|
|||
Консультация для воспитателей логопедической группыКонсультация для воспитателей логопедической группы Младший дошкольный возраст Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка. Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки. Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь: -речь должна быть правильной, без речевых нарушений; -артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; -речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога; -слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно; -взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов; -взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители. Этапы развития речевого подражания: Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести. Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития! Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Приложение. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"». «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"». «Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"». «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"» «Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать». «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"». «Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"». «Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"». «Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"». «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"». Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.
|
|||
|