Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфоническое творчество Прокофьева. Симфонии №1, 7



Симфоническое творчество Прокофьева. Симфонии №1, 7

У Прокофьева 7 симфоний, отразивших эволюцию его стиля. Они тесно связаны со сценическими произведениями и ораториями: в 3-й симфонии использованы темы из оперы «Огненный ангел», в 4-й – темы из балета «Блудный сын», 5-я перекликается с «Александром Невским». Отсюда - яркая образность симфоний, театральная зримость, конкретность, элементы сюжетности, тонкий психологизм, картинная изобразительность, оркестровая звукопись. Типы симфоний разнообразны: 1-я – классическая, жанровая; 5-я – героико-эпическая; 6 – я – эпически-монументальная, трагедийная (военная тема); 7-я – лирическая, связанная с миром детства. Главная линия прокофьевского симфонизма, как и всего творчества – лирико-эпическая.

Симфония №1 Ре мажор «Классическая» (1917), в 4-х частях, для парного состава оркестра без тромбонов. Посвящена Асафьеву.

Здесь перед композитором стояла особая художественная задача – воссоздать стиль далекой эпохи классицизма, раннего Гайдна. Но не путем чистой стилизации, а методом претворения старого стиля в новых условиях. Только что была сочинена Скифская сюита, с ее многоэтажными диссонирующими комплексами, грузной оркестровкой – и вдруг такая симфония. Композитор, потрясавший устои, - возрождает ушедшие традиции. Почему? Отчасти повлияли стилизаторские течения «Мира искусства», отчасти – антиромантическая тенденция в искусстве того периода. Но главное не в этом. Классицизм был близок Прокофьеву своим трезвым, оптимистичным, философским взглядом на мир. К тому же этот стиль у Прокофьева сильно переосмыслен, музыка воспринимается как современная.

Классицистские признаки в симфонии:

1. Воплощен здоровый, оптимистичный дух музыки классиков.

2. Формы симметричные, уравновешенные, завершенные.

3. Используются старинные жанры – менуэт, гавот (что даже приближае симфонию к сюите).

4. Некоторые стилевые особенности: резкие контрасты piano – tutti; гаммообразные и арпеджированные пассажи («общие формы движения»), изящные мелизмы.

Современные черты в симфонии:

1. Радостное мироощущение свойственно Прокофьеву, как и классикам.

2. Легкий оттенок пародии, добродушный юмор.

3. Современные средства музыкального языка – ладовые, гармонические.

1-я часть – сонатное аллегро. ГП складывается из гамм, трелей и кадансов tutti, но ладогармонический план необычен: D – C – D. В ПП – оттенок легкой иронии: огромные скачки через 2 октавы, комические форшлаги, притоптывающий аккомпанемент фагота. Всё это похоже на классический танец, но с чертами некоторой неуклюжести.

2-я часть – изящный, размеренный Менуэт. В высоком регистре звучит нежная, грустная тема скрипок. Но аккомпанемент мерный, бесстрастный. Имитируются капризные приседания, жеманные паузы.

3-я часть – Гавот (любимый жанр Прокофьева). Здесь особенно виден индивидуальный стиль Прокофьева: прямолинейные октавные скачки, свободное сопоставление мажорных трезвучий (D – C – H), обманчивый каданс (D вместо Cis). Середина – Мюзетт с волыночным органным пунктом и отголосками русского наигрыша.

4-я часть – финал. Вновь, как в 1-й части, - стремительные пассажи, гаммообразные и арпеджированные, комически повторяющиеся мотивы-формулы.

Симфония № 7 до диез минор (1952). В 1957г. удостоена Ленинской премии (посмертно).

Это прощальная симфония Мастера, последнее его завершенное произведение. Симфония лирическая, вершина лирики Прокофьева. Содержание – воспевание духовной красоты человека, радости бытия – в лирическом ключе. В симфонии соединились тонкая поэтичность, юношеская чистота и свежесть чувств, детски-наивная вера в чудесное – и опыт зрелого, мудрого человека.

Симфония задумывалась как произведение для детей (таков был заказ Всесоюзного радио), но оказалась глубже, сложнее по содержанию. Она «не только о молодежи, но вообще о молодости духа» (Кабалевский).

Композиция симфонии стройная и ясная, есть черты камерности. Музыку отличает яркий мелодизм, кантиленность, певучесть. Угадываются современные интонации, в том числе песенные.

Анализ

I часть. Moderato, сонатная форма. ГП – задушевная, певучая, широкая, повествовательная. Излагается скрипками, сначала одноголосно (как запев в народной песне), затем появляются подголоски. ПП – восторженная, гимничная, неудержимо восходящая и тоже очень широкая (более 2-х октав). ЗП – фантастический образ: «капающие» мотивы напоминают тиканье часов; таинственное тремоло струнных, «волшебный» тембр колокольчиков создают атмосферу сказки, чуда.

Разработка – «разработанная экспозиция»: темы идут в прежнем порядке, при этом не дробятся на мотивы, а варьируются целиком или большими частями. Появляются новые темы, производные от прежних. На кульминацию выносится динамизированная тема ПП (она же прозвучит в кульминации всей симфонии, в финале).

Завершается 1 часть крошечной (6 тактов) кодой, где в последний раз звучит начальная фраза ГП с «мерцающей» тоникой: cis – a – Cis – cis.

 II часть. Фа мажор, форма близка сонатной без разработки. Здесь Прокофьев впервые вводит в свою симфонию вальс. Он был написан раньше остальных частей и предназначался для Танцевальной сюиты. Для русского симфонизма этот жанр типичен (Чайковский). Обилие разных образов: романтический порыв, мечтательность и скерцозность, насмешливость и элегичность.  Это разнообразие подчеркивает диалогический принцип оркестровки.

III часть – Andante espressivo, As dur. Лирическое повествование, сменяющееся в среднем разделе фантастическим маршем. Вариантное развитие и вновь, как во II части, - диалогическое изложение.

IV часть, Des dur – жизнерадостный, остроумный финал в форме, близкой к рондо-сонате. Рефрен – стремительный скерцозный галоп; 2-й эпизод – задорный, остро акцентированный марш. В коде возрождается жизнеутверждающая тема ПП из I части, а за нею следует тема ЗП из той же части, постепенно угасающая в грустных прощальных звучаниях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.