Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не делайте за детей то, что они могли бы сделать сами!



Не делайте за детей то, что они могли бы сделать сами!

Самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также нести ответственность за свои действия и поступки.

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам: слушать взрослого, выполнять простые просьбы, поручения, умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.

Самостоятельность – постоянно развивающеесяличностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно.

Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельнореализовать свои интересы. В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,

Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.

В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.

В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы, как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.

Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.

Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны. Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.

Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Можно дать ребёнку маленький пакетик, в котором он понесёт сметану или масло. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.

Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ, как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.

Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь. Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.

Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка. Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.

Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.

Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольника связано с развитием основных видов детской деятельности: в игровой, в трудовой, в познавательной, в изобразительной, в конструктивной, в коммуникативной.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе!!!

Поможем стать нашим детям успешными в школе!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.