|
||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятия № 1.. Вопросы и задания.Семинарское занятия № 1. Тема:Инклюзивное образование: история и современность. Вопросы и задания. Задание 1.Сравните понятие «интеграция» и «инклюзия».
Задание 2.Составьте таблицу: Инклюзия: за и против. Отразите в ней достоинства и недостатки данной формы образования в России с вашей точки зрения.
Задание 4.Приведите примеры достижений людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Ø Эстер Вергеер Девушка имеет статус сильнейшей теннисистки планеты, которая добыла свои титулы сидя в инвалидной коляске. В юности Эстер потребовалась операция на спинном мозге. К сожалению, хирургическое вмешательство лишь усугубило ситуацию. У девушки отняло ноги, лишив возможности самостоятельно передвигаться. Однажды, находясь в инвалидной коляске, Вергеер решила попробовать сыграть в теннис. Случай положил начало ее необыкновенно успешной карьере в профессиональном спорте. Девушка 7 раз удостаивалась звания чемпионки мира, неоднократно одерживала громкие победы на Олимпийских играх, завоевывала призы в серии турниров Большого Шлема. Более того, Эстер принадлежит необычный рекорд. Начиная с 2003 года, ей удается не проигрывать ни одного сета в ходе соревнований, а в 2008 году премией «Лучший спортсмен с ограниченными возможностями», которую вручает Мировая академия спорта «Лауреус». Ø Оскар Писториус, инвалид с рождения. Этот человек достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Задание 5.Приведите примеры отношения государства и общества в разные исторические периоды к детям с нарушениями в развитии. Первый период – период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботится о людях с отклонениями в развитии. Западная Европа (VIII до н.э.-XIII век н.э.).По античным законам, люди с грубыми физическими и умственными недостатками не считались гражданами и закон защищал от них общество. Античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. Таких детей уничтожали, либо оставляли на произвол судьбы. Началом в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г.. В России концом периода можно считать указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715). Второй период – обретение ребенком-инвалидом права на призрение. Западая Европа (XIII в. – XVIII в).Начальным моментом данного периода можно считать открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями. Россия (1706-1806).В России открытие первых специальных школ (в Петербурге школ для глухих – 1806 г. и школ для слепых – 1807 г.) при императоре Александра I. Третий период – обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Западная Европа (XVIII – начало XX в.).Время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Время открытия первых специальных школ для глухих и слепых, первых учреждений для умственно отсталых: приюты, школы. Постепенно сеть специальных учебных заведений ширится, начинается целенаправленная подготовка особых учительских кадров, специальное обучение получает законодательное, научное и научно-методическое обеспечение, так рождаются национальные системы специального образования. Данный период связан с именами: Шарль-Мишель де л’Эпе, Валентин Гаюи, Луи Брайль, Жан Итар, Филипп Пинель, Жан-Этьен Доминик Эскироль.Россия (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.).Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Е. К. Грачёва создала первые в России учреждения для глубоко отсталых, способствовала открытию первой школы для умственно отсталых детей.Оформление отечественной системы специального образования произошло только в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено, как и в Западной Европе, введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети. Четвертый период – обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение. Западная Европа (начало XX в.– 70-е гг. ХХ в.).Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии.Он характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых странах имеется до двадцати типов таких спецшкол). Россия (30-е гг. – 1991).Период характеризуется: совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования; переход к восьми типам спецшкол (для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых); создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения; открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и ВУЗах. Пятый период – предоставление государством детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение. Западная Европа (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время). Интеграция инвалидов в общество в Западной Европе является ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, интеграцией детей-инвалидов в общеобразовательную среду, открытием классов для глубоко умственно отсталых детей. Россия (1991 – по настоящее время).Постепенно осуществляется переход к интегрированному образованию. Россия только провозглашает смену отношения к инвалидам и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции. Институт коррекционной педагогики РАО разработал и активно внедряет на практике вариативные модели образовательной интеграции, учитывающие интересы ребенка и его семьи; имеющуюся в стране инфраструктуру специального образования и российские реалии. Задание 6.Напишите эссе по теме «Современная инклюзивная школа». Какой же должна быть современная инклюзивная школа? Конечно, которая будет оснащена едва ли не по последнему слову техники, в которой будут талантливые, компетентные педагоги. Но в первую очередь, современная инклюзивная школа – это дети и они разные, как по своим возможностям, так и по интеллектуальным способностям. Их объединяет только одно – это статус. Статус ученика или школьника. «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» - писал Дэвид Бланкет. В первую очередь, это высказывание можно рассматривать, как некое превращение общеобразовательной школы в инклюзивную. Что же это такое и что таит в себе это слово? Инклюзивное или включенное образование - термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с различными нозологиями) и особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день много говорят и пишут об инклюзии в образовании. В школу приходят дети с различными особенностями здоровья (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, дети – аутисты). Возможно ли организовать эффективный учебный процесс в общеобразовательном классе для детей с ОВЗ? Но ведь такие дети обучались и раньше в общеобразовательных классах тех школ, что не имели коррекционных классов, но для них не создавались специальные условия для полноценного обучения, если учитель не проявлял личной инициативы. На данный момент существует много нормативных документов, которые содержат различные определения, рекомендации и описание процесса инклюзии, но… нет ни одного документа, способствующего постепенному чётко отрегулированному переходу к инклюзивному образованию. Между тем, следует заметить, что принять детей с ОВЗ и детей-инвалидов такими, какие они есть, не готово общество, не готовы и многие учителя. Для того, чтобы обучение всех детей стало успешным, начинать надо со взрослых: с педагогов и родителей. Педагоги должны знать особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ, пройти курсы переподготовки или курсы повышения квалификации. И если политика школы будет нацелена на то, что каждый ребенок особенный, будет стараться учитывать эти особенности и помогать развиваться, тогда на выходе мы получим человека способного жить в этом обществе и инклюзивное общество. Родители для образования не являются препятствием. Это мы им сделали много барьеров и препятствий, это мы их не научили, это мы их напугали. Поэтому они, конечно, боятся. Если родителям правильно объяснять все, если они будут видеть заинтересованность школы в том, чтобы ребенок обучался, чтобы он приходил, занимался вместе с детками; увидят, что среда творит просто чудеса - тогда они будут с нами заодно. Родителей нужно убедить в том, что их ребёнок в школе не будет изгоем, а научиться общаться и его примут таким, какой он есть. Детям тоже нужно прививать культуру общения с детьми, непохожими на них. Помимо него, нельзя не упомянуть и архитектурный барьер для инклюзивного образования (большинство школ не оборудовано пандусами, необходимым оборудованием и т.д.), а также финансовый барьер. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детей с ОВЗ и детской инвалидностью, изжить их и предоставить всем детям равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Вот тогда школа, преодолевшая кадровые, финансовые, архитектурные барьеры, станет действительно современной. Остаётся надеяться, что в самом ближайшем будущем инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|