Учебно-тематический план. Содержание дисциплины
Учебно-тематический план
|
| Часы
| Тема 1
| Психофизиологические основы агрессии
|
| Тема 2.
| Общая теория конфликта.
|
| Тема 3.
| Психофизиология конфликта.
|
| Тема 4.
| Особенности семейных конфликтов.
|
| Тема 5.
| Менеджмент и конфликты.
|
| Тема 6.
| Управление конфликтными ситуациями
|
| Итоговое тестирование (устный зачет)
|
| Итого
|
|
Критерии оценивания:
1)Итоговый тест включает в себя 30 вопросов. Время решения – 15 минут. Тест считается пройденным при 80% правильных ответов (24 вопроса).
2) устный зачет
Содержание дисциплины
Наименование темы
| Содержание
| 1. Психофизиологические основы агрессии
| Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агрессивности). Двумя основными образованиями головного мозга, играющими важную роль в формировании агрессивности, являются лимбическая система (состоит из нескольких взаимосвязанных структур: миндалевидного тела, или амигдала, гипоталамуса и др.), контролирующая основные влечения и эмоции, и кора головного мозга, ответственная за целый комплекс когнитивных функций, которые имеют существенное значение в процессах научения, выработки суждений и принятия решения. Повреждения лобной доли коры головного мозга приводят к усилению реакции человека на мгновенные воздействия окружающей среды; обыкновенные раздражители вызывают агрессивные реакции, которые обычно блокируются целой серией рефлекторных или осмыслительных процессов. Агрессивность человека связано с активизацией симпатической нервной системы.
Связь между возбуждением и агрессией может быть двусторонней. Так же как возбуждение способствует проявлению агрессии, так и агрессия может повлиять на уровень физиологического возбуждения. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной, преобладающей реакцией на провокации является агрессия. Лица с повышенной реактивностью склонны прибегать к агрессии значительно чаще, нежели их менее возбуждающиеся собратья. Агрессия ведет к понижению возбуждения, когда индивиду становится известно, что агрессия является выгодной реакцией на провокацию. Исследователи также изучали гипотезу влияния половых хромосом на агрессию путем рассмотрения личностных характеристик и криминальных досье лиц с хромосомными аномалиями (то есть лиц, у которых Х- и Y-хромосом меньше или больше, чем полагается). Хотя некоторые факты довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессивности и набором половых хромосом, выявленная исследованиями связь некоторых хромосомных аномалий с агрессией является отражением скорее недостаточного умственного развития, нежели врожденной склонности к преступлениям с применением насилия.
| 2. Общая теория конфликта.
| Понятие конфликта, его сущность и структура. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликтов. Классификация конфликтов, причины их возникновения. Типы конфликтных ситуаций. Динамика развития конфликта, его этапы и фазы. Формулы конфликтов. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов. (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В). Конфликты и трансактный анализ. Основные поведенческие характеристики «Родителя», «Взрослого», «Ребенка».
| 3. Психофизиология конфликта
| Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте: двухмерная модель стратегии поведения в конфликте Томаса-Киллмена. Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и «бесконфликтный»). Классификация конфликтов. Межличностные и групповые конфликты
| 4. Особенности семейных конфликтов
| Семья как ячейка общества и ее социальные функции. Структура семейных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: родители – дети, супруги и их родители. Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Формы конфликтного поведения супругов. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение. Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Факторы и причины данных конфликтов. Формы проявления конфликтности; способы их предупреждения и разрешения.
| 5. Менеджмент и конфликты
| Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации. Основные способы управления конфликтами в организации.
| 6. Управление конфликтными ситуациями
| Понятие управления конфликтом, конфликтной ситуацией. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта. Пути предупреждения конфликтов. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Формы и средства стимулирования конфликта. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта.
|
|