Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Почему мы поклоняемся идолам?. Виталий ПОПОВ. В фондах Ногинского музейно-выставочного Центра хранится около двух тысяч архивных фотографий. На многих из них запечатлены интересные факты из истории Богородского края, по которым в какой-то мере можно воссо



Почему мы поклоняемся идолам?

Богородску - 235 лет *

Виталий ПОПОВ

В фондах Ногинского музейно-выставочного Центра хранится около двух тысяч архивных фотографий. На многих из них запечатлены интересные факты из истории Богородского края, по которым в какой-то мере можно воссоздать летопись нашего города. Фонды постоянно пополняются новыми архивными фотографиями. Некоторые из них сотрудники музейно-выставочного Центра находят в различных источниках, иные приносят люди, неравнодушные к истории родного края.

Директор Центра Ирина Баранова рассказала нам о том, что потомки известного в Ногинске врача Панкова, проживавшего в доме № 24 на улице Текстилей, принесли старое фото, на котором, по-видимому, запечатлена демонстрация трудящихся в день годовщины Великого Октября. Проходит эта демонстрация по улице III Интернационала мимо площади Бугрова, и мы видим, что на этом снимке запечатлён памятник Иосифу Сталину - на том месте, где сейчас находится памятник Владимиру Ленину (см. фото).  

Местным краеведам и любителям старины хорошо известно, что в 1890 году по собственному проекту богородский архитектор Иван Михайлович Васильев (1861–1919) построил часовню в честь Александра Невского и Марии Магдалины на улице Большая Московская (ныне улица III Интернационала). Иван Михайлович в 1886 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Под его руководством в 1889 году в Богородске возведена в русско-византийском стиле церковь Иконы Тихвинской Божией Матери, построенная на средства богородского купца Петра Фёдоровича Елагина.

Крупная однокупольная часовня Александра Невского и Марии Магдалины запечатлена на многих фотоснимках того времени (см. фото). Известно, что одним из авторов этих фотоснимков является помощник исправника Богородского уезда, коллежский советник, страстный фотолюбитель Александр Ульянин (см. фото). Александр Алексеевич оставил потомкам несколько альбомов своих фотографий Богородска конца XIX-начала XX века.

Хранитель фондов Ногинского музейно-выставочного Центра Светлана Назина любезно предоставила редакции нашей газеты некоторые из архивных фотоснимков. На них можно увидеть часовню эклектичных форм возле Торговых рядов на улице Большая Московская, которая была возведена в конце XIX века. На другом снимке (1934 года) видно, что на этом месте часовни уже нет, а там разбита цветочная клумба. Как известно, безбожные богородские большевики снесли эту красивую часовню. На её месте был сооружён памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину. Автором этой  работы является рабочий Глуховски, скульптор-самоучка Фёдор Кузнецов, известный первым в мире памятником Ильичу, который до сих пор возвышается на Глуховской площади. Он же является автором памятника легендарному матросу-анархисту Анатолию Железняку, который и сегодня стоит недалеко от площади Ленина в Глухове.  

Второй памятник Ленину скульптора Кузнецова впоследствии был перенесён с площади Бугрова и установлен не в очень удобном месте возле трамвайного полотна на улице Текстилей недалеко от школы № 19. Почему второй памятник Ленину, выполненный Фёдором Кузнецовым, был убран с улицы III Интернационала? Об этом, наверное, пока можно делать только догадки. Произошло это, по-видимому, до 1934 года. Можно сделать предположение о том, что на этом месте было решено воздвигнуть памятник другому, ещё живому вождю советского народа – Иосифу Сталину. Узнать сведения о том, когда был установлен в Ногинске памятник Сталину, по проекту какого скульптора и когда он был демонтирован, мне так и не удалось. Даже известные в Ногинске краеведы не смогли мне помочь с этими сведениями. Некоторые из них считают, что на снимке из семейного архива доктора Панкова на площади Бугрова изображён не памятник, а некий муляж Сталина или скульптурная штамповка. По крайней мере, никто из известных мне старожилов нашего города не могли вспомнить о том, когда на площади Бугрова стоял памятник Иосифу Виссарионовичу. Не помогли мне и поиски в Интернете. Судя по фотографии из семьи Панкова, по одежде и обуви демонстрантов, этот снимок мог быть сделан где-то в сороковые годы или в начале 50-х. Может, другие старожилы нашего города вспомнят какие-то подробности, связанные с памятником Сталину на площади Бугрова? Этот памятник мог стоять на площади Бугрова до того времени, когда на XX съезде КПСС в феврале 1956 года был развенчан культ личности Сталина.

В настоящее время на площади Бугрова возвышается другой памятник Ленину. Ещё в советские времена ногинские острословы шутили: мол, Ильич правой рукой указывает на Сбербанк, который находится на противоположной стороне улицы III Интернационала, а за банком расположено старое здание тюрьмы (ныне Ногинский СИЗО). Дескать, энергичным жестом вскинутой руки вождь якобы призывает горожан: берите банк, а затем следуйте в тюрьму... В каждой шутке есть свой резон. Как известно, Ленин в Богородске никогда не был. К тому же у нас в городе уже имеется первый в мире памятник вождю мирового пролетариата, установленный 22 января 1924 года на Глуховской площади. Зачем городу нужны три изваяния Ленину? Или поклонение культам различных вождей уже вкралось в наш генетический код?   

Отклонимся немного от темы. 14 марта прошлого года в «Ленкоме» состоялась премьера спектакля «Вальпургиева ночь» по мотивам одноимённой пьесы Венедикта Ерофеева. Главный режиссёр театра Марк Захаров в этом спектакле использовал и знаменитую поэму Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», и дневники писателя. Накануне премьеры с режиссёром встретилась обозреватель журнала «Огонёк» Алла Шендерова. Марк Захаров рассказал ей о том, что его подвигло ставить на сцене прозу Ерофеева и что он думает о нынешних временах (см. интервью в журнале «Огонёк», № 8 от 2 марта 2015).

В частности, Марк Захаров говорил в этом интервью (цитирую – В. П.): «Знаете, у Ерофеева есть очень интересная подборка – «Моя маленькая лениниана». Он с таким вкусом подобрал цитаты из Ленина, что дальше можно уже ничего не читать – всё понятно про этого человека. Конечно, он был материализацией тех бесов, о коих писал Достоевский. Жалею, но «лениниану» я в спектакль не включил, она слишком документальна. Но вообще у меня с Лениным связано множество размышлений. Теперь понимаю, что если бы я был знаком с документами, где Ленин говорит, что красный террор недостаточен, его надо усилить, то, вероятно, не сумел бы поставить некоторые спектакли. Например, «Разгром» Фадеева в Театре Маяковского… Позднее Дмитрий Волкогонов рассказал мне про мешки с записками «расстрелять богатеев и проституток» - всё это очень путано, страшно и напоминает средневековый кошмар. Повторю, если бы я чуть раньше с этим познакомился, я не смог бы поставить ни «Темп-29», ни «Синие кони на красной траве»…

Выходит, Марк Захаров сравнил «Бесов» Достоевского с бесами ленинской когорты. Россия не предала значения мудрому художественному предсказанию Достоевского, и уже реальные бесы захватили в октябре 1917 года власть в нашей стране и устроили в ней кровавую гражданскую бойню. И выходит, что у нас до сих пор в разных городах и весях России стоят памятники главному бесу страны и его революционным соратникам.       

Между тем, у нас в городе нет памятников тем людям, которыми действительно может гордиться Богородский край. В Ногинске до сих пор нет памятника расстрелянному в 1918 году священномученику Константину Богородскому, основателю Богородско-Глуховской мануфактуры Арсению Морозову, богородским фабрикантам и меценатам Петру Елагину, Сидору Шибаеву и другим достойным личностям как минувшего, так и советского времени.

Разве нас не радует, что в Ногинске в 2010 году был установлен памятник патриарху Московскому и всея Руси Пимену? Он был изготовлен по проекту ногинского скульптора Иннокентия Комочкина. Памятник хорошо вписался в архитектурный ландшафт Ногинска и украсил площадку возле Богоявленнского собора, где начинал свой славный жизненный путь будущий патриарх Московский и всея Руси.

Если не так просто из-за нынешних экономических реалий воздвигнуть памятники достойным землякам, то можно хотя бы назвать их именами какие-то улицы города? Зато у нас есть улица имени террористки из «Народной воли» Татьяны Лебедевой, которая дважды (в 1879 и 1881 годах) принимала участие в подготовке покушения на императора Александра II, улицы имени революционеров Анатолия Климова и Сергея Леснова, подвиги которых весьма сомнительны. Кстати, их имена мало что говорят и гостям нашего города и подрастающему поколению ногинчан.

А что думают по этому поводу народные избранники из городского и районного корпусов Советов депутатов, которые могут принять решение о переименовании улиц? Что думают по этому поводу читатели газеты «Волхонка»? Как старожилы, так и среднее поколение и юные граждане Ногинска-Богородска? Может, на страницах нашей газеты следует устроить дискуссию на эту тему и пригласить принять в ней участие всех горожан, неравнодушных к прошлому, настоящему и будущему Богородского края? 

На снимках: часовня Александра Невского возле Торговых рядов старого Богородска; помощник исправника Богородского уезда, фотолюбитель Александр Ульянин; фото площади возле Торговых рядов Александра Ульянина; демонстрация возле памятника Сталину на площади Бугрова; памятники Ленину на площади Бугрова и на улице Текстилей, памятник патриарху Московскому и всея Руси Пимену.   

 

  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.