Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1.2. Древняя Индия и Китай: государство и право.



 

Тема 1.2. Древняя Индия и Китай: государство и право.

(интерактивное/активное занятие)

Форма проведения занятия – исследование - дискуссия.

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель занятия – уяснение государственного и правового устройства Древнего Востока, формирование навыков работы с историческими источниками права.

Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:

1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке).

2. Установление регламента проведения дискуссии.

3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы).

4. Проведение тематической дискуссии.

5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.

6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.

Вопросы для обсуждения

1. Государственно-правовое развитие Древней Индии.

2. Дхармашастра Ману (“Законы Ману”) и артхашастра Каутильи.

3. Государство и право Древнего Китая.

4. Конфуцианство и легизм как источника права.

Технология проведения занятия.

Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).

По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Форма представления студентами конечного результата: краткий конспект.

 

При изучении данной темы необходимо уяснить возникновение и природу развития государства в Древней Индии, специфическом характере права. Следует указать, что государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий Древнего Востока (особенности экономической жизни, многонациональность, индуистская и буддистская религия, наличие кланов, варн). Цивилизация Древней Индии и исторические предпосылки формирования государственности. Древнейшие государственно-политические объединения («великие страны» и державы Маурьев). Государственная организация державы Маурьев: царь, царская администрация, управители. Основой государственной власти считался царь. Важную роль в управлении играли помощники царя – придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Местное управление осуществляли вожди, выборные комитеты, старосты деревень. Во главе провинций стояли царевичи. Раскрыть нужно также принципы государственного правления дхарма, институт махатм, трактат «Артхашастра». Социально-правовой строй. Варны и касты. «Законы Ману» - свод этико-религиозных предписаний. Главное в этих законах - это закрепление варнового строя. Семья находилась под властью ее главы. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей. Законы признавали единобрачие. Царский суд и наказания. Формы правового общения и процедуры. Существовал высший суд, в который входили брахманы и советники. Суд носил состязательный характер.

Древний Китай: Государственные образования периода «воюющих царств». Особенности развития древнекитайского общества определялись наличием практически неизменной традиционной китайской общиной и предельно развитой бюрократической системой. Образование империи Цинь. Государственные реформы императора Цинь Ши Хуанди. Власть и управление в империи Цинь. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь, затем шли рабовладельческая аристократия и жречество. Основную часть населения составляли свободные общинники. Рабы были частными и государственными. Должностные лица подразделялись на высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников. Идея об идеальном государстве (Мо-Цзы). Школа легистов (законников). Право собственности. Кроме земли важнейшим объектом права собственности были рабы. Семейное право базировалось на патриархальности семьи с абсолютной властью отца. Брак заключали родители. Преступления и наказания. Община отвечала круговой порукой за правонарушения своих членов. От наказания можно было откупиться в пользу царя. Судебный процесс в древнекитайских государствах. Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации.

 

Темы сообщений:

1. Правовые памятники Древнего мира (Законы Ману).

2. Варно-кастовая социальная структура и организация власти в Древней Индии.

Решите задачи:

1. Брахман хотел жениться на шудрянке, но его родственники возражали. Они пригласили юриста для того, чтобы он проконсультировал о возможных последствиях для брахмана и детей от этого брака. Дайте консультацию.

2. Сосед принес Медхуну кувшин ручной работы. Медхун взял его с собой в лавку. Когда он рассматривал кувшин, зашел покупатель. Он обратил внимание на кувшин и предложил огромную сумму за это изделие. Медхун долго колебался, но сумма была так велика, что он не смог устоять и продал кувшин. Сосед был вынужден обратиться с иском в суд. Решите спор.

3. Какого наказания заслуживает женщина-брахманка, имеющая знатных родственников и превосходное варновое положение, изменяя мужу?

Подключиться к конференции Zoom : Идентификатор конференции: 748 837 0234 Код доступа: 2020

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.