – физическая смерть. Следствие – философская категория, отражающая явление, возникшее в результате причины. У каждого явления есть причина, которую не следует путать с временной последовательностью или с основанием для умозаключения. Социальная смерть – следствие потери (реальной или мнимой) своего места в обществе, жизнь по принципу: «Я никому не нужен, Я ничего не могу». Смех – эмоциональная реакция на несоответствие ситуации нормам при отсутствии опасных последствий. Смысл жизни – принципиально незавершаемая задача, способная длительный период собирать вокруг себя цели человека. Содержание – философская категория, отражающая совокупность всех внутренних элементов и свойств явлений и предметов. Совесть– способность к нравственной самооценке. Сознание –высший, свойственный человеку уровень развития психики, способность отражать мир в духовных образах. Социальная философия –философия общественного развития. Социальное– общественное. Социология – наука об обществе. Сравнение – метод научного познания – сопоставление однородных объектов познания. Стыд – отрицательная эмоциональная реакция человека на несоответствие поступка своим нормам. Сублимация– замена. Субстанция – основа, основание, носитель свойств, субстрат. Субъект– тот, кто совершает действие, активное начало (сравни: объект). Субъективный идеализм –философское направление, признающее первичность Идеи (Разума), независящей ни от материи, ни от человека и всего человечества. Суждение– вторая ступень логического познания (мышления) – мысль, которая через связь нескольких понятий что-то утверждает или отрицает. Сущность – совокупность атрибутов (неотъемлемых свойств) вещи, явления. Схоластика –официальная философия позднего средневековья (XI–XIV вв.), решающая вопросы о соотношении значения в жизни человека религии и науки, веры и разума в пользу религии и веры. Танатология– раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр. Теоретическое сознание – осмысление реальности через поиск сущности, внутренних связей посредством логического мышления. Теоцентризм – принцип отношения к миру, который усматривает центр и высшую цель мира в Боге. Теософия – божественная мудрость, знания о Боге, которое достигается непосредственным созерцанием. Ум– способность человека к мышлению. Умозаключение – третья ступень логического познания (мышления), в результате которой через связь нескольких суждений появляется новое суждение. Утопия – нереальные цели и планы, стремление реализовать идеал здесь и сейчас. Фанатизм – крайняя форма догматизма, при которой идея представляется важнее жизни и своей, и чужой. Фатализм – вера в судьбу, рок как внешнюю предопределенность. Феномéн– единичное явление, вещь, человек и пр., неповторимо отличающийся от окружающих. Фенóмен– нематериализованная реальность, которая не поддается научному описанию. Реальность, не имеющая материальной субстанции. Цель – реально выполнимая задача, для реализации которой предпринимаются усилия. Ценность – социально или лично детерминированная значимость для человека элементов действительности. Чувство – элемент сознания - продолжительное во времени, устойчивое отношение человека к элементам мира в форме переживания. Эвтаназия – область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть. Эвдемонизм – совокупность идей, признающих смысл жизни человека в поиске путей достижения счастья, в стремлении к счастью. Эгоизм – усмотрение смысла жизни в служении другим (противоположное – альтруизм). Экзистенциализм – философия человеческого существования, отвечающая на вопросы: «Что такое человек?», «Что надо сделать, чтобы стать человеком» (XIX в. – Кьёркегор; нач. XX в. – Шестов, Бердяев; середина XX в. – Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Сартр). Экзистенция – существование человека в форме открытости миру при способности к общению и пониманию – к экзистированию. Экология – наука о противоречиях природы и общества. Эксперимент – метод научного познания – наблюдение за объектом познания в искусственных условиях. Эманация – происхождение, выход из единого (религиозное: мир есть эманация Божества) (сравни: эволюция). Эмоция – элемент сознания, кратковременная реакция человека на объект в форме переживаний. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее ведущую роль чувств в познании (Ф. Бэкон, Локк – XVI–XVII вв.) (сравни: рационализм). Эсхатология – в христианской догматике – учение о последних вещах; о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о загробной жизни, о цели Космоса, о конце Света. Эстетика – учение о том, что вызывает чувственную реакцию человека (прекрасное – безобразное; возвышенное – низменное; смешное – трагическое и пр.). Этика– учение о морали. Этика долга – утверждение того, что исполнение долга есть смысл жизни. Явление – философская категория, отражающая внешние свойства явлений, предметов; внешнее обнаружение сущности (противоположное – сущность).
Приложение Таблица 1. Философская Антропология
Таблица 2. История философии
|
|
|