Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

Курсовая работа на тему:

“Виды референдумов в Российской Федерации: правовое закрепление и практика проведения”

Выполнил:

студент 2 курса,

очной формы обучения,

гр. 1119 БО7

Пугин Артем Владимирович

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры конституционного

и муниципального права

Тимакова Ю.С.

 

г. Нижний Новгород

2020 год

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. Понятие и виды референдума в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .6

1.2. Конституционно-правовые основы закрепления референдума в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2. Практика реализации института референдума в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.1. Практика проведения федерального референдума в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2. Практика проведения референдума в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

3. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на референдум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы - виды референдумов в Российской Федерации: правовое закрепление и практика проведения. Мой выбор пал на нее из-за того, что референдум сам по себе представляет важнейший институт прямой демократии, а также форму непосредственного волеизъявления граждан.

Так как тема включает в себя столь важные понятия, то можно сказать, что ее актуальность и значимость будут соответствующими. Ведь различные референдумы, это неотъемлемая часть любого развитого современного демократического общества, в том числе и Российской Федерации.

Проблема референдума в Российской Федерации является относительно молодой и насчитывает всего около 30 лет изучения. Свое начало она берет со всероссийского референдума 25 апреля 1993 года. Не стоит думать, что Всероссийский референдум о введении поста президента РСФСР от 17 марта 1991 года был первым в Российской Федерации, так как сама Российская Федерация возникла 25 декабря (Переименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Российскую Федерацию) того же года и обрела независимость (де-юре) 26 декабря всё того же года. И хотя временные границы здесь довольно узки, однако сама проблема носит очень объемный характер и непосредственно касается наших дней.

Актуальность работы определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект курсовой работы - конституционно-правовые отношения, регулирующие институт референдума.

Предмет - нормы Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, регламентирующие правовое положение референдума.

Цель курсовой работы - проанализировать теоретико-правовые основы референдума, практику его проведения, а также проблемы реализации права граждан на референдум.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

-Изучить понятие и виды референдума в Российской Федерации, а также его конституционно-правовые основы закрепления.

-Рассмотреть практику проведения федерального референдума и референдума на уровне субъекта.

-Раскрыть процедурные, предметные и временные ограничения прав граждан на проведение референдума.

Методологическая основа исследования - достижение цели и решение поставленных задач предполагает использование различных методов познания, а именно: общие методы научных исследований - методы обобщения, анализа, а также специальные научные методы - системный, логико-юридический, исторический, статистический.

Теоретическая основа исследования - её составляют труды таких отечественных ученых и специалистов, как Аверянова Ю.И., Малько А.В., Маликова М.Ф., Останкова Д.Б. и др.

Нормативная основа исследования её составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" и др.

Структура исследования - работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя четыре параграфов, третьей главы, заключения и библиографического списка.

 

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации.

Референдум в Российской Федерации, в первую очередь, является формой непосредственной демократии, которая выражается в различных способах и средствах непосредственного осуществления власти народом или его частью, исключающих передачу властных полномочий каким-либо органам или лицам. Стоит упомянуть, что многочисленный ряд российских ученых придерживается мнения, что референдум будет отождествляться с другим институтом непосредственной демократии - плебисцитом. Однако, есть и те, кто старается разделять данные понятия.

Виктор Фомич Коток ставил знак равенства между референдумом и плебисцитом, так как считал, что они оба представляют собой утверждение того или иного государственного решения путём народного голосования, придавая ему окончательный и обязательный характер. Схожей позиции придерживался и Сергей Викторович Троицкий, определяющий референдум как одну из форм непосредственного участия избирателей в законодательном процессе, в принятии важных государственных решений посредством голосования населения. Вячеслав Викторович Маклаков давая характеристику референдума, указывает на то, что он представляет собой голосование по поводу какого-либо законопроекта, международного договора или административного акта. Илья Павлович Трайнин трактовал определение референдума как право народа через голосование отвергать законы, принятые народным представительством. Также, Марат Викторович Баглай и Владимир Александрович Туманов в своих работах отмечают, что по своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума и данные понятия используются как синонимы.

Теперь стоит поговорить и о тех, кто придерживается противоположного мнения. Например, Глеб Владимирович Синцов полностью не принимает вышесказанное отождествление понятий референдума и плебисцита. По его взглядам, отличие плебисцита от референдума заключается в том, что плебисцит, то есть всенародный опрос, это выявление мнения избирателей и консультирование с ними, а не сам процесс голосования. Владимир Терентьевич Кабышев определяет плебисцит как институт международного права, что, собственно, и будет являться главным отличием от референдума. Он также пишет, что отдельные формы “социалистического” референдума не всегда обязаны быть связанными с голосованием.

Однако, в данном вопросе всё-таки стоит придерживаться тех позиций, где референдум и плебисцит отождествляются. В защиту этого утверждения нужно обратиться к политологическому энциклопедическому словарю, в котором понятие референдума трактуется как “народное волеизъявление (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу”, а плебисцит там всего лишь “вид всенародного голосования” (1)

(1) Ю. И. Аверянов Политология: энциклопедический словарь. - М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. - С. 431.

1.1. Понятие и виды референдума в Российской Федерации.

Если прибегать к определению из юридического энциклопедического словаря, то референдумом будет считаться обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституции, законодательным или внутриполитическим вопросам (1) Однако, референдум здесь может играть и роль метода по разрешению территориальных вопросов в международной практике. Можно сказать, что в данной трактовке референдума, автор словаря обозначает более широкий перечень составных элементов термина, в отличии от определения, данного законодательством, о котором как раз пойдет речь далее.

Говоря о легальном понятии референдума в Российской Федерации, стоит обратиться к законодательству, а конкретно к первой статье Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”, в которой даётся следующее определение референдума - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (2). Данное понятие в первую очередь закрепляет такой статус голосования, как всенародность, что является показателем демократичности, то есть народовластия. Это означает, что каждый полностью дееспособный и свободный гражданин Российской Федерации имеет право на участие в референдуме. Также граждане Российской Федерации имеют равное право на участие в референдуме независимо от их языка, национальности, расы, пола, убеждений и от иных обстоятельств.

Однако, вопросы референдума не ограничиваются лишь государственным значением. И тут уже стоит начать говорить о видах референдума. Первая представленная классификация будет основываться на территориальном принципе разделения. Итак:

Первый вид - Всероссийский референдум, на котором выносятся вопросы общефедерального значения на основании решения Президента Российской Федерации. В таком референдуме участвуют все граждане Российской Федерации, которые, собственно, обладают правом на участие в нём.

Второй - Референдум субъекта Российской Федерации, на котором выносятся вопросы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов или же только вопросы соответствующего субъекта, если указанные вопросы не регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

И третий - Местный референдум, на котором выносятся вопросы соответствующего значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Также существует классификация, разделяющая референдумы Российской Федерации по характеру юридической силы:

-Консультативный референдум. Он проводится для того, чтобы выяснить мнение людей по какому-либо вопросу. Окончательное решение здесь остаётся за органом, инициирующим проведение референдума. Однако, это самое решение не носит обязательный характер.

-Императивный референдум. Решения данного референдума уже носят обязательный характер для всех органов и лиц на территории, в пределах которой они были приняты. Такие решения могут быть отменены или изменены только путем такого же референдума и не нуждаются в дополнительном утверждении.

Стоит упомянуть и о классификации, зависящей от предмета референдума:

-Конституционно референдум. Предметом здесь является внесение изменений в конституцию или же утверждение новой.

-Законодательный референдум. Предмет тут, это принятие законопроекта, внесение изменений в действующие законы или же отмена самих законов.

-Международно-правовой референдум. Предметом здесь будет, например вступление в различные международные организации, ратификация международных договоров, а также вопросы, касающиеся международно-правового статуса территорий. Иначе говоря, данный референдум существует для разрешения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях.

-Административный референдум. Предметом тут выступает, например изменение административно-территориального деления, досрочное прекращение полномочий должностных лиц, а также различные вопросы местного значения. Данный вид референдума проводится по вопросам, которые не связаны с принятием, отменой или изменением нормативно-правовых актов (3).

Также можно упомянуть, что в других странах, например таких как Швейцария и Лихтенштейн, классификация референдумов происходит и по порядку их проведения (обязательные и факультативные референдумы). Хотя законодательство Российской Федерации и не содержит подобных положений о проведении референдума, однако все равно даёт право муниципальным образованиям и субъектам в своих правовых актах отображать те вопросы, которые обязательно должны выноситься на референдум.

(1) Малько А. В. Юридический энциклопедический словарь - М.: Проспект, 2018. - 1136 с.

(2) Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации"

(3) Маликов М. Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации / М. Ф. Маликов. - 2-е изд., испр. и доп. — Уфа: ДизайнПресс, 2011. - 321 с.

1.2. Конституционно-правовые основы закрепления референдума в Российской Федерации.

Как уже обозначалось раннее, основой для правового закрепления референдума в Российской Федерации является Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года.

Однако, существует и ряд положений Конституции Российской Федерации, которые призваны регулировать институт референдума, давая ему еще более основательное закрепление, чем вышеупомянутый закон.

В третьей статье Конституции Российской Федерации говорится, что непосредственным выражением народной власти (народ, согласно этой же статье, является единственным источником власти в Российской Федерации) как раз-таки и является референдум. Следуя из данных норм, можно сказать, что они определяют положение референдума в структуре публичной власти Российской Федерации. А положение это, довольно привилегированное, так как референдум, наравне со свободными выборами, это высшая форма осуществления народовластия.

Если мы обратимся к шестнадцатой статьей Конституции Российской Федерации, то увидим в ней сформулированный принцип приоритета основ конституционного строя (которым в Конституции Российской Федерации посвящена вся первая глава) над остальными положениями. А так как третья статья как раз относится к первой главе, то можно с уверенностью говорить о истинной важности референдума, который составляет неизменные основы конституционного строя Российской Федерации.

Согласно статье 84 Конституции Российской Федерации, Президент может назначить общефедеральный референдум (в порядке, установленном федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации). Однако, говоря о референдуме субъекта, то он в Конституции Российской Федерации даже не упоминается. Хотя всё же стоит сказать, что возможность проведения данного вида референдумов будет вытекать из ряда статей Конституции. Так как территориальное устройство Российской Федерации основывается на принципе разделения предметов ведения (а также и их полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, то следовательно референдум может проводиться как во всенародной форме, так и лишь в отдельно взятых субъектах. Референдум на уровне субъекта также признаётся федеральным законодателем как отдельный вид референдума.

Говоря о референдуме на местном уровне, следует сказать, что он тоже является формой прямого волеизъявления народа, которая установлена Конституцией Российской Федерации в статье 130. Данный референдум должен проводиться на территории, в пределах которой реализуется местное самоуправление и с которой будет связан вопрос местного значения, выносящийся на референдум. Это правило нашло своё отражение в Федеральном Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Касательно предмета референдума, то в самой Конституции Российской Федерации он прямо не называется, однако в статьях можно найти указания на него. Так, например, в статье 135 говорится, что на всенародное голосование может быть вынесен проект новой Конституции, который разработало Конституционное Собрание Российской Федерации. Понятие референдума конкретно к этой ситуации в Конституции не применяется. Однако, здесь законодатель посчитал вероятным, что если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на референдум проекта новой Конституции, то вопрос о её утверждении в обязательном порядке выносят именно на общефедеральный референдум (1).

Исходя из вышесказанного, можно заявить, что те положения Конституции Российской Федерации, которые регулируют вопросы референдума, хоть и представлены в достаточно небольшом количестве, однако всё равно создают надёжнейший фундамент для применения такой высшей формы непосредственной демократии.

(1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ).

 

 

Глава 2. Практика реализации института референдума в Российской Федерации

Практика реализации института референдума в Российской Федерации насчитывает не так уж и много времени и является относительно молодой. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года был первым референдумом в Российской Федерации. Он дал начало и толчок для дальнейшего развития такой высшей формы непосредственной демократии. С того времени в Российской Федерации проводилось порядка ещё 10 различных референдумов (8 из которых были проведены на уровне субъектов и 2 всероссийских). Некоторые также полагают, что общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020 года, не считается референдумом. В противовес данному утверждению хотелось бы сказать, что данное голосование хоть и проводилось в особом порядке и на него не распространялось действие таких законов как “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “О референдуме Российской Федерации”, однако оно: во-первых, носило всенародный характер, во-вторых, вопросы, выносимые на нём, имели государственное значение, и в-третьих, в нём участвовали граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, что полностью соответствует признакам из определения референдума в первый статье Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”. Следуя этому, общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020 года будет считаться общероссийским референдумом.

2.1. Практика проведения федерального референдума в Российской Федерации

В качестве примера здесь хотелось бы наглядно изобразить всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, которое являлось вторым по счёту (после Всероссийского референдума 25 апреля 1993 года) референдумом в Российской Федерации. Так как данное голосование являлось “всенародным”, то следовательно его можно классифицировать и как первый федеральный референдум.

Почти все регионы страны, кроме Чеченской Республики и Республики Татарстан, начали подготавливаться к всенародному голосованию. Стоит отметить, что перед референдумом происходили массовые антиконституционные агитации, проводимые различными движениями. 25 ноября 1993 года Центризбирком и Информационный суд (который как раз-таки и был создан для рассмотрения различных споров, касающихся предвыборной агитации), заявили о запрете использования эфира для антиконституционных агитаций. Анатолий Александрович Собчак и Александр Николаевич Шохин поддержали данную позицию.

Критиковал, а также выступал против проекта Конституции и Председатель Верховного Совета Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов. Его главная претензия была связана с изъятием Федеративного договора из проекта Конституции Российской Федерации (1).

Уже к 4 декабря 1993 года Российская Федерация приняла у себя примерно 600 прошедших аккредитацию Центризбиркома иностранных наблюдателей. Сенатор Маккейн (руководитель делегации наблюдателей из США) отмечал, что референдум “подтвердил приверженность России демократическому процессу”. Были, конечно, и некоторые замечания. Они в основном касались недостаточно развитого избирательного законодательства. Наблюдатели также отмечали то, что кампания по проведению голосования проходила слишком быстро (2).

Николас Беттел (представитель делегации депутатов Европейского парламента) отмечал, что избиратели были весьма растеряны и озадачены процедурой голосования. Их смутило то, что в бюллетене нужно было указать именно нежелательный вариант (3).

Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин вместе с председателем Центризбиркома обратились к гражданам Российской Федерации 10 декабря 1993 года, призывая всех прийти на всенародное голосование 12 декабря, описав при этом всю значимость принятия новой Конституции.

12 декабря 1993 года с 8 часов утра до 10 (однако, избирательные комиссии могли завершить голосование и в более раннее время) часов вечера по местному времени проходило Всенародное голосование.

Уже после проведения голосования, на телеканале “Останкино” начался восьмичасовой прямой эфир, на котором отслеживалась процедура подсчёта голосов, проходившая в Государственном Кремлёвском дворце.

13 декабря 1993 года, днём, Центризбирком опубликовал первую официальную информацию, в которой содержались предварительные итоги референдума. Через двое суток (15 декабря) председатель Центризбиркома сделал заявление в пресс-центре Министерства Иностранных Дел Российской Федерации, что Конституция была принята.

После процесса голосования, в течении 10 дней, при подсчёте голосов, службы Центризбиркома начали вести обработку поступающих от избирательных комиссий (участковых и окружных) протоколов.

Центризбирком опубликовал конечные результаты референдума уже 22 декабря, заявив при этом, что всенародное голосование полностью состоялось и большинство голосовавших граждан выразило одобрение проекта новой Конституции Российской Федерации. Такое же заявление сделал на своей пресс-конференции в Кремле и президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин.

Если обратиться к статистике, то судя по итогам голосования в нём приняло участие 58 187 775 граждан. Явка составила 54.81%. 32 937 630 (что составило 58.43% от всех принявших участие в голосовании) избирателей выступили за одобрение проекта новой Конституции. Исходя из этого, мы видим, что голосовавшие “за” (58.43%), при явке всего лишь в 54.81% составили 31.02% от общего количества зарегистрированных избирателей в Российской Федерации, что значительно не дотягивает даже до половины всех избирателей (4).

(1) Председатель ВС Башкортостана критикует проект Конституции // Известия. — 1993. — 18 ноября.

(2 ) Александр Шальнев. Наблюдатели из США: В целом довольны, но есть проблемы // Известия. — 1993. — 14 декабря.

(3) Николас Бетелл. Демократия с примесью безумия // Известия. — 1993. — 15 декабря.

(4) Итоги Всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Официальный интернет-портал Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

2.2. Практика проведения референдума в субъектах Российской Федерации

Первым референдумом в субъекте Российской Федерации был Конституционный референдум в Чечне 23 марта 2003 года. Вопросом, выносимым на данный референдум, было принятие новой Конституции Чеченской Республики. Связано это с тем, что Республика вернулась в состав и правовое пространство Российской Федерации. На референдум также были вынесены вопросы о принятии законопроектов о выборе президента и парламента Чеченской Республики.

В декабря 2002 года для выявления мнения граждан Республики, в городе Гудермес проводился съезд представителей народов Чечни. Данный съезд постановил, что в Чеченской Республике соблюдены все требования для проведения референдума, несмотря на сложную обстановку.

Чтобы подготовить данный референдум, создавалась инициативная группа, возглавленная Хасейном Таймасхановым. Эта группа проводила сходы граждан, встречалась с рабочими разных предприятий, а также с экспертами из Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Зарубежные средства массовой информации достаточно широко освещали деятельность инициативной группы. В ходе этой деятельности она разработала и представила 5 вариаций Конституции. Лучшая из них была вынесена на референдум.

Говоря об итогах проведения референдума, стоит обратиться к статистике. Всего проголосовало 509 796 граждан. Из них 95.97% (489 259 человек) выразило поддержку новой Конституции. Явка составила 95.65% от всего электората (533 000 человек). Согласно той части референдума, на которой проводилось голосование по законопроекту о выборах президента Чеченской Республики, то всего в нём приняло участие 510 125 человек (что на 329 человек больше, чем голосовавших по вопросу принятия Конституции), из которых поддержавшими оказались 95.37% граждан (486 182 человек). Касаемо же голосования о законопроекте о выборах парламента республики, то на нём высказало своё мнение столько же человек, сколько и на выборах президента республики, то есть - 510 125 граждан (при одинаковой явке в 95.71%). Поддержку среди них выразили 96.6% (489 655 человек) избирателей (1).

(1) В Чечне подведены итоги референдума. rbc.ru (27 марта 2003). Дата обращения: 17 ноября 2020.

 

Глава 3. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на референдум

Так как референдум в Российской Федерации развивается на протяжении уже примерно 30 лет, то следовательно он постепенно включает в себя некоторые новое проблемы и осложнения. К этому относятся: затруднённость создания и регистрации инициативной группы, а также ввод дополнительных и временных ограничений по предмету проведения референдума. Можно сказать, что всё это придаёт такой высшей форме проявления непосредственной демократии, как референдум, некий полностью теоретический характер.

Если брать во внимание все вышеперечисленные трудности, связанные с проведением референдума в Российской Федерации, то отсюда будет вытекать то, что проведение референдума по инициативе простых граждан будет реализовано лишь с очень небольшой вероятностью.

Далее придётся разделить эти ограничения конституционных прав на несколько групп. Классификация будет проводиться по схожим признакам данных ограничительных положений, а не по какому-то общему критерию. Итак, представленными группами будут выступать следующие ограничения: процедурные, предметные и временные.

Начнём с процедурных. Обозначение данных ограничений как “процедурных”, связано с тем, что они затрудняют как раз-таки именно процедурные (или же процессуальные) вопросы, которые связаны с проведением референдума.

В соответствии с 15 статьёй (Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации) Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”, к этой группе будут относиться следующие ограничения: обязанность инициативной группы состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. Обязанность каждой региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума содержать в себе не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта, где и была образована региональная группа (часть 2). Невозможно зарегистрировать иную региональную подгруппу, если в субъекте уже была зарегистрирована региональная подгруппа с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса (часть 18). Срок сбора подписей составляет всего лишь 45 дней (начинается после дня регистрации группы) (часть 2 статьи 17 всё того же закона). Право сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума принадлежит только членам инициативной группы, которые входят в региональную подгруппу, зарегистрированную избирательной комиссией субъекта (часть 3 статьи 17). Подписи собираются только в тех субъектах, в которых были зарегистрированы региональные подгруппы (часть 4 статьи 17).

Исходя из вышеназванных процедурных ограничений, можно сказать, что их перечень уже довольно широк, и этим законодатель существенно затрудняет осуществление конституционных прав граждан на участие в референдуме.

По своей сути данные положения не являются чем-то чересчур сложно исправимым. Данные ограничения можно было бы если и не устранить, то существенно ослабить точно. Достаточно лишь внести ряд соответствующих изменений в законодательство. Однако, такая инициатива от действующих сегодня государственных органов не проявляется, и, видимо, данная проблема для них не является приоритетной, если они вообще считают невозможность участия избравших их граждан в управлении государственными делами - проблемой.

Теперь поговорим о предметных ограничениях. Так как предмет референдума регулирует закон “О референдуме Российской Федерации”, то следовательно мы и будем из него исходить. Итак, согласно закону (части 5 статьи 6), не могут быть вынесены на референдум такие вопросы как: об изменении статуса субъекта; о досрочном продлении (прекращении) президентских полномочий и полномочий Государственной Думы Федерального Собрания; о досрочном проведении выборов Президента (а также депутатов Государственной Думы Федерального Собрания) или же перенос проведения таких выборов; об избрании, назначении, прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, которые занимают государственные должности; о персональном составе федеральных органов государственной власти; об избрании, прекращении, приостановлении (или продлении) полномочий органов, которые образованы в соответствии с международным договором, либо должностных лиц, которые избираются или назначаются на должность в соответствии с международным договором, а также о создании таких органов или же назначении на должность таких лиц; о принятии срочных мер по обеспечению безопасности населения; вопросы, которые отнесены (Федеральным Конституционными Законами и Конституцией) исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации давал рекомендации, которые отражают требования прямого правового регулирования (исключающего какую бы то ни было неясность и двусмысленность), а также устанавливающие чёткость правовых критериев, в свою очередь, формулировка которых закреплена как обязанность именно что Федерального Собрания. (1)

Законодатель принял данную рекомендацию немного в иной манере. Под Федеральный Конституционный закон от 24 апреля 2008 года “О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” (2) попала редакция статьи 6, а именно часть 5 и входящие в неё пункты 6, 7 и 9, которые содержали в себе запрещённые для вынесения на референдум вопросы (например, о изменении и принятии федерального бюджета). Все они утратили силу и были заменены на один новый пункт - десятый. Проблема заключается в том, что новое положение является общим для предыдущих, утративших силу пунктов и слишком широко трактуется по сравнению с ними. Теперь, согласно пункту 10, на референдум не могут выноситься вопросы, которые отнесены Конституцией и Федеральным Конституционным законам к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. И это, собственно, не совсем соответствует рекомендациям, даваемых Конституционным Судом.

Говоря о представленной формулировке, стоит сказать, что она как раз-таки не является точной и ясной. Она исключает конкретику касаемо ограничений для вопросов референдума. Указанные в пункте 10 положения вряд ли будут очевидными. Для них даже понадобится толкование. Ведь если к исключительной компетенции Федерального Собрания относится изменение федеральных законов, то разве изменение законодательства не может быть частью вопроса, выносимого на референдум? Закон носит далеко не самую определённую формулировку, что, в свою очередь, расширяет полномочия властей в форме дискреции. А касаемо практики, то правоприменительные органы смогут давать уже все нужные толкования, которые будут иметь определяющее значение.

Основная проблема здесь состоит в том, что конституционный принцип всеобщего равенства перед законом как раз предполагает единообразие в понимании трактовки правового положения, и, следовательно, не может осуществляться без него. Неясность содержания нормативных положений только даёт возможность безграничного усмотрения в процессе их применения, что несомненно будет приводить к произволу, а это уже, в свою очередь, является нарушением конституционных принципов (3).

Теперь касаемо временных ограничений. Они нашли своё закрепление в 7 статье Федерального Конституционного закона “О Референдуме Российской Федерации”. Итак, к данным ограничениям будут относиться: невозможность назначения (и соответственно проведения) референдума во время чрезвычайного и военного положений (а также со дня их отмены в течении трёх месяцев) во всей стране или же в отдельных её местностях. Невозможность проведения референдума в течении последнего года исполнения полномочий Президента и Государственной Думы Федерального собрания, а также во время избирательной избирательной кампании (на всей территории страны). Невозможность выдвижения инициативы о проведении референдума в период между обнародованием решения по назначению референдума и публикацией его результатов. Невозможность проведения повторного референдума до истечения срока в два года со дня публикации результатов предыдущего.

На мой взгляд, самым серьезным и существенным ограничением здесь будет невозможность проведения референдума во время последнего года исполнения полномочий Президента и Государственной Думы, а также во время избирательной кампании, носящей всероссийский характер. Серьезность данного положения заключается в том, что оно на довольно длительный срок приостанавливает возможность граждан в высшей прямой форме изъявить свою волю. Однако, данный срок может стать еще дольше, если будет принято решение о прямых выборах Совета Федерации в полном составе в случае несовпадающих дат выборов обеих палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Это является существенным препятствием для развития демократизма в обществе.

Исходя из всех вышеперечисленных положений, можно сказать, что они уже вышли за пределы возможных ограничений, которые нашли своё отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. В ней говорится, что ограничение прав и свобод человека должно иметь место только тогда, когда эти самые ограничения имеют своей целью обеспечить достойное признание и уважение прав и свобод других людей, а также удовлетворить требования общественного благосостояния и порядка (4).

(1) Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа"

(2) Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

(3) Конституционное право граждан на участие в референдуме и проблемы его реализации в Российской Федерации. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Останков, Дмитрий Борисович 2009

(4) Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.