Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Производственно-технологическая практика



 

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

«Тұран» университетінің колледжі

Колледж университета «Туран»

 

 

ОТЧЁТ

Пәні / По дисциплине:

 

Производственно-технологическая практика

Мамандығы / Специальность:

 

0511000 – «Туризм»

на примере туристской компании ТОО «Lab Company».

 

 

                                                                                               

Орындаған

Выполнил

                                                         Обучающийся группы:

CТ-16-С

Тиминюк Алина

Тексерген:

Проверил(а):

Пулатова С. А.

 

Алматы 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……......................................5

1.1Организационная структура. Стиль руководства предприятия…….....….5

1.2.Учредительные документы…………………………………………………5

1.3.Туроператорская и турагентская деятельность предприятия. ……......…8

1.4.Лицензирование в туризме…………………………………...………...…..9

1.5.Рекламная деятельность туристской     фирмы……………………….....11

1.6.Туристская документация………………………………………………......7

ГЛАВА II.ТУРИСТСКО- РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ………….…….....14

2.1.Туристско – рекреационные ресурсы Казахстана……………………….14

2.2.Туристко – рекреационные ресурсы Алматы и Алматинской Области..17

2.3.Туристские ресурсы Европы……………………………………………...18

2.4.Туристские ресурсы Азии………..………….………………………….…21

ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ..….……23

3.1.Основные и оборотные фонды предприятия………………………….…23

3.2.Организация оплаты труда…………………………………………….… 31

3.3.Финансовая отчетность…………...…………………………………….…43

3.4.Консульства и представительства РК за рубежом…………………....…46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..53

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм – одна из важнейших стратегических отраслей для развития экономики Казахстана. Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия - главная тема туризма. Различия во времени, расстояниях, местах проживания, целях и продолжительности пребывания – все это лишь отличительные элементы туризма. В целом, туризм является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение экзотических мести, одновременно, земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества.

Целью первой производственной практики является проверка, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе учебы и приобретение необходимых практических навыков в области бухгалтерского учета и техники составления первичной документации по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.

Производственная практика как составляющая учебного процесса нацелена на ознакомление с особенностями будущей практической деятельности на предприятиях и в организациях. Производственная практика является одной из наиболее важных составных частей в процессе подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.
Основные задачи практики:

· Соединение теоретических знаний с практическими навыками;

· Ознакомление с организационной структурой предприятия;

· Изучение документации организации (устав, договора о реализации туристского продукта, лицензии на осуществление туристской деятельности).

· Изучение туристских каталогов;

· Ознакомление с учетной политикой предприятия, изучение организации финансового, управленческого учета;

· Приобретение навыков и опыта самостоятельной работы в бухгалтерии

· Изучение системы автоматизации (систем бронирования);

· Участие в расчете тура и оптимального маршрута перелета, помощь в составлении обработке документов;

· Подбор и систематизация материалов для подготовки отчета по практике, научных докладов.

Базой для прохождения практики было выбрано туристское агентство «Lab Company» Время прохождения практики с 24 апреля по 23 июня 2017 года.

 

       


 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Организационная структура

 

Туристская фирма «Lab Company» находится на ул. Аль Фараби21 ЖК AFD Plaza блок 5 офис 101, в городе Алматы. Дата регистрации туристской фирмы 15 ноября 2015 года. Туристская фирма сотрудничает со многими крупными туристскими операторами.

Агентство находится в довольно развитой части города, имеет место для парковки автомобилей клиентов. Предприятие арендует помещение под офис в многоэтажном здании, по соседству с различными организациями. Перед входной дверью висит стенд предлагаемых маршрутов фирмы: черноморское побережье, Турция, автобусные туры по Европе и т.д. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. По желанию клиента возможен видео - показ маршрута или гостиницы.

Фирма работает только с надежными туроператорами и предлагает туристам проверенные места.

Основной целью деятельности туристской фирмы является завоевание и удержание лидерства по удовлетворению спроса со стороны платежеспособных потребителей с целью максимизации прибыли предприятия и обеспечения перспектив быстрой окупаемости туристской фирмы. Возможности в достижении целей максимально велики с учетом ряда конкурентных преимуществ:

- высокое качество обслуживания и уровня оказываемых туристских услуг;

- поддержание положительного индивидуального имиджа предприятия.

 

 

Организационная структура предприятия

Как и в любой организации, важнейшим стратегическим фактором является кадровый потенциал, в частности кадровый потенциал компании ООО «Lab Company» (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Lab Company»

Генеральному директору ООО «Lab Company» подчиняются:

1. Исполнительный директор;

2. Коммерческий директор;

3. Бухгалтер.

Исполнительному директору туристской фирмы подчиняются:

1. Менеджер.

Административная служба: отвечает за организацию правления всеми службами туристской фирмы, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала туристской фирмы, контролирует соблюдение установленных норм, правил по охране труда, по технике безопасности, по противопожарной и экологической безопасности.

Состав службы: генеральный директор, коммерческий директор, исполнительный директор.

Исполнительный директор также занимается разработкой имиджа компании; продвижением компании через рекламу в разных печатных изданиях, Интернете и т.д.; выполняет представительские функции; осуществляет взаимодействие с партнерами.

Обязанности бухгалтера заключаются во введении и перемещении денежных средств, составлении отчетности внутри компании и для государственных органов, начислении и выдачи заработной платы. Менеджер обязан: собирать, изучать и анализировать требования клиентов к туристским услугам; осуществлять поиск наиболее выгодных туроператоров, оказывающих услуги по размещению и экскурсионному обслуживанию туристов; организовывать ведение переговоров с контрагентами; обеспечивать клиентов необходимой устной или письменной информацией о стране, о традициях и обычаях в стране, о порядке въезда и выезда из страны и т.д.

На данный момент в туристской фирме «Lab Company» работает 9 человек:

- генеральный директор – 1;

- исполнительный директор – 1;

- коммерческий директор – 1;

- бухгалтер – 2;

- менеджер – 4.

График работы сотрудников «Lab Company»: пн-пт – 10.00 – 18.00, сб – 11.00 – 16.00.

Стиль руководства предприятия.

Слово «стиль» — греческого происхождения. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Более полное определение понятия «стиль руководства»: это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль — это система постоянно применяемых методов руководства.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

· управлять — руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

· направлять — менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

· поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

· делегировать полномочия — менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

 

1.2. Учредительные документы

 

   Учредительные документы — это документы, служащие основанием для деятельности юридического лица. Состав таких документов зависит от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

К учредительным документам предприятия относятся:

- устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности)

- учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве учредителей выступает одно лицо)

- заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями, для государственной регистрации.

Подготовка учредительных документов - первый шаг в создании туристского предприятия. Перечень и содержание учредительных документов зависит от выбранной организационно-правовой формы будущего предприятия.

Устав - это свод правил, устанавливающих порядок и организацию деятельности предприятия. Это важный документ, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава необходимо исходить из требований законодательных актов, действующих на территории России, которыми определяются права собственности, а так же, права и обязанности предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

В уставе частного предприятия должна содержаться следующая информация:

- наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия;

- данные об учредителе

- адрес предприятия

- предмет, цели и виды деятельности

- порядок образования имущества, в том числе права собственности на имущество предприятия

- порядок распределения прибыли и покрытия убытков

- управления предприятием и компетенция органов управления

- условия реорганизации и ликвидации предприятия.

В уставе так же необходимо обговорить ответственность учредителя по обязательствам предприятия. На титульном листе устава в верхнем правом углу проставляется дата его учреждения и подпись учредителя. Если устав учрежден решением собрания учредителей, указывается дата собрания и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Учредительный договор - документ, регламентирующих условия и порядок совместной деятельности учредителей и содержащих следующие сведения:

- о размере и составе уставного фонда;

- порядке распределения прибыли;

- размере и порядке изменения долей, паев или акций каждого из участников в уставном фонде;

- размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов;

- об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и т.д.

Учредительный договор заключается в случае, если учредителей несколько.

Почтовый адрес - адрес (индекс, город, улица, дом, помещение), по которому с юридическим лицом осуществляется связь. Сведения о почтовом адресе могут содержаться в учредительных документах.

В качестве почтового адреса могут использоваться жилые помещения, в которых проживает учредитель (участник или акционер) или руководитель (едино-начальный исполнительный орган) юридического лица.

 

1.3. Туроператорская и турагентская деятельность предприятия

 

Туроператор (туристский оператор) — организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов, продвижением и реализацией туров. Туроператор разрабатывает туристские пакеты, обеспечивает предоставление туристских услуг, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам, обеспечивает информационную поддержку процесса реализации тура.

Некоторые турфирмы совмещают функции туроператора и турагента, выступая как туроператор (компания, формирующая туристский продукт) по одному или нескольким направлениям и как турагент (компания, реализующая продукт, созданный другими туроператорами) по многим другим направлениям, для ассортимента.

Турагент - организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое туроператором. Крупнейшие турагенты объединены в международную ассоциацию IATA.

Туристская фирма «Lab Company» предлагает вниманию туристов разнообразные летние и зимние туристские направления:

- пляжный отдых на курортах мира;

- разнообразные экскурсионные программы;

- отдых в экзотических странах, на островах;

- туры по Европе;

- отдых на курортах и в санаториях Черногория и Грузии;

- морские и речные круизы;

- разнообразие горнолыжных курортов;

- туры для школьников.

 

1.4.Лицензирование в туризме

 

Лицензирование— проведение мероприятий, связанных с пре­доставлением соискателям лицензий, переоформлением доку­ментов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицен­зиатами при осуществлении туристской деятельности соответст­вующих лицензионных требований и условий.

Лицензирование туристской деятельности осуществляется с целью создания равных возможностей субъектам туристской деятельности на рынке туристских услуг и обеспечения защиты прав и законных интересов государства, и потребителей этих услуг, повышения уровня туристского обслуживания.

ТОО «Lab Company» является турагентом, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, лицензия не обязательна.

Для получения лицензии необходимо:

1. заявление юридического лица для получения лицензии или заявление физического лица для получения лицензии;

2. документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);

3. документа, подтверждающий уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через ПШЭП;

4. страховой полис;

5. форма сведений о соответствии квалификационным требованиям и перечню документов, подтверждающих соответствие им для осуществления туроператорской деятельности.

Лицензия по решению специальной комиссии Минтурспорта Республики Казахстан выдаются ежегодно юридическому или физическому лицу, осуществляющему туристскую деятельность, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

В Республике Казахстан устанавливаются следующие виды лицензий:

лицензия категории "А":

- для приема и обслуживания граждан Республики Казахстан и иностранных туристов, совершающих различные туры;

- для организаций зарубежных туристских поездок.

Лицензия категории "Б":

- для отправки за рубеж и приема транзитных туристов.

Лицензия категории "В":

- для организации внутреннего туризма.

Основными задачами лицензирования являются:

- упорядочение и регулирование туристской деятельности в Республике Казахстан;

- повышение качества обслуживания туристов в республике и за ее пределами;

- повышение ответственности юридических и физических лиц за обеспечение соответствующих условий по приему, размещению и обслуживанию туристов в республике;

- осуществление контроля за работой юридических и физических лиц, занимающихся туристской деятельностью.

 

1.5.Рекламная деятельность туристской фирмы

 

Для реализации наибольшего количества туруслуг компания применяет необходимые методы продвижения. Используется наружная реклама: вывеска на фасаде здания туристской фирмы, рекламные щиты близ туристской фирмы, реклама в периодической печатной продукции: объявления в газетах, в находящиеся рядом дома распространяются буклеты, содержащие информацию о компании, также информация содержится в Интернете и в электронных справочниках, компания имеет собственный сайт.

Предлагается устное представление туристской услуги в процессе личной беседы менеджера турфирмы с потенциальным покупателем с целью их продажи. Средствами личной продажи выступает личное общение с клиентами и беседа по телефону.

Характерно то, что большинство клиентов прежде, чем выбрать турфирму и прийти в нее лично, обзванивают их по телефону. В связи с этими предварительными телефонными звонками клиентов нельзя недооценивать, ведь формирование благоприятного впечатления осуществляется в первые секунды разговора, а уже по первому телефонному общению с менеджером турфирмы в представлении клиента формируется ее имидж.

При личных продажах происходит непосредственное воздействие на потенциального покупателя и побуждение к определенным действиям.

Ежедневно менеджерами компании «Lab Company» исследуется туристский рынок, анализируются предлагаемые туры от различных туроператоров. Для отслеживания изменений в сфере туризма каждый день просматриваются официальные туристские сайты, например, www.tourbox.ru, направленные на информирование не только туристов, но и туристских компаний об изменениях цены, качества туристского продукта и многое другое.

На официальных сайтах туристских операторов изучаются туры, предлагаемые на данный момент, их содержание, стоимость и качество. Также на сайтах туроператоров расположена информация по правильному и наиболее удобному бронированию туров. Так как при бронировании тура цена указывается в у.е., то на сайте каждой туристской компании указан внутренний курс валюты, необходимо точно знать, какой курс в компании, чтобы не появилось проблем со стоимостью путевки. В большинстве случаев на сайте туроператоров размещены последние новости в сфере туризма и горящие туры в разные страны, чтобы непосредственно клиенты и другие туристские компании были осведомлены.

Для того, чтобы найти тур, который наиболее подходит для туриста, на сайтах туроператоров также предлагается поисковик, который упрощает поиск подходящего тура. Этим поиском могут воспользоваться как туристы, так и работники других туристских компаний.

 

1.6.Туристская документация

 

Документы туристской фирмы «Lab Company»:

Учредительные документы. Документация турфирмы зависит от избираемой ее руководителем формы собственности. Наиболее распространенная форма собственности турфирмы — общество с ограниченной ответственностью (ООО), реже — индивидуальное предпринимательство, еще реже — акционерное общество.

Особая группа документов составляется на туристские маршруты (маршрутная документация). В ней можно выделить четыре группы документов:

1) технологические документы маршрута, похода, экскурсии;
2) документы о реализации туристского маршрута;
3) документы об обслуживании группы туристов на маршруте;
4) отчетные документы.

Документальную основу туристского путешествия составляют:

- технологическая карта туристского путешествия;

- информационный листок к туристской путевке с описанием путешествия.

Документы о реализации туристского маршрута включают договоры:

- между туроператором и турагентами;

- между турфирмой и поставщиками услуг.

Документы об обслуживании группы туристов на маршруте включают:

- доверенность, выдаваемую руководителю туристской группы;

- проездные документы;

- ваучеры;

- памятки и инструкции гиду, руководителю туристской группы;

- списки туристов.

Документы, выдаваемые туристам. При направлении на маршрут турист получает от турфирмы пакет обязательных, а иногда и дополнительных документов. К обязательным документам относятся:

- туристская путевка;

- договор о туристском обслуживании;

- памятка (информационный листок);

- страховой полис.

Туристская путевка — документ строгой отчетности, содержащий информацию об условиях путешествия и подтверждающий факт оплаты туристского продукта. Таким образом, туристская путевка имеет тройное функциональное назначение: правовое, информационное и финансовое.
В путевке указываются наименование тура и его направление, основные услуги, предоставляемые туристу, сроки выполнения тура, цена турпакета.

Договор о туристском обслуживании — документ, оформляющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой. Это основной документ для предъявления претензий к турфирме.

Памятка или информационный листок содержит сведения об особенностях тура, мерах безопасности, которые должен предпринять турист на маршруте. В нем также приводятся рекомендации по обмену валюты, посещению предприятий питания, поведению и др.

Страховой полис — документ, выдаваемый туристу страховой компанией или от лица страховщика уполномоченной турфирмой. В страховом полисе указывается лимит страхового покрытия — сумма, которая будет выплачена туристу или его родственникам в результате наступления страхового события (травмы, заболевания, смерти). Возможно страхование имущественной и материальной ответственности, например, страхование на случай утраты багажа, страхование от невыезда по маршруту и др.

Паспорт – это документ, который удостоверяет личность гражданина. Паспорт международного образца должен быть голубого цвета. Текст печатается на двух языках: на английском и на языке страны проживания. Паспорт выполняется в форме буклета, в котором проставляются (если не заключено соглашение о безвизовом режиме) визы, дающие право въезда в другую страну. Также он содержит идентификационную информацию: фотографию владельца, его имя, дату рождения, пол, место рождения и гражданство (название страны, выдавшей паспорт).

Туристский Ваучер — это расписка в получении средств, предоплаты и подтверждение о том, что для Вас забронировано размещение в отеле, бунгало, кемпинге, на вилле, в частных апартаментах или каком-либо другом выбранном Вами туристском объекте.

Турпутевка применяется туроператорами и турагентами, оказывающими услуги по реализации туристского продукта.

Турпутевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

 


 

ГЛАВА II.ТУРИСТСКО – РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

2.1.Туристско – рекреационные ресурсы Казахстана

 

Понятие и виды рекреационных ресурсов –

Рекреация (лат. recreatio - восстановление) комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

К основным видам рекреационных ресурсов относятся:

1) побережья теплых морей;

2) берега рек, озер и водохранилищ;

3) лесные и луговые массивы;

4) предгорья и горные страны;

5) города — столицы. Культурно-исторические рекреационные центры;

6) города-курорты или курортные местности;

7)религиозно-культовые комплексы и отдельные сооружения, расположенные в пределах и за пределами населенных пунктов; древние города, фортификационные вооружения (пещерные города, крепости и т. п.), катакомбы. Важную роль как туристско-рекреационные ресурсы играют памятники мирового культурного наследия — наиболее ценные объекты природы, истории и культуры, находящиеся под защитой ЮНЕСКО.

Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма классифицируют:

· по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).

· по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

· по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).

· по возобновляемости: (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

· Социально-экономические ресурсы включают:

· культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).

· культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).

· экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые). [8]

Природно-рекреационные ресурсы

Природно-рекреационные ресурсы — объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Как видно из определения, этот вид ресурсов выделяется не по особенностям происхождения, а по характеру использования. Главными формами таких ресурсов являются «зеленые зоны» вокруг больших городов, заповедники, национальные парки. Эти территории особенно подвержены воздействию человеческого общества и требуют к себе особого внимания и охраны.

   Заповедниками считается природная территория (или акватория), полностью исключенная из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Одной из основных задач заповедников является сохранение природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории. Более либеральной формой охраняемых территорий является заказник, где постоянно или временно запрещены только отдельные виды хозяйственной деятельности.

Обычно он создается для охраны одного или многих видов животных или растений: запрещаются сбор растений, охота, лов рыбы на несколько лет или на определенный сезон, разные для разных видов животных и растений. Следующим видом охраняемой территории является национальные парки. В мировой практике широко используется организации таких территорий, где на мало нарушенных ландшафтах сочетаются задачи охраны природы и контролируемого отдыха, чаще всего познавательного туризма. Обычно в национальных парках есть уникальные природные и другие объекты. В некоторых допускается ведение сельского хозяйства для местных нужд.

Первый в мире Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. Крупнейшие по площади национальные парки расположены в Гренландии, Бостване. Канаде, Монголии и на Аляске. Всего в мире насчитывается более 2,5 тыс. крупных заповедников, резервантов, природных и национальных парков. Они занимают площадь свыше 4 млн. км, или 2,7% земной суши.

В настоящее время наряду с рассматриваемыми территориями начали выделять памятники природы, под которыми понимают достопримечательные участки территории или акватории с охраняемым ландшафтом (озеро, пойма, роща редких деревьев и т.д.) или отдельный охраняемый природный объект (водопад, пещера, уникальное дерево и т.д.).

Культурно-исторические рекреационные ресурсы

В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

Памятники истории.

К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

Памятники археологии.

Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники градостроительства и архитектуры.

Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

Памятники искусства.

К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники.

Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Можно выбрать 2 классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта).

Байтерек (полное название — «Астана-Байтерек»; каз. Бәйтерек) — монумент в столице Казахстана, Астане, одна из основных достопримечательностей города.

Дворец мира и согласия — пирамида, созданная архитектором сэром Норманом Фостером в Астане, столице Казахстана специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий». Пирамида — центр религиоведения и веротерпимости.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана.

2.2. Туристско – рекреационные ресурсы Алматы

 

Достопримечательности Алматинской области:

Алматы - жемчужина Семиречья

Бывший Верный, затем Алма-Ата, а с принятием Конституции суверенного государства имя города изменилось, теперь он называется Алматы. Город предстанет во всей своей красе в любое время года: это и просторные площади, и широкие проспекты, и современные архитектурные ансамбли, и скверы, и бульвары, сли



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.