|
|||
Профессиональная культура педагога, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование.
Профессиональная культура педагога, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование.
В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры:
· Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Содержит в себе усвоение и принятие педагогом ценностей педагогического труда: а) профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические, закономерности целостного педагогического процесса, особенности детского возраста, правовые и др.) и мировоззрение; б) педагогическое мышление и рефлексия; в) педагогический такт и этика.
· Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры педагога характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
· Личностностный компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
Проявляется в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов, таких, как самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нравственный потенциал личности педагога.
· Эвристический компонент педагогической культуры для традиционного российского педагога стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами.
|
|||
|