Конспект урока по физике. Цели урока.. Ход урока
Конспект урока по физике
Тема урока:«Параллельное соединение проводников»
Тип урока:Урок общеметодологической направленности.
Класс: 8
Методическое обеспечение:А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.-Дрофа, 2016 год, сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова 7-9 класс.
Цели урока.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Параллельное соединение проводников», формирование у обучающихся собственной точки зрения по данной теме, формирование способности описать, что произошло и почему.
Содержательная цель: сформировать у обучающихся способность самостоятельно систематизировать знания, выявить теоретические основы построения содержательно-методических линий.
Планируемые результаты обучения:
· обучающиеся научатся прогнозировать и анализировать исходы опытов по теме «Параллельное соединение проводников»;
· отвечать грамотно на поставленный вопрос и высказывать мнение;
· структурировать знания.
Оборудование: учебник, сборник задач, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданием.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап мотивации.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
4. Этап нахождения способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.
5. Этап включения изученного в систему знаний.
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| 1. Организационный этап.
| Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, оценка общего настроения класса.
| Проверка готовности к уроку, переход на рабочее состояние.
| 2. Этап мотивации.
| Вопрос ученикам: Ребята, встречаемся ли мы с вами с электрическими явлениями дома? (ответы). Хотя бы то, что наша квартира полна электроприборами, которыми мы постоянно пользуемся, доказывает это. А нужны ли нам знания об электрическом токе, с помощью которого они работают?
Учитель: Провести электричество в собственной квартире или на даче, установить лампы и светильники, найти и устранить повреждения и неисправности, отремонтировать розетку и выключатель – это и многое другое будет по силам и вам, если вы будете внимательны на уроках сейчас.
Совместная формулировка темы урока.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, можем ли мы в нашей жизни ограничиться только последовательным соединением? (ответы)
Учитель: Можете назвать те ситуации, где не используется последовательное соединение? (нет). А сейчас каждый из вас представьте свои квартиры. Во всех комнатах горит свет. Вы выключили свет в вашей комнате, и свет погас сразу во всей квартире, вы включили свет в своей комнате – свет загорелся во всей квартире. Скажите, это действительно так? (ответы)
- А так бы действительно происходило, если бы использовалось последовательное соединение проводников. Ведь мы уже знаем, что перегорание одной лампочки при последовательном соединении ведет к перегоранию всех лампочек в цепи.
Учитель:Итак, как вы думаете, какая сегодня тема урока? Ученик: Параллельное соединение проводников. (тема представлена на слайде, записывают в тетрадь)
Цель урока: сформировать знания о законах параллельного соединения проводников, умение записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток и научиться применять знания на практике.
Учитель: Что же такое параллельное соединение проводников. Параллельным соединением называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой. Эти точки называют узлами. Узлы - это место, в котором соединяются несколько проводников.
- На слайде изображена схема участка цепи параллельного соединения двух резисторов, по которым течёт ток I1 и I2. Зарисуйте эту схему в свои тетради. (схема цепи на слайде)
Учитель: Какие же количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников можно вывести? Для этого нам нужно обратиться к эксперименту.
| Размышление по теме, развитие собственных мыслей, ответы на поставленные вопросы.
| 3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| Учитель: У вас на столах имеются наборы для проведения практической работы. Работаем в группах, сформированными на прошлом уроке. На столах на карточках у вас записаны задания, которые вы должны выполнить.
Карточка 1.
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь амперметр, измерьте силу тока в каждом из проводников, и силу тока до разветвления. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.
Карточка 2.
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь вольтметр, измерьте напряжение на каждом из проводников, и напряжение на всем участке. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.
| Групповая работа.
| 4. Этап нахождения способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Проведение группами эксперимента (учитель контролирует действия ребят, без необходимости, не вмешиваясь в их работу). Проведение анализа практической работы групп, представление выводов, формулирование законовпараллельного соединения проводников (работа школьников у доски).
Критерии оценки действий школьника во время проведения эксперимента:
· Принимал активное участие в проведении эксперимента – 3 балла;
· Частично принимал участие в проведении эксперимента – 2 балла;
· Внимательно следил за проведением эксперимента – 1 балл;
· Озвучивал эксперимент и выводы работы группы у доски – +1 балл.
Законы параллельного соединения проводников
При параллельном соединении напряжения U1 и U2 на всех участках цепи одинаковы: U = U1= U2
Сумма токов I1 и I2, протекающих по обоим проводникам, равна току в неразветвленной цепи:
I = I 1+ I 2
Записывая на основании закона Ома:
При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.
Учитель: Итак, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач.
| Создание конспекта, размышление над тем, что необходимо записать.
Проверка проделанного опыта.
| 5. Этап включения изученного в систему знаний.
| Учитель: Ваше первое задание на слайде. (Кто-то один читает и отвечает на вопросы).
- Очень хорошо. Я вижу, что внимательно меня слушали. Следующие задачи. (решают у доски, условие на слайде).
Задача 1. Два проводника сопротивлением 200 Ом и 300 Ом соединены параллельно. Определить полное сопротивление участка цепи.
Задача 2: Два резистора соединены параллельно. Сила тока в первом резисторе 0,5 А, во втором — 1 А. Сопротивление первого резистора 18 Ом. Определите силу тока на всем участке цепи и сопротивление второго резистора.
На слайде выводится правильное решение задачи, ребята осуществляют самопроверку.
Критерии оценки решения задачи:
§ краткая запись условия -0,5 б;
§ использование физической символики -0,5 б;
§ запись единиц измерения и перевод их в СИ – 0,5 б;
§ нахождение и запись необходимых табличных и постоянных величин – 0,5 б;
§ запись формул – 0,5 б;
§ вывод расчётной формулы – 1 б;
§ вычисления – 1 б;
§ анализ полученных результатов – 0,5 б.
Учитель: Молодцы! Вы здорово сегодня поработали.
| Практическая работа обучающего, решение задач у доски и на месте.
| 6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| · Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)
· Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)
· Как применили полученные знания? (применили полученные знания при решении задач)
· Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?
Критерии оценки за урок:
· Набрали в сумме 12-13 баллов – оценка 5.
· Набрали в сумме 9-11 баллов – оценка 4.
· Набрали в сумме 6-8 баллов – оценка 3.
Домашнее задание: выучить основные определения и формулы конспекта, сборник стр. 168 № 1362, 1363.
В качестве домашнего задания со звёздочкой попробуйте выполнить задание в том же сборнике под номером 1370.
| Закрепление материала, оценивание собственной деятельности.
|
|