Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАФЕДРА. Мировые языки и культуры». МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Основы языкознания». ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Направление «Лингвистика» 45.03.02. Составитель: Горницкая Л.И.. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ.



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

КАФЕДРА

«Мировые языки и культуры»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы языкознания»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Направление «Лингвистика» 45.03.02

 

Ростов-на-Дону

2014           

 

Составитель: Горницкая Л.И.

 

Методические указания и контрольная работа №1 по дисциплине «Основы языкознания» для студентов заочной формы обучения. Направление «Лингвистика» . – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2014. – 16с.

 

 

Данные методические указания предназначены для студентов-заочников первого года обучения (I семестр) по направлению «Лингвистика». Методические указания определяют основные направления самостоятельной работы студентов. Контрольные задания позволяют развить у студентов навыки и умения использования лексики, грамматики, чтения и перевода научно-популярной литературы на английском языке.

Методические указания содержат требования к экзамену, рекомендации по выбору варианта и оформлению контрольной работы №1.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Донского государственного технического университета

 

 

Научный редактор                                               д.филолог.н.,проф. Муругова Е.В.

 

Рецензент                                                                    д.ф.н.,проф. Лопатухина Т.А.

 

 

© - Издательский центр ДГТУ, 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Порядок выполнения контрольных заданий

1. Все контрольные задания, предусмотренные планом, следует выполнять в отдельной тетради. На титульном листе укажите факультет, курс, номер группы, фамилию, имя и отчество, дату, номер контрольного задания и варианта, используемые источники — учебники и учебные пособия.

2. Контрольные задания следует выполнять четким почерком с соблюдением полей, оставленных для замечаний, комментария и методических указаний преподавателя.

3. Строго соблюдайте последовательность выполнения заданий.

4. В конце работы поставьте свою личную подпись.

5. Контрольная работа, выполненная не полностью или не отвечающая предъявляемым к ней вышеперечисленным требованиям, возвращается без проверки и не засчитывается.

6. Полученная от преподавателя проверенная контрольная работа с замечаниями иметодическими указаниями должна быть переработана.

7. Только после этого можно приступать к изучению и выполнению очередного контрольного задания.

8. Все контрольные задания с исправлениями и дополнениями необходимо сохранять до зачета и экзамена, так как они являются важными учебными документами. Помимо этого, они дают возможность повторить учебный материал к  экзамену.

 

 

                                                Задания

1. Выпишите определения понятия «язык», предложенные В.Гумбольдтом, Ф. де Соссюром, Х. Штейнталем, Л. Блумфилдом, В.Матезиусом, Л. Ельмслевым;

 

2. Составьте схему синтагматических и парадигматических связей для слов «beautiful», «strong», «really», «clever», «boring»;

 

3. Охарактеризуйте наиболее значимые языковые антиномии, составив для каждой антиномии сравнительно-сопоставительную таблицу. Укажите не менее пяти критериев различия понятий, составляющих антиномию;

 

4. Определите: являются ли родственными приведенные ниже языки:

 

Русский и иврит, русский и идиш, немецкий и идиш, русский и датский, русский и марийский, английский и польский, немецкий и венгерский, английский и датский, латинский и сербский, немецкий и цыганский, литовский и болгарский, арабский и чеченский, персидский и осетинский, башкирский и аварский, латинский и санскрит, латинский и чешский, латинский и древнегреческий, иврит и арабский;

 

 

5. Выпишите, соблюдая хронологический порядок, имена наиболее известных ученых-лингвистов, применявших принципы указанных ниже научных методов на практике, а также укажите названия научных работ этих ученых, выполненных в рамках данного метода:

 

а) описательный метод; б) сопоставительный (компартивный) метод; в) сравнительно-исторический метод;

 

6. Составьте схему «Связь языкознания с пограничными и промежуточными дисциплинами»;

 

7. Определите, к какому из видов знаков принадлежат следующие знаки:

 

Таблица Менделеева; нота «до»; обозначение озера на географической карте; точка в азбуке Морзе; рисунок, изображающий ножницы, на вывеске парикмахерской; надпись «Дети» на автобусе, в котором едут школьники; птицы перед дождем летящие очень близко к земле; сигналы жезлом постового-регулировщика;

 

8. Составьте таблицу лексических соответствий слов «красный», «отец», «шесть» в разных европейских языках (не менее шести языков);

 

9. Охарактеризуйте по форме, типу и признакам речевой коммуникации приведенные ниже коммуникативные ситуации:

 

А) «There had been a letter from Alison waiting for me when I arrived at the school. It was very brief. She must have written it at work the day I left London.

 

«I love you, you can’t understand what that means because you’ve never loved anyone yourself. It’s what I’ve been trying to make you see this last week. All I want to say is that one day, when you do fall in love, remember today. Remember I kissed you and walked out of the room. Remember I walked all the way down the street and never once looked back. I knew you were watching. Remember I did all this and I love you. If you forget everything else about me, please remember this. I walked down that street and I never looked back and I love you. I love you. I love you so much that I shall hate you forever for today»

               («The Magus» written by John Fowles)

 

Б) «The fair boy reached out and touched the jagged end of a trunk. For a moment he looked interested.

“What happened to it?” he asked. “Where’s it got to now?”

“That storm dragged it out to sea. It wasn’t half dangerous with all them tree trunks falling. There must have been some kids still in it.”

He hesitated for a moment, then spoke again.

“What’s your name?”

“Ralph.”

(«Lord of the Flies», written by William Golding)

 

В) “All right, Charlie,” he said, “you’ve seen these cards before remember?”

“Of course I remember.”

The way I said it, he knew I was angry, and he looked surprised. “Yes, of course. Now I want you to look at this one. What might this be? What do you see on this card? People see all sorts of things in these inkblots. Tell me what it might be for you-what it makes you think of.”

I was shocked. That wasn’t what I had expected him to say at all. “You mean there are no pictures hidden in those inkblots?”

He frowned and took off his glasses. “What?”

“Pictures. Hidden in the inkblots. Last time you told me that everyone could see them and you wanted me to find them too.”

(«Flowers for Algernon» written by Daniel Keyes);

 

10. Составьте дерево непосредственно составляющих к каждому из данных слов: «unfortunately”, “disappeared”, ‘representation”, «independent», «co-founder»;

 

11. Проведите актуальное членение следующих предложений:

 

А) «She had lived there eight years before she opened the window for the first time» («Light in August» written by William Faulkner);

 

Б) «The pavilion was big enough to take two separate groups without them bothering each other—in the summer, a third group could hang about out on the veranda» («Never Let Me Go» written by Kazuo Ishiguro);

В) «Basil Hallward, whose sudden disappearance some years ago caused, at the time, such public excitement and gave rise to so many strange conjectures» («The Picture of Dorian Gray» written by Oscar Wilde).

 

 

12.   Изучив материал пособия об описании синтаксиса в генеративной лингвистике, составьте размеченную скобочную запись следующих предложений:

 

А) «Noticing these things, I rode over a short causeway to the house» («The Fall of the House of Usher» written by Edgar Allan Poe);

 

Б) « At one o’clock Mrs. Elmira Brown came up the steps with a boy in white clothes» («Dandelion Wine» written by Ray Douglas Bradbury);

 

В) «They all stood up and did a reading, all at different levels of capability» («The book thief» written by Markus Zusak»).

 

13.  Составьте глоссарий, дав определения терминам:

 

Языкознание, лингвофизика, биолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации, семиотика, филология, герменевтика, экзегетика, лингвистическая поэтика, лингвистика текста, кинесика, психолингвистика, математическая лингвистика, нейролингвистика, теория информации, прикладная лингвистика, язык, глоттогенез, семасиология, ономасиология, агглютинация, неологизм, узус, норма, внешняя лингвистика, внутренняя лингвистика, синхрония, диахрония, синтагматические отношения, парадигматические отношения, антиномия, дихотомия, знак, идиолект, социолект, речевая коммуникация, речевая деятельность, метод, анализ, классифицирование, синтез, внутренняя форма языка, внешняя форма языка, порождение языка (по В. Фон Гумбольдту), праязык, архетип, бихевеоризм, прагматизм, позитивизм, означаемое, означающее, дистрибуция, аранжировка, метод непосредственно составляющих, аффиксация, деривация, трансформационный метод, генеративная лингвистика, компетенция, употребление, база, фонетика, фонология, фонема, актуальное членение предложения, тема, рема, литературный язык, кодификация, дедуктивный анализ, индуктивный анализ, план выражения, план содержания, плерема, кинема, интердепенденция, детерминация, констелляция, диалект, социальный диалект, арго, жаргон, сленг, языковая макросемья, вокалический язык, консонантный язык, промежуточный язык, номинативный язык, эргативный язык.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.