|
|||
основные понятия курсаосновные понятия курса
I
Стилистическая коннотация (окраска) – дополнительные по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные и функциональные свойства.
Стилистическая норма – совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей.
Стилистическая ошибка (недочет) – вид речевых ошибок, состоящих в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требование коммуникативной целесообразности высказывания.
Стилистическая парадигматика – совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических факторов речи.
Стилистическая помета – разновидность словарной пометы, лексикографический прием указания на стилистические особенности разъясняемой словарной единицы.
Стилистическая синтагматика – стилистически значимые линейные отношения между разноуровневыми языковыми единицами, совместно встречающимися в тексте, а также правила объединения в некоторые последовательности.
Стилистически окрашенная лексика – лексические единицы, характеризующиеся способностью вызывать особое стилистическое впечатление вне контекста.
Стилистическое значение – особая экспрессивная окраска языковой единицы, определяющая ее как яркую, выразительную или нетипичную для определенной речевой сферы. Стилистические фигуры (фигуры речи) – языковые средства, специально организованные для придания речи образности и выразительности. Выделяют · семантические фигуры речи – построение словосочетания или предложения, при котором появляется дополнительный смысловой оттенок (антитеза, каламбур, оксюморон, сравнение и др.); · синтаксические фигуры речи – такое построение словосочетание, предложения, группы предложений, при котором стилистическое значение приобретает сама синтаксическая форма (анафора, полисиндетон, хиазм, эпифора и проч.). II Функциональный стиль – · исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфически характером (речевой системностью), сложившимся в результате отбора и сочетания языковых средств; · разновидность, соответствующая определенной социально значимой сфере общения и деятельности, с соотносимой формой сознания; · исторически сложившийся тип функционирования языка, отложившийся и существующий в сознании говорящих, который, реализуясь в речи, представляет крупные композиционные типы речи, обладающие спецификой.
Доминанта функционального стиля – свойственный тому или иному стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовыми экстралингвистическими стилеобразующими факторами и тем самым создающий специфику функционального стиля.
Экстралингвистические стилеобразующие факторы – явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств. Базовыми факторами являются сфера общения, форма общения, цель общения, тип содержания, функции языка, типовая ситуация общения.
|
|||
|