Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О символике кельтского креста и не только…(часть 35)



26.02.2021

О символике кельтского креста и не только…(часть 35)

Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный

Часть 12

Можно также предположить, что белый, красный, чёрный – это определённые опорные точки (или группа точек) в том или ином произведении, предмете культуры. Их некое расположение в пространстве даёт ту или иную сумму света из трёх миров (Яви, Нави, Прави) для восприятия. И чем больше этих опорных точек, тем больше сумма света. Он может быть сконцентрирован в определённой точке пространства, а может быть рассеян, тем самым может задавать собственное движение, например, в картине, «оживляя» её, и тем больше производить действие на смотрящего (смотрящего на картину, например). А он – смотрящий, надо сказать, главный в этом взаимодействии. Собственно в этом особенность произведений первобытной и вообще традиционной культуры. «Активная роль отводится в данном случае не автору, не мастеру, который выступает как своего рода «транслятор» традиционных форм, а аудитории, воспринимающей изображение, песню, сказание. Ей принадлежит эта роль, поскольку она и является творцом, непосредственным участником создания» (Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии». М., 1984).

Здесь уместно снова и снова вспомнить о некоторых фактах и представлениях, сложившихся о природе цвета и цветового зрения у учёных Средних веков и Возрождения, о чём писали в части 8:

«<...> цвет есть движение: как и свет, цвет движется и приводит в движение все, чего ни коснется. Таким образом, цветовое зрение есть весьма динамичный процесс.Для возникновения «феномена цвета» необходимы три составляющие: луч света, предмет, на который падает этот свет, и человеческий взгляд, действующий одновременно как передатчик и как приемник (Мишель Пастуро. Чёрный. История цвета. М., 2017).

Более глубокое понимание данного процесса даёт «концепция Аристотеля, основанная на взаимодействии четырех стихий: светоносного огня, материальной субстанции предметов (то есть земли), жидкостей глаза (то есть воды) и воздуха, играющего роль модулятора оптической среды» (Там же).

В этом ключе по-другому можно взглянуть, например, на картины художников эпохи Возрождения, которые очень активно используют именно эти три цвета. И, что самое интересное, действительно, создаётся какой-то удивительный эффект, ощущение свечения от таких картин. При этом у каждой своё неповторимое свечение. И чем меньше других цветов и больше в совокупности белого, красного и чёрного, с их тонами и оттенками, тем больше это, казалось бы, неуловимое свечение, хотя явного источника света нет (в этом может убедиться любой, посмотрев на соответствующие картины; с другой стороны, источник света здесь в большей степени в глазах смотрящего). А чем больше подобного света в том или ином предмете или объекте культуры (в частности, в картине, где это можно «поймать» наиболее явно), тем больше мы можем погрузиться в глубину картины, того или иного произведения, персоны, личности, а значит тем больше будет наше взаимодействие.

«Изобразительная форма выступает здесь как «возбудитель известной информации». Поскольку основной объем информации находится как бы вне самого произведения, оно может быть весьма условным: достаточно лишь нескольких черт, знаков — указателей содержания того культурного текста (или текстов), с которым оно соотносится. В сознании получателя происходит как бы самовозрастание информации, приводящее к тому, что аморфное становится структурно организованным; это означает, что адресат играет гораздо более активную роль, чем в случае простой передачи определенного объема сведений (Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс. – Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М, 1973а)» (Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии». М., 1984).

По сути обращение к триаде цветов (белому, красному, чёрному), на том или ином уровне, в рамках определённой традиции есть повторение акта первотворения – приобщения к Божественному, обращения к Божественному, к самому Богу-Творцу, который по сути своей также триедин (т. е. представляет собой некое целое) и покрывает своей динамикой тварный мир.

Портрет Павла I

 

Продолжение следует…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.