|
|||
Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие
Тема 5-1 СЕМИНАР Эмоциональная саморегуляция 1. Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие 2. Общие принципы психорегуляции 3. Техники эмоциональной саморегуляции Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие Базовая формула, объясняющая наше поведение: СТИМУЛ → ИНДИВИД → РЕАКЦИЯ Стимул – агрессивное воздействие клиента Но то, что происходит с нашей психикой воздействия стимула до поведенческой реакции – это сложный процесс: СТИМУЛ → ВОСПРИЯТИЕ → РЕФЛЕКТОРНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ (РЭР) → БЛОКИРОВАНИЕ РЭР → ВЫБОР СПОСОБА ПОВЕДЕНИЯ → ПОВЕДЕНИЯ Деструктивный стимул именно «воспринимается» сознанием, т.е. обязательно отражается сознанием. Если вас оскорбили, молча в другом городе, вы вряд ли будете реагировать на это оскорбление. Любое деструктивное воздействие всегда направлено на Эго-состояние Дитя. Это может быть трансакт Дитя → Дитя (эмоциональная ссора) или Родитель → Дитя (неаргументированные требования родителей, «выволочка» начальства и т.п.). Ответная реакция нашей психики – Рефлекторные эмоциональные реакции (РЭР). «Реакции», т.к. эти процессы – есть ответ психики на осознание агрессивного воздействия. «Рефлекторные», т.к. не являются продуктом сознания, а продуцируются нашим бессознательным. У людей, как и у всех животных, возможны две формы реакции на агрессию: Бегство или Встречная агрессия. Но ни реакция агрессии, ни реакция бегства при взаимодействии РКЗ и клиента не приемлемы. В этой ситуации активизируется Эго-состояние Родителя, контролирующее наши проявления с позиций социальных и ролевых норм. Именно Родитель обеспечивает (или не обеспечивает) блокировку нежелательных эмоциональных реакций. Возможность блокировки РЭР (саморегуляция) зависит, во-первых, от интенсивности (сформированности) Родителя, а во-вторых, от интенсивности самих рефлекторных эмоциональных реакций. Активность Родителя – продукт воспитания и самовоспитания. Активность Дитя зависит от ряда причин: · типа нервной системы (уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения), т.е. темперамента. · общего психического состояния, и прежде всего, накопленной фрустрации. Выбор адекватного способа поведения – работа эго-состояния Взрослого. Возможности этого процесса зависят, во-первых, от имеющегося опыта решения подобных ситуаций, во-вторых, от знания специальных технологий реакций на деструктивные воздействия, и умение их реализовывать. В рамках этого семинара мы рассмотрим техники блокировки РЭР – эмоциональной саморегуляции. Техники реагирования на деструкция – тема следующего семинара. Общие принципы эмоциональной саморегуляции Для блокирования – эмоциональная регуляция: 1. Вздох – Задержка – Выдох 2. Комфортное место 3. Фиксация на нейтральном объекте 4. Счет, разглядывание, уточнение 5. Мышечная рефлексия
Выбор способа поведения – лучше заучивание – следующий семинар
|
|||
|