Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 Институт                                                                      Кафедра

физической культуры                                      «Гимнастика и спортивные игры»

и спорта                                                 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки Физическое образование

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания»

на тему:

«Особенности проведения уроков физической культуры с тренировочной направленностью»

 

Студент Яриго Ольга Павловна

Группы 19 ЗСПО 31

Получено:

______________

Проверил:

______________                                                                           к.п.н., доцент кафедры ГиСи

                                                                                               Хмельков А.Н.

 

 

Пенза, 2020 г.

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА педагогически направленной организации занятий физической культурой..................................4

Уроки тренировочной направленности и их особенности.........12

заключение .........................................................................................................16

Список литературы..........................................................................................18

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уроки физической культуры в школе - основная форма физического воспитания школьников. Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.

Тренировочное направление урока, главная задача которого заключается в том, чтобы на уроках дать школьникам побольше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.


 

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА педагогически направленной организации занятий физической культурой

 

Сущность учебно-воспитательного процесса выражается в органическом соединении задач, средств и методов обучения и воспитания в рамках единой формы их организации. Такое соединение обеспечивает комплексность и усиление взаимовлияния обучающих и воспитывающих воздействий на формирование личности учащихся.

Содержание и структура урока. В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:

1. Учебный материал, представленный конкретным составом
физических упражнении и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику
образовательной сущности урока физического воспитания, его
предметное содержание.

2. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных
задании, показ образцов практических действий, оказание помощи
и страховки, замечания и указания корректирующего характера;
действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору
инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения
учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взанмоанализа действий
учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.

3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие
и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и
последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.

Структура урока - это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и прочее.

Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение а структуре урока трех функционально связанных составных частей (вводно-подгоговительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. Задачи и содержание: а) начальная организация занимающихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте); б) создание целевой установки (сообщение задач урока); в) обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода); г) общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функции организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой);

д) обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).

Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:

а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата,
совершенствование функциональных возможностей организма;

б) обучение технике упражнений в целях развития способности
управлять движениями собственного тела; в) формирование специальных знаний; г) развитие основных и специальных двигательных качеств; д) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств. Содержание этой части урока определяется учебным материалом программы.

Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и содержание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и на осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, наиболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловлено тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими характерными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составленные, например, и по признаку предметного содержания, по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.

Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и форм занятий физическими упражнениями, в частности уроков. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуры очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию уроков.

В системе физического воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов — уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.

Уроки общего физического воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.

Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных.

Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин.

Лечебные уроки служат восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим врачом.

Методические уроки служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания. Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и др.

Вторым характерным признаком, лежащим в основе классификации уроков физического воспитания, является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки, лыжной подготовки, игровые и др. ; выделяются также уроки с более узким предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот, комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или (чаще и более узко) — уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической подготовки пожарников, работников экспедиций и т. п.; в лечебных уроках — названием заболевания.

В пределах предметной классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического воспитания на уроки с образовательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а также комбинированные уроки, в которых в разных сочетаниях представленных два или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение уроков принято обозначать другими терминами: учебно-тренировочные (для технической, тактичной или технико-тактичной подготовки), тренировочные (для физической подготовки, направленной специально на воспитание двигательных качеств) и комбинированные.

Внутри каждой такой группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки с образовательной направленностью классифицируются в зависимости от акцентирования учебных задач, т. е. по основным дидактическим задачам занятий (аналогично тому, как это принято в общей педагогике). В этой связи выделяют следующие разновидности уроков: вводный, изучение нового материала, совершенствование и закрепления изученного, контрольные (учетные), а также «смешанные» уроки, в которых в разных сочетаниях решается несколько дидактических задач. Такое подразделение уроков образовательного характера имеет особенно важное значение, так как каждая из перечисленных разновидностей требует не только своего особого размещения учебного материала, но и специфической организации действий педагога и занимающихся.

Уроки с гигиенической направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие) уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление, создание надежной основы здоровья и работоспособности. Вторые, практикуемые значительно реже, должны служить восстановлению сил и работоспособности. Для них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки, вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений.

Уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью характеризуются установкой на воспитание двигательных (физических) качеств, или специально организованное решение задач нравственного или эстетического воспитания.

Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.

 


 

Уроки тренировочной направленности и их особенности

 

Тренировка является важнейшей частью физического воспитания. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах для различных организационных форм занятий.

Принципы построения урока с тренировочной направленностью.

Тренировочный урок строится на основе общих принципов физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы:

Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью тренировки и спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу.

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий, создавая предпосылки для специализации.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает регулярность занятий на протяжении всего периода физического воспитания. Количество тренировочных занятий, их содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерства занимающихся.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить занимающихся к предельной мобилизации сил во время соревнований. В процессе тренировочных занятии постепенно усложняют задания на протяжении. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров.

Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.

Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов.

Разделы (стороны) тренировочного занятия

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. В конечном счете должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил и положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений  строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.

Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает п активность, механическое повторение упражнений.

Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, который может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное задана отставленным — как изменение состояния спортсмена после целого тренировочного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы тренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сущность процесса обучения юных спортсменов, его содержание, организацию и методику изучает спортивная дидактика, являющаяся составной частью спортивной педагогики. Исследуя процесс обучения юных спортсменов, спортивная дидактика выявляет его закономерности и принципы, обосновывает условия успешного использования различных форм, методов, приемов и средств в подготовке юных спортсменов. Вместе с тем она призвана прогнозировать развитие содержания, организации и методики обучения юных спортсменов и вырабатывать рекомендации для его совершенствования.

Уроки тренировочной направленности ставят перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений занимающимися и контролем за ее воздействием на систему организма.

Эффективность таких уроков заключается в том, что значительно повышается плотность занятий.

Для полноценного и гармоничного развития школьника нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физической культуры.

Для достижения результата при работе с учащимися необходимо знать методику проведения занятия, различные методы и методические приемы. Уроки тренировочной направленности полностью подходят под это описание, включая в себя разносторонность, целесообразное распределение нагрузки и дозировки, что способствует гармоничному развитию занимающихся.


 

Список литературы

 

· Гандельсман А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2016.

· Деркач А. А. Творчество тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 2015.

· Качашкин В. М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2016.

· Каюров В. С. Книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2013.

· Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. – М.: Медицина, 2014.

· Мейксон Г. Б. Методика физического воспитания школьников / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2011.

· Мишин Б. И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2012.

· Набатникова М. Я. Специальная выносливость спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2012.

· Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2014.

· Сидоров Л. К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л. К. Сидоров, В. Л. Высоцкий, Е. Ю. Емельянчик, В. А. Иванов. – Красноярс: КГПУ , 2011.

· Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. – М.: Фис, 2015.

· Хромин Е. В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования: Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2014.

· Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей – Ярославль, 2016.

· Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В. А. Барков, А. И. Навойчик, Ю. К. Рахматов и др. Под ред. В. А. Баркова. – Мн.: Технология, 2016. – 240 с.

· Переващиков Ю. А. Домашнее задание по физической культуре. Для учащихся 1 – 4 кл. – Мн.: Полымя, 2014. – 183 с.: ил.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.