Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О символике кельтского креста и не только…(часть 35)



08.02.2021

О символике кельтского креста и не только…(часть 35)

Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный

Часть 9

Исследуя вышеназванную триаду цветов, сталкиваемся с тем, что всё, что нам известно о каждом цвете в отдельности, и их расположении друг относительно друга, не позволяет что-либо сказать об их влиянии как целого на окружающий мир и людей. Для этого возникает необходимость подойти к вопросу с философской точки зрения. Просто художником и исследователем здесь быть недостаточно. Поэтому обратимся к более тонким материям.

«В древнеарийской традиции четко вычленяются три мира – "Трилока". Это мир божественных идей; мир проявленный, т. е. мир нашей реальности, а точнее реальности отраженной нашим сознанием; и, наконец, мир ушедших, зеркальный нашему. Заметим, что в русской народной традиции им соответствуют также три мира: Правь, Явь, Навь» (из статьи С. В. Жарниковой «О Свете и традициях Ягры»).

Три цвета - белый, красный, чёрный – они же три мира: Правь, Явь, Навь; три начала: святость, страстность, нечистость (злоба, незнание) (Жарникова С. В. Статья «О празднике Купала»).

«Их единство и дает всю сумму Света (ведь уходим мы не во тьму, а "на Тот Свет"). В этой традиции вся Вселенная есть только различные проявления Абсолюта, который, трансформируясь, приносит себя в жертву и, расчленяя себя, творит эти три мира, сохраняя их в себе в единстве. Человек, как одно из проявлений эманации Абсолюта или Света, также является жертвой. Об этом говорит и древний текст "Чхандогья Упанишады": "Поистине, человек – жертвоприношение". Вся жизнь индивида воспринимается в сутрах как жертвоприношение, которое завершается принесением в жертву самого тела человека, сжигаемого на погребальном костре и возвращающегося к изначальному световому состоянию.

В этой религиозно-мировоззренческой системе жертвоприношение отдельного человека - это его собственная жизнь, в зависимости от выполнения им его вселенской задачи и, следовательно, приближения или удаления от постижения Сверхсветлого Света. Ведь не случайно мы до сих пор говорим о "прозрении", "озарении", "просветленности", имея в виду наивысшие состояния человеческого духа. Но для социума, для коллектива людей необходимы были такие отправные моменты, когда появлялась возможность не только соединить все эти индивидуальные жизни – жертвоприношения воедино, но и объединить все три мира Вселенной – Правь, Явь и Навь. И очиститься в их Абсолютном Свете.

Такими отправными точками в русской народной традиции были календарные даты, отмечающие "крест года": зимнее и летнее солнцестояния; весеннее и осеннее равноденствия. Обратим внимание на то, что все эти обрядовые циклы определяются одним термином "Игры"» (из статьи С. В. Жарниковой «О Свете и традициях Ягры»).

Таким образом, именно эти три цвета – белый, красный, чёрный - дают всю сумму Света, а соответственно и Цвета.

«В севернорусской традиции (как, впрочем, и в древнееврейской) Праматерь названа «Красной» и «Красной Горой». Почему именно «Красная»? Красивая? Вряд ли.

Объяснение этого феномена мы найдем в древнейших текстах индоевропейцев – эпосе Махабхарата, основной блок которого, судя по всему, складывался на приполярной прародине арьев.

В первой книге эпоса «Адипарве» говорится, что по мысли Всевышнего, (который в другой книге – «Лесной» назван «разгоняющим тьму Творцом Света», «Тем, кто Есть, Был и Будет», «Зримым извечным Богом, Законом Непреложным»), и его Слову (являющемуся озвученной мыслью)», появилось огромное яйцо, вечно, как семя всех существ… В нем подлинным светом был вечный Брахмо, чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального и нереального».

В книге «О жертвоприношении коня» («Ашвамехикапарве) Брахмо назван «эфиром». Текст гласит: Эфир высший из элементов… У него есть только одно свойство и называется оно звуком. Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем волны эфира или «небесного Океана» порождают «ветер» или движение, у которого уже два свойства «звук и касание». Причем, собственным свойством движения является «касание», т.е. инерция. Затем рождается видимый Свет, у которого уже три свойства – «звучание, касание и образ». Свойством Света, несущего в себе (как зримый образ семи первозвуков) семь цветов спектра, является Образ, т.е. весь видимый материальный Мир. Но первым цветом в этом процессе проявления является именно красный. Отсюда и «Солнце красное» – как образ овеществленного света или, как говорили еще в 12 в. наши предки: «Вещь бо солнце Свету». И первогора, как первообраз Земли, – тоже «Красная Красигорка», - С. В. Жарникова «Истоки фольклора Русского Севера», с. 86.

«Теперь вспомним, что в Завете сказано: - "…в начале было Слово". А слово - это звук (волновой процесс, характеризующийся частотой). И если слово передает смысл, значит, частота, как характеристика энергетического процесса, должна также обладать каким-то смыслом. Одно без другого не может существовать. Это принцип. Отсюда вытекает заключение, что принцип "Золотого Сечения", на котором построено все множество естественных объектов органической природы, несет в себе очень глубокий, фундаментальный смысл. И не случайно именно в человеке закономерность "Золотого Сечения" прослеживается настолько многовариантно, что остается только удивляться, почему природа устроила человека именно так. Фаланги пальцев, их три, три членения руки (отношения длин) - это ряды "Золотого Сечения". Сердце пульсирует в этом режиме и выталкивает кровь в аорту, оставляя часть ее в сердечной сумке. Это все - "Золотое Сечение". Колбочки и палочки, слуховая улитка (отношение длин витков), структура всего скелетного каркаса - среднестатистически это все "Золотое Сечение". Даже динамика нейронных структур в определенных психических режимах подчинена этой закономерности» (Взято: http://rods.ru/rods/index.php?page=rezonans. Дата обращения: 16.12.2019).

Т. е. начало Мира, как Первотворение, есть проявление сил – силы Света и Тьмы, а точнее, отделение Света от Тьмы, Белого от Чёрного, Неба от Земли, Яйца из Небесного Океана и т. д. В результате рождается третий мир – видимый Свет. И первым его проявлением из цветового спектра является Красный.

Но если три цвета у нас здесь это результат Первотворения, представляющий собой триаду, структуру, треугольник, где элементы связаны между собой, то можно предположить, что проявлять они будут себя должным образом – правильно - только в рамках определённых космических принципов, и никак иначе. По этим стандартам собственно создан и сам человек. «Но правильнее сказать, что он иным появиться не мог по той простой причине, что человек возник в среде, задающей эти параметры и использующей для этого механизмы принципа "гармонического резонанса". Все, что имеет отношение к резонансным процессам, должно быть в самой общей форме связано с функциями "Золотого Сечения". Поэтому природа работает самым простым, самым экономным, самым эффективным, самым многоцветным и многовариантным способом - в режиме "Золотого Сечения"» (Взято: http://rods.ru/rods/index.php?page=rezonans. Дата обращения: 16.12.2019).

Функции «Золотого сечения» очень активно использовали архитекторы, скульпторы, художники, в частности, эпохи Возрождения. Отсюда и удивительное «свечение» картин художников эпохи Возрождения без видимого источника света и порой минимальной явной палитре цветов – белый, чёрный, красный.

Пьетро Перуджино (1446-1524) «Мария Магдалина». Ок. 1500 г. Темпера на дереве. 47 × 34 см. Палаццо Питти, Флоренция

Таким образом, триада – белый, красный, чёрный – это цвета Первотворения Мира как такового и, в частности, первотворения нового человека по принципам «Золотого Сечения» в самом человеке при обряде, к примеру, инициации, взросления. А отсюда, возможно, следует, что эти три цвета связаны с родовой памятью, с генетическим кодом человека, а соответственно в определённый момент могут инициировать пробуждение родовой памяти, Белого Света в человеке, неизведанных сил и возможностей. Т. о. они связаны с выживанием, влиянием, сохранением жизни.

Также позволим себе предположить, что цвета чёрный, красный, белый, в их совокупности, - это символическая маркировка, своеобразное «отображение» незримого образа духа предка, покровителя рода, своеобразное «отображение» его незримого, но ощущаемого присутствия здесь и сейчас, в момент того или иного живого контакта, взаимодействия: человека и предмета, вещи (картины, традиционной одежды и т. д. и т. п.), человека и персонажа или человека и персонажей (например, персонажа в обрядовом ряжении и т. д. и т. п.); символическая маркировка его незримого присутствия через комплексное цветовое, но сугубо личностное (индивидуальное), ощущение как триады (см. фото в Контакте – маски Сибири или что-то подобное).

Посредством этой триады наряду со всем происходит приобщение к духу предка, покровителю рода.

В этом контексте обращает на себя внимание один из свадебных приговоров, который мы уже упоминали: «У нас на девице приметы: сидит она в белом шатре, в высоком терему, в девичьей беседе, в женском порядке, на брусовой лавке, под черной фатой, под белым платком» (Архив РГО. Р. 1. Оп. 1. Ед. хр. 54. Л. 35. Архангельская губ., 1854 г.; вар.: Архив РАН. Ф. 104. Оп. 1. Ед. хр. 89. Л. 129–129об. Вологодская губ., 1891 г.)», - где через [Женский порядок - свадебная обрядовая одежда, где слово «порядок» содержит в себе такие сочетания как «яр», «ар» и соответственно понятия «ярый», алый» и т. д. – Моё примеч.] цвет, как уже несложно догадаться, описывается обряд перехода, пересотворения невесты - её смерть и возрождение с целью дальнейшего творения новых жизней – рождения детей (это отражено и в цветовой символике крестов на лицах тряпичных кукол, о которых мы уже писали). Собственно татуировки на лицах женщин у многих народов об этом и говорят – о процессах первотворения в ней самой.

Сокращения

Архив РАН — Архив Российской академии наук, Санкт-Петербургский филиал

Архив РГО — Архив Русского географического общества

 

Продолжение следует…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.