Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Педагогическая культура»



 

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области «Тульский педагогический колледж»

 

Доклад на тему:

                              «Педагогическая культура»

 

 

 

 

Выполнила: Кругляченко Анна Петровна      

Специальность: 44.02.01 Дошкольное

образование

Курс 4 группа ДО

Преподаватель : Николаева О. В.

 

 

Тула 2021

 

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................3

1. Понятие педагогической культуры.......................................................4

2. Составляющие педагогической культуры..........................................6

3. Коммуникативная культура педагога..................................................8

Заключение................................................................................................10

 

Введение

Государственная национальная программа в качестве одного из важнейших направлений реформирования системы образования определяет подготовку нового поколения педагогов, которые будут творчески воплощать в реальную практику принципы гуманизации, гуманитаризации, демократизации и индивидуализации обучения. Решение этой задачи под силу только педагогам, которые имеют высокий уровень общей и педагогической культуры.

Термин "культура" (от лаг culture - возделывание, развитие, выращивания, разведения) по своему значению близок к таким педагогическим категориям как "образование", "воспитание", "развитие". На эту закономерность указывает Х.Г. Гадамер в своей работе "Истина и метод". Сейчас образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает в конечном итоге специфический способ преобразования природных задатков и ценностей.

В наше время все большую актуальность приобретает тезис: "От человека образованного - к человеку культуры". Анализируя генезис понятия "культура", следует отметить, что с древности оно касалось характеристики внутреннего, глубинного мира личности. В этом плане обращает на себя внимание глубокое по философской сути известное выражение Гофмиллера: "Душа культуры - культура души". По этому определению духовная культура личности предстает основным эпицентром культуры общества.

П.М. Щербань, выделяя главные компоненты духовной культуры личности, подчеркивает значение национального самосознания и национальной культуры в ее создании. Знаменитый педагог-методист С.У. Гончаренко подчеркивает: "Вместе под культурой понимают уровень образованности, воспитанности человека, а также уровень владения какой-то областью знаний или деятельности". В этом понимание понятия культуры приближается к понятию профессиональной культуры, культуры деятельности специалиста, что находит отражение в его профессиональной деятельности, способах и приемах решения профессиональных задач. Анализируя особенности педагогической деятельности, С.С. Витвицкая обращает внимание на следующий логическую цепочку: духовная культура - - профессиональная культура - педагогическая культура.

Следует, очевидно, согласиться с мнением С.С. Витвицкой, которая подчеркивает: «Выделение педагогической культуры в качестве одной из важнейших составляющих общества, обусловлено спецификой педагогической деятельности преподавателя или учителя, направленной на формирование личности, способной в будущем воспроизводить и обогащать культуру общества.

1. Понятие педагогической культуры

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. В ней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы) и материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Педагогическая культура учителя является системным образованием ее главными структурными компонентами являются: педагогические ценности, творческие способы педагогической деятельности, опыт создания учителем образцы педагогической ной практики с позиций гуманизму.

Показателями высокого уровня сформированности педагогической культуры следует считать:

- гуманистическую направленность личности педагога;

- психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в области предмета, учитель преподает, владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);

- культуру профессионального поведения (педагогического общения, языка, внешнего вида).

Индивидуальная педагогическая культура проявляется в профессиональном поведении учителя. Так, учителю с высоким уровнем педагогической культуры свойственны теоретическое обоснование собственной педагогической позиции, системы педагогической деятельности, создания, гибкость и вариативность в принятии решений. Такой педагог имеет индивидуальный стиль. Он не только хранит и воспроизводит духовные ценности образования и воспитания но и сам создает их в виде новых технологий, методик, дидактических и воспитательных систем и наоборот, у учителя с низким уровнем профессиональной культуры проявляется неуверенность, неустойчивость собственной педагогической позиции, бессистемность, непоследовательность, неумение решать педагогические проблемы.

Поэтому психолого-педагогическая подготовка направлена на развитие педагогического самосознания будущего учителя, его творческой индивидуальности, которая проявляется в способах анализа, проектирования, моделирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности, психолого-педагогический блок включает дисциплины, предусматривающие овладения закономерностями психического развития ребенка, проектированием и моделированием учебно-воспитательного процесса, различными технологиями обучения, воспитания и управления, основами педагогической и психологической культур.

Предметная подготовка (блок специальных дисциплин) направлена на усвоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития индивидуальности ученика. Он включает изучение дисциплин, необходимых для той или иной области знаний и деятельности (математика, филология, история, биология и т.п.) на современном уровне развития общества.

Педагогическая культура в реальном педагогическом процессе проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога Единство всех этих проявлений образует его гуманитарную (общую) культуру.

 

2. Составляющие педагогической культуры

Новые тенденции в образовании, которые возникли на рубеже второго и третьего тысячелетий, появление новых парадигм воспитания, новой системы социальных ценностей и целей образования, ее диалог с культурой человека как ее создатели это и субъекта, способного к культурному самообразования, стимулировали особый интерес к исследованию феномена "педагогическая культура" и ее составляющих.

Известная российская исследовательница О.В. Бондаревская предлагает рассматривать педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, обладающее своим содержанием мировой педагогический опыт как изменение культурных эпох и соответствующих педагогических цивилизаций, как историю педагогической науки и практики, как изменение образовательных парадигм. Особенностью педагогической культуры является то, что ее объектом, целью и результатом является личность, образование, воспитание и развитие. Это накладывает особый отпечаток на педагогическую деятельность и требует специальных усилий по формированию культуры этой деятельности.

Педагогическая культура - сложный социально-педагогический феномен, который следует рассматривать как интегрированную единство определенных структурных компонентов личности, гармонично сочетаются между собой: научного с мировоззрения и научных знаний, эрудиции, духовного богатства, особых личностных качеств (гуманизма, справедливости, требовательной доброты, толерантности, тактичности, стремление к самосовершенствованию) культуры педагогического мышления, психолого-педагогической и методической подготовки, совершенного владения педагогической техникой, положительного педагогического имиджа, внешней эстетической привлекательности.

Преподаватель должен в совершенстве владеть педагогической культурой, ведь по выражению А. Дистсрвега "как никто не может дать другому того, что не сам, так не может развивать, воспитывать и обучать тот, кто сам не развит, не воспитан, не просвещен". Поэтому еще в 1639 в Сорбонне в Великой хартии университетов, сложившейся с целью их объединения, было провозглашено, что высшая школа является институтом воспроизводства и передачи культуры.

Поскольку основой педагогической деятельности является организация взаимодействия между педагогом и воспитанником, то одним из важнейших условий обеспечения ее эффективности является развитая коммуникативная культура (культура с общения). Так K.M. Левитан утверждал: "В основе культуры педагогического общения находится общая и педагогическая культура личности - это уровень ее развития, который проявляется в системе потребностей, социальных качеств, стиля деятельности и поведения".

Мнение Левитана развивает А.Н. Москаленко: "Повышение культуры общения состоит из-за роста уровня общей культуры. Внимание должно концентрироваться на том, что невозможно отделить одно от второго. Культура общения имеет глубинные истоки и тесно связана с личностными чертами педагога, его мотивам и ценностных ориентаций, самосознанием, профессиональными установками. Культура общения педагогов влияет на результативность учебно-воспитательного процесса, установление и усиление положительной духовно-нравственной атмосферы участников взаимодействия".

Важный акцент в анализе проблемы педагогического взаимодействия следует сделать на развитии личностных качеств как педагога так и воспитанника, формировании потребности в их личностном росте и самосовершенствовании и на что обратила внимание С.Н. Батракова: Ha основе культуры в педагогическом общении должно происходить творение, "выражение" нового содержания, преобразования личности и учителя и ученика. Общение педагога с учащимися рассматривается как условие, существенный фактор организации педагогического процесса, управления деятельностью, когда предметом изучения возникают социально-психологические, социально-нравственные "координаты" общения, его эмоционально-психологические характеристики .

Педагогическая культура преподавателя является источником проявления его научной и общей эрудиции, педагогического мастерства, культуры речи и общения, духовного богатства, проявлением его творческой индивидуальности как отражение результата постоянного самосовершенствования и саморазвития. На наш взгляд, педагогическая культура является гармонией культуры творческих знаний, созидательного действия, чувств и общения.

 

3. Коммуникативная культура педагога

Учитывая достаточно большое разнообразие современных взглядов на сущность понятия "коммуникативная культура", можно осуществить его анализ по направлениям:

- аксиологическое, которое позволяет определить ценности и профессиональные установки, на которые ориентируется педагог в межличностном общении;

- личностное, позволяющее выявить личностные черты преподавателя, обеспечивающих эффективность педагогической коммуникации;

- деятельностное, которое определяет объем знаний педагога о культуре педагогического общения и профессиональные коммуникативные умения, позволяющие творчески реализовать эти знания в педагогической практике.

Можно обобщить знания о содержании коммуникативной культуры педагога в виде формулы:

ККП = КУ+С+В

где ККП - коммуникативная культура педагога;

КУ - его коммуникативные установки;

С - знание о коммуникативной культуре, т.е. знания:

а) психолого-педагогических закономерностей общения;

б) этики общения;

в) теории общей и педагогической коммуникации;

В - коммуникативные умения.

Следует отметить, что педагогическое общение осуществляется в конкретной социокультурной ситуации и поэтому культура коммуникации будет зависеть от принятых в обществе культурных и моральных ценностей:

- внешних предпосылок, в частности социокультурного окружения: особенностей этноса, национальных традиций, социокультурных особенностей и специфики учебного заведения (классический университет или отраслевой вузов, колледж, профессиональная школа и т.п.), специфики и содержания педагогической деятельности;

- внутренних предпосылок, то есть субъективных факторов: возраста, пола, педагогических способностей, индивидуально-психологических особенностей, образования, педагогического опыта преподавателя и др.

То есть видно, что коммуникативную культуру педагога можно представить как сложный социально-педагогический феномен, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов (коммуникативные установки, знания, коммуникативные умения, которые реализуются при определенных условиях и зависят от внешних условий и факторов.

 

 

Заключение

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами .

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.