|
|||
О символике кельтского креста и не только…(часть 35)04.02.2021 О символике кельтского креста и не только…(часть 35) Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный Часть 7 О цветах достаточно много исследований. И мы не собираемся создавать что-то подобное, так как не обладаем возможностями. Наша цель попытаться в общем и целом обрисовать устойчивые комбинации цветов, которые можно анализировать как единое динамичное целое, несущее особое символическое значение, а также обрисовать влияние этих комбинаций, в особенности и главным образом триады – белого, красного, чёрного - на окружающий мир и человека через уже имеющийся перед нашими глазами соответствующий предметный мир культуры, включающий в себя и использующий непосредственно эту триаду: в архитектуре, картинах, керамике, одежде, вышивке, ткачестве и т. д. (Раденкович 1989: 122). «<...> весь спектр с точки зрения символики цвета образует определённую систему: одну сторону занимает белый цвет, противопоставленный небелому, прежде всего чёрному и красному. Чёрный цвет отличается наиболее однозначной символикой, а красный и серый, напротив, обладают ярко выраженной амбивалентностью. Поэтому они могут быть рассмотрены как пограничные или медиальные. <...> В заговорах можно встретить постоянные комбинации цветов, имеющие особое значение. Чаще всего это триада красное (жёлтое)-белое-чёрное (синее) или диада белое-красное (чёрное). Трёхчленная комбинация белое-красное-чёрное, в сущности, есть универсальный знак человеческой культуры и имеет, вероятно, нейролингвистическую основу [Иванов 1981]. Она играет большую роль в древних <...> культурах. Так, обряд инициации в африканском племени ндембу основан на символическом переходе трёх рек: главной, или старшей, - белой, средней – красной и младшей – чёрной [Тэрнер 1983:76]. В славянских заговорах упомянутая триада может быть связана с разделением мира на этот мир (белое), гору/море (красное) и потусторонний мир (чёрное). <...> Есть основания триаду чёрное – белое – красное независимо от последовательности понимать как символическую схему перехода (как и в описанном обряде инициации). <...> В этом случае мы имеем в триаде две бинарные оппозиции: чёрное – белое и её трансформацию красное – белое. Весьма часто реализуется последняя, включая в себя семантику всей триады. Это возможно благодаря способности красного цвета альтернировать с чёрным. Другая реализация этой триады – переход от чёрного (плохое) через красное (среднее, переходное) к белому (хорошее), т. е. отношение: исходное-переходное-постоянное. Символику перехода, реализованную комбинацией цветов, можно увидеть и в амулетах» (Раденкович 1989: 141-142). Символическое отделение нечистой силы от человека с использованием указанной цветовой триады встречаем в обрядах. В некоторых из них жёлтое часто заменяет красное в триаде цветов. «При гадании, например, в окрестностях Беловара в Хорватии в кастрюле варят «мрачную», «ветреную», и «шуструю» траву. Затем в огне нагреваются три камня: чёрный (мрачан камен), жёлтый (вjетрени камен) и белый (камен на здравље) и кладутся на землю, после чего их поливают водой: чёрный, потом жёлтый, потом белый <...>. Словенцы рассказывают о часовне в Горьянце, где хранился камень с множеством чёрных, белых и красных крапин. По преданию, на нём среди крапин появлялся лик св. Анны с дочерью Марией, которая исполняла женщинам их желания <...>. Комбинация трёх цветов может быть представлена в обрядах и дискретно, посредством некоторых предметов» (Раденкович 1989: 142-143). Всеволод Фёдорович Руднев (1855-1913) — герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир крейсера «Варяг» (<…> главный смысл названия знаменитого крейсера был заведомо искажён ещё с XVIII века в силу "перегласовки" ударения: ведь правильно - "Вáряг" (с ударением на первом слоге), т.е. "защитник"... – Комментарий в Контакте Сергея Царенко), под его командованием принявшего бой у Чемульпо в 1904 году. В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца — в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получивших этот орден. Взято: https://vk.com/oksana_veits?z=photo-22163635_456246398%2Fwall1205136_9839 Библиография Иванов В. В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии (к названию Белоруссии // Балто – славянские исследования, 1980. М., 1981. С.175. Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. С. 122–149. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Продолжение следует…
|
|||
|