|
|||
Тест Понимание пословицТест "Понимание пословиц" Цель:определение способа поведения в конфликте. Каждому старшекласснику раздаётся бланк ответов с тектом пословиц Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл. Возможен вариант самостоятельной работы с данной методикой. Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:
Список пословиц:
Обработка теста: Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения Ведущий просит поднять руки обучающихся, которые набрали больше всего баллов по I шкале и раздаёт им картинки с изображением черепахи; по II шкале - картинки с изображением акулы; по III шкале - картинки с изображением медвежонка, по IV - лисы, по V - совы. Ведущий: "По мнению психолога Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточенна на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т.д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию. (Обучающимся раздаются памятки "Стили реагирования в конфликтных ситуациях"). Тип I "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание). Тип II "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование). Тип III "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Тип IV "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс). Тип V "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)". На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации. Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте. А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм: 1 шаг:Почему? Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят. 2 шаг:Зачем? Установить потребности участников, а не только их цели 3 шаг: Как? Каковы варианты решения? 4 шаг:Что? Какое решение устроит всех. Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации. Перейдем к практическому заданию.
|
|||
|