|
|||
ОНТОЛОГИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОНТОЛОГИЯ текст лекции
доц. А.В. Смирнов
Воронеж – 2020
ПЛАН:
1. Проблема бытия. 2. Материальная субстанция как сущность бытия. 3. Атрибуты материи: а) движение, его типы и формы, понятие развития; б) пространство и время, их свойства; в) специфика пространственно-временных отношений в биологических процессах.
Вопрос I. Проблема бытия. В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека вместе с его сознанием. Все отдельные вещи, процессы и явления возникают и исчезают, а мир в целом существует. Поэтому констатация бытия является исходной предпосылкой любых дальнейших рассуждений о мире. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. С другой стороны, термин «бытие» обозначает не просто существование, но также и того, что гарантирует существование. Именно в этом смысле данное понятие впервые ввел античный мыслитель Парменид. Поэтому понятие «бытие» получило в философии особый смысл и особый статус. Бытие – одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире. Традиционно бытие мыслится в двух основных значениях: 1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все, имеющий внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь бытие обозначает мир в целом; 2) бытие как исходное начало и основание нашего мира, его сущность и метафизическая определенность. Это – абсолютное бытие, или Бог, Единое и т.п. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная и любая другая философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширяла свой предмет и включала в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы. Под бытием в широком смысле слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – это философская категория, обозначающая реальность как целое. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все то, что есть, что существует. Это и материальные вещи, и человек, и фантазии, и теории, и все процессы, и их свойства, связи и отношения. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их общей черты – их существования, что и задает миру целостность. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей, состояний природы и человеческих существ. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действий отдельных личностей и человечества в целом. Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире, как всеобщем единстве, которое включает в себя множество вещей, процессов, состояний. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего сущего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанция – это некая всеобщая первичная основа всех вещей, которая является их последней сущностью. Эта категория фиксирует внутреннее единство вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Современная философия подошла к системному осознанию эволюции и пытается по-новому осмыслить идею субстанции. В ее основе лежит идея целостности всего материально-духовного процесса. Потенции субстанции реализуются не одновременно, а последовательно. Она рассматривается как система, содержащая в себе множество миров, получающих свою актуализацию в процессе саморазвития мира. Следовательно, практика дробления человеческого познания на узкие и изолированные сферы безнадежно устарела. Современность требует глобальной интеграции познания. Здесь возникает проблема того, что именно объединяет все процессы познания и что лежит в основе любого изучаемого предмета или явления. Материя выступает основой бытия.
Основные положения философской онтологии: ü окружающий мир, предметы, явления реально существуют; ü окружающий мир развивается, источник его движения в нем самом; ü материя и дух – взаимосвязанные, но одновременно противоположные сущности; ü и материя и дух реально существуют, они есть. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Структура(основные формы)бытия: 1) материальное бытие – мир объективно существующих тел, в том числе: а) бытие вещей, б) бытие полевых структур, в) бытие человека, г) бытие общества, д) бытие процессов и отношений; 2) идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной субстанции в виде: а) индивидуальное духовное бытие, б) объективизированное духовное бытие. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. В философском смысле небытие – это состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Вопрос II.Материальная субстанция как сущность бытия. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. У всех предметов и процессов природы есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. По этому признаку их объединяют в понятии «материи». Таким образом, в определении материи решается основной вопрос философии: четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию. Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя –этопознаваемая объективная реальность. Современная научная философия признает субстанциональность материи, но только в определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. В философии существует несколько основных подходов к пониманию материи: ü материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество, – являются порождением материи. По утверждению материалистов, материя первична; ü объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; ü субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, галлюцинация) субъективного, существующего только в виде сознания человека духа; ü позитивистский подход: понятие «материи» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений. Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Наряду с этим существуют еще частицы, не обладающие массой покоя (фотоны). От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией. Выделяют следующие виды материи: вещество; поле (полевые структуры); плазма; вакуум. Сегодня нам известны пока лишь два типа материи: неорганическая материя и органическая материя. Особым подтипом органической материи выступает общество (социум), включающее в себя несколько уровней.
Вопрос III.Атрибуты материи. Понятие «атрибут» фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибуты материи – это такие неотъемлемые и существенные свойства, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым отдельным (конкретным) материальным объектам. Сегодня выделяют следующие атрибуты материи: движение; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению. Важнейшим атрибутом материи является движение. Существовать – значит быть в движении, изменении. Мир находится в постоянном движении, у него нет «выходных дней» для покоя. Движение – это способ существования материи, включающий всякое изменение материальных объектов. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение – это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми. Мир не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения. При его уничтожении объект распадается и переходит в другой объект, который, в свою очередь, характеризуется определенным набором форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще миру в целом и его отдельным фрагментам в частности. Оно также абсолютно, как абсолютен и мир. Движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы, оно не привносится извне. Поэтому материя не нуждается ни в каких внешних стимулах и причинах для своего изменения, для движения. Самодвижение представляет собой такое внутренне необходимое изменение материального предмета, которое определяется присущими ему противоречиями; Движение всеобъемлюще, движется все. Движение абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде разнообразных конкретных форм движения, а покой относителен. Покой представляет собой особый вид движения, в основном колебательного характера, при котором качество данного предмета практически не меняется и предмет остается в целом тождественным сам себе; Движение представляет собой противоречие, его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей – изменчивости и устойчивости, покоя. Движение постоянно, оно существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения. Движение может быть: ü количественным – перенос материи и энергии в пространстве; ü качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов, их новых свойств и качеств. Последний тип движения называется также развитием. Развитие может идти в разных направлениях. Поэтому выделяют: а) прогрессивное развитие – от простого к сложному, от низшего к высшему; б) регрессивное развитие – от сложного к простому, от высшего к низшему. С другой стороны, развитие обладает двумя разновидностями: 1. процессы превращений, не выходящих за рамки соответствующего вида материи; 2. переход от одного уровня к другому. В свою очередь, количественное движение делится на: 1. динамическое движение – это изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм; 2. популяционное движение – это кардинальное изменение структуры материального объекта, которое приводит к возникновению совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно, т.е. путем ничем не обусловленного «взрыва». Материя имеет имманентную способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию и воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых и происходит самоорганизация, является флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате флуктуаций существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи, материя приобретает новое состояние – диссипативную структуру, которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: 1) диссипативная структура укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Первым разработчиком синергетики явился бельгийский философ (русского происхождения) И. Пригожин. Если содержанием движения материи является изменение материальных объектов, находящихся во взаимодействии, то формой движения материи выступает организация устойчивых связей между взаимодействующими материальными элементами. Поэтому говорят о разных формах движения. Под формой движения принято понимать некие группы изменений, объединенных материальным носителем и типом взаимодействия, а также обусловленной этим общностью своего подчинения действию определенных законов. Ф. Энгельс предложил выделить пять основных форм движения: ü механическая (перемещение в пространстве), ü физическая (притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, звук и теплота), ü химическая (превращение веществ), ü биологическая, ü социальная. Многообразие видов движения получает единство через всеобщие формы, как пространство и время – всеобщие формы бытия, его важнейшие атрибуты.
|
|||
|