Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие



 

Тема 5-1 СЕМИНАР Эмоциональная саморегуляция

1. Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие

2. Общие принципы психорегуляции

3. Техники эмоциональной саморегуляции

Эмоциональная реакция на деструктивное воздействие

Базовая формула, объясняющая наше поведение:

СТИМУЛ → ИНДИВИД → РЕАКЦИЯ

Стимул – агрессивное воздействие клиента

Но то, что происходит с нашей психикой воздействия стимула до поведенческой реакции – это сложный процесс:

СТИМУЛ → ВОСПРИЯТИЕ → РЕФЛЕКТОРНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ (РЭР) → БЛОКИРОВАНИЕ РЭР → ВЫБОР СПОСОБА ПОВЕДЕНИЯ → ПОВЕДЕНИЯ

Деструктивный стимул именно «воспринимается» сознанием, т.е. обязательно отражается сознанием. Если вас оскорбили, молча в другом городе, вы вряд ли будете реагировать на это оскорбление.

Любое деструктивное воздействие всегда направлено на Эго-состояние Дитя. Это может быть трансакт Дитя → Дитя (эмоциональная ссора) или Родитель → Дитя (неаргументированные требования родителей, «выволочка» начальства и т.п.). Ответная реакция нашей психики – Рефлекторные эмоциональные реакции (РЭР). «Реакции», т.к. эти процессы – есть ответ психики на осознание агрессивного воздействия. «Рефлекторные», т.к. не являются продуктом сознания, а продуцируются нашим бессознательным. У людей, как и у всех животных, возможны две формы реакции на агрессию: Бегство или Встречная агрессия.

Но ни реакция агрессии, ни реакция бегства при взаимодействии РКЗ и клиента не приемлемы. В этой ситуации активизируется Эго-состояние Родителя, контролирующее наши проявления с позиций социальных и ролевых норм. Именно Родитель обеспечивает (или не обеспечивает) блокировку нежелательных эмоциональных реакций.

Возможность блокировки РЭР (саморегуляция) зависит, во-первых, от интенсивности (сформированности) Родителя, а во-вторых, от интенсивности самих рефлекторных эмоциональных реакций.

Активность Родителя – продукт воспитания и самовоспитания.

Активность Дитя зависит от ряда причин:

· типа нервной системы (уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения), т.е. темперамента.

· общего психического состояния, и прежде всего, накопленной фрустрации.

Выбор адекватного способа поведения – работа эго-состояния Взрослого. Возможности этого процесса зависят, во-первых, от имеющегося опыта решения подобных ситуаций, во-вторых, от знания специальных технологий реакций на деструктивные воздействия, и умение их реализовывать.

В рамках этого семинара мы рассмотрим техники блокировки РЭР – эмоциональной саморегуляции. Техники реагирования на деструкция – тема следующего семинара.

Общие принципы эмоциональной саморегуляции

Для блокирования – эмоциональная регуляция:

1. Вздох – Задержка – Выдох

2. Комфортное место

3. Фиксация на нейтральном объекте

4. Счет, разглядывание, уточнение

5. Мышечная рефлексия

 

Выбор способа поведения – лучше заучивание – следующий семинар

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.