Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Республики в фактах



Республики в фактах

В советской энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (М., 1983) указано: «Донецко-Криворожская Советская Республика образована на территории Украины в конце января 1918 г. (по новому стилю 9–12 февраля) под руководством областного комитета РСДРП(б) Донецко-Криворожского бассейна, члены которого стремились в условиях готовящегося Брестского мира 1918 г. и существования Центральной рады, путем образования республики сохранить советскую власть в Донбассе. Провозглашена IV областным съездом Советов рабочих депутатов в составе РСФСР… Однако отделение от Украины важных промышленных центров объективно ослабляло базу диктатуры пролетариата в Украинской советской республике, не способствовало решению национального и крестьянского вопросов. На это указывали ЦК РКП(б) и лично В. И. Ленин (см. ППС. Т. 50. С. 50)».

За сухостью этой советской формулировки стоит много интересных фактов, выпавших из поля зрения: помимо ДКСР, занимавшей территорию Харьковской, Екатеринославской, часть Херсонской губерний и промышленные районы Области войска Донского, существовала еще Одесская советская Республика. Между ними – проект Нестора Махно, который некоторые историки называют Гуляйпольской Республикой. Ну и рядом – Крым, конечно. Все это – территориальные образования, которые не признавали украинской власти и находились с ней в состоянии войны.

Южнороссийские республики в 1917–1918 гг: Украинская Народная, Донецко-Криворожская и Одесская. Карта введена в обращение Интердвижением Донбасса в конце 1980-х гг.

Справедливости ради нужно отметить, что идея выделения Донбасса и соседних с ним промышленных регионов в самостоятельную хозяйственную единицу впервые была озвучена еще в конце XIX в. организацией, которая ни к революции, ни к Гражданской войне никакого отношения не имела. Называлась она «Совет съездов горнопромышленников Юга России», а сама концепция такого региона была лишена какой-либо политической подоплеки: просто предприниматели понимали, что так вести дела будет гораздо проще. Выходит, что в 1918 г. вдохновленные Фёдором Сергеевым (Артёмом) революционеры, несмотря на совершенно другую идеологию, перед лицом опасности, исходящей из Киева, приняли аналогичное решение и границы региона повторили почти в точности. Соответственно, и то, что получилось в 2014 г., – это вполне обоснованная исторически реакция на смертельную угрозу, которую начал продуцировать украинский проект после государственного переворота. Интересно, кстати, что этот закон работает не только по отношению к Донбассу: если посмотреть на карте, какие города приняли участие в «русской весне», – мы увидим очертания, воспроизводящие земли несогласных с украинским проектом ДКСР и Одесской республики.

Авторы советской энциклопедии, выпущенной в 1983 г., не были свидетелями событий, начавшихся в Донбассе уже в 2010 г., поэтому Донецко-Криворожскую Советскую Республику можно было отнести к «реликтовым» этапам установления советской власти. В конце концов, тогда было очень много разных проектов, но знали о них только узкие специалисты – в сознании подавляющей части населения существовали только красные и белые. Вот как вспоминает об этой проблеме сын Фёдора Сергеева, названный Артёмом в честь революционного псевдонима своего отца: «После того как мы посмотрели с Василием пьесу “Дни Турбиных”, Сталин нас спрашивает: “Что вы видели?” Я сказал, что не понял: там война, но красных нет, одни белые, но почему-то они воюют, а с кем – не знаю. Сталин говорит: “А знаешь, почему? Ведь красные, белые – это только самые крайности… Никогда не думай, что можно разделить людей на чисто красных и чисто белых”».

Группа организаторов Донецко-Криворожской республики. В центре сидит Артём (Ф. А. Сергеев). 1918 г.

Таким образом, на вопросы, обострившиеся во время Гражданской войны, никто не стал искать ответов: ситуация была упрощена и законсервирована. Из источников хорошо видно, что в первую очередь к «механическому» созданию Украины, приведшему к повторению военного противостояния через сто лет, стремились киевские большевики во главе с Николаем Скрипником. В ответ на обвинения в сепаратизме Донкривбаса (еще одно из многих названий ДКСР) Артём отвечал: «Сепаратисты не мы, а вы. Почему вы стремитесь к Киеву? Потому что Советская Республика не по национальному признаку для вас более крепкий орех, чем национальная». Справедливости ради нужно отметить: дисциплина в партии большевиков была на высоте, и поэтому позже, получив соответствующие указания, Артём и его товарищи, создававшие ДКСР, вошли в руководство уже Украинской Республики. во время освобождения территории будущей УССР от немецко­австрийского контингента Артём Сергеев фактически стал военным министром.

Жители региона сначала считали деление на республики условным и относительным – есть множество документов, свидетельствующих об этом. Так, например, в 1920 г. резолюция съезда волостных ревкомов Юзовского района гласила: «…съезд настаивает на скорейшем экономическом и политическом слиянии Донецкой губернии с Советской Россией в едином ВЦИК Советов». Им вторила газета «Экономическая жизнь»: «Для нас один выход – добиться как можно скорее воссоединения с Россией Донецкого бассейна и Кавказа – этих основных источников нашего экономического существования, прежде чем добрые наши союзники успеют выкачать оттуда все имеющиеся запасы для себя».

Ну и уж совсем неудобным для «украинской» версии истории является тот факт, что даже делегаты Всеукраинского съезда профсоюзов, обращаясь к защитникам Луганска, писали: «Организованный пролетариат Юга России в лице своих профессиональных союзов шлет вам братский привет, выражает твердую уверенность в том, что общими усилиями победим контрреволюцию и водворим в России нашу власть!» Получается, что рабочие, одобрившие эти строки, воспринимали самих себя как жителей Юга России, слово «Украина» не расценивали как маркер принадлежности к отдельному государству.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.