Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





KRIVOSCHEEVR.A.



KRIVOSCHEEVR.A.

             New in shared construction: civil and legal aspects

 

Annotation. This article discusses and analyzes the changes made to the legislation governing legal relations in the field of shared construction. There are doubts about the impact and effectiveness of the reform of shared construction. Solutions are proposed by changing the legislation.

 Keywords: contract of a joint construction, escrow accounts, developer, credit, construction financing

 

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище. Органы государственной власти обязаны создавать условия для осуществления права на жилище и поощрять жилищное строительство.  Право на жилище закреплено за гражданином Российской Федерации с рождения. [1].

Право на жилище является одним из основных прав человека, от его реализации зависит уровень и качество жизни. Становление человека как личности и его социальная адаптация невозможны без удовлетворения потребности в жилище. Вопросы приобретения, распоряжения, эксплуатации жилых помещений не могут решаться без участия государственных и муниципальных органов власти.

Ранее статья 44 Конституции СССР 1977 г. предусматривала обязанность государства в справедливом распределении жилой площади под общественным контролем [2].

Ныне действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан [3]. Граждане за свой счёт могут приобретать, арендовать, менять, строить жилые помещения. В статье 25 Конституции России закреплено положение о том, что жилище неприкосновенно, а в статье 40 Конституции дополняется, что каждый имеет право на жилище [4].

        После распада СССР и перехода с плановой экономики на рыночную в Российской Федерации фактически прекратилось государственное финансирование жилищного строительства, поэтому для возведения новых объектов недвижимости потребовалось привлечение средств частного капитала. На государственном уровне была признана частная собственность, вч. 2 ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кроме того, ч. 1 ст. 8 Конституции РФ декларирует свободу предпринимательской деятельности устанавливая, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1].

Из этих положений Конституции РФ  следует, что в стране стали реальностью новые правовые конструкции, направленные на приобретение права частной собственности на недвижимое имущество. Одной из таких конструкций как раз и является договор долевого участия .

Первые годы становления Российской Федерации были сопряжены с тяжелым экономическим положением государства. Остановка производства, разрыв экономических связей из-за распада СССР, высокий уровень инфляции привели к серьезному падению курса рубля. Чтобы как-то сохранить свои сбережения граждане начали вкладывать (инвестировать) их в иностранную валюту и недвижимость, в том числе вкладывать собственные средства в строительство жилья. Однако ввиду отсутствия правовых механизмов по защите граждан-инвесторов(дольщиков), широкое распространение получили факты, когда застройщики, имея денежные средства граждан, не торопились исполнять взятые на себя обязательства по постройке и передаче им жилых помещений. В результате возникло много недостроенных объектов.  Причиной  были как экономические просчеты самих застройщиков, в силу отсутствия у них опыта и нестабильной экономической ситуации, так и в отдельных случаях, их мошеннические действия, направленные на обман дольщиков.

 В обиходе и правовой терминологии появилось понятие «обманутые дольщики». Их количество стало быстро увеличиваться. Проблема «обманутых дольщиков» оказалась масштабной и повсеместной в РФ.

Стало очевидно, что процесс строительства жилых помещений с привлечением денежных средств граждан, должен быть законодательно четко урегулирован и регламентирован.

В 2004 г. был принят Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О ДДУ») [5]. Этот закон был направлен на защиту прав и интересов дольщиков, и накладывал на застройщиков ряд существенных обязанностей и ограничений.

 За время действия закона, в него вносилось множество поправок, сам закон имел 27 редакций. Несмотря на то, что этот закон существует уже 15 лет, многие проблемы дольщиков остались неразрешенными. Так, только в Ленинградской области, к концу 2018 года, в реестре проблемных объектов числилось 37 домов [6].

Существенные изменения в сфере регулирования долевого строительства обусловлены пунктом 16 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 ноября 2017 года №Пр-2261 [7]. Был разработан «План мероприятий («дорожная карта») по поэтапному замещению в течение трёх лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан», который  утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым   21декабря 2017г.[8]

Цель новой модели финансирования- минимизация риска для граждан-участников долевого строительства за счет использования механизма эскроу-счетов для расчетов по договорам участия в долевом строительстве и замещения средств граждан, привлекаемых застройщиками, банковским кредитованием.

План мероприятий дорожная карта предусматривает переход к использованию   эскроу-счетов в 3 этапа.

Первый  этап - подготовительный. Продолжительность его с 21 декабря 2017 по 30 июня 2018 года. В этот период предусмотрено создание нормативно-правовой базы для перехода к целевой модели финансирования путем внесения изменений в нормативные акты. Так, в федеральный закон от 30.12.2004 №214-Ф3 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5] вносятся следующие изменения:

- совершенствование механизма счетов эскроу;

- определение сроков действия норм, определяющих этапы реализации дорожной карты;

- при использовании счетов эскроу — неприменение к застройщикам ряда требований, упразднение избыточных функций государственного контроля (надзора).

В федеральный закон от 23.12.2003 №177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [9]:

- страхование средств, размещенных на эскроу- счетах, в размере до              10 млн. руб.

В федеральный закон от 13.07.2015 №218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» [10]:

- установление особенностей правового регулирования регистрации ДДУ при использовании счетов эскроу.

В налоговый кодекс Российской Федерации [11]:

- особый порядок исчисления налога на прибыль кредитных организаций по начисленным, но не полученным процентам по целевым кредитам застройщиков;

- особый порядок исчисления налога на прибыль застройщиков.

  В федеральный закон от 26.10.2002 №127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)» [12]:

- установление особенностей правового регулирования банкротства застройщиков при использовании счетов эскроу.

   Изменения в правовые акты Банка России:

- установление размера расчетного резерва, исходя из уровня кредитоспособности заемщика, определенного в соответствии с критериями, предусмотренными подходом на основе внутренних рейтингов для операций проектного финансирования;

- установление коэффициента риска к требованиям, обеспеченным поручительством, независимой гарантией АИЖК.

На втором  этапе допускается заключение двух типов договоров долевого участия:

- с использованием механизма счетов эскроу;

- с использованием механизма компенсационного фонда.

Установлен прогнозный показатель по итогам II квартала 2019 года:

  1. 30% ДДУ — механизм счетов эскроу;
  2. 70% ДДУ — механизм компенсационного фонда.

 

Третий  этап - завершающий.  Его продолжительность  с 1 июля 2019 по 31 декабря 2020 года.

На этом этапе должен применяться механизм счетов эскроу — в отношении многоквартирных домов, в которых первый договор долевого участия (ДДУ) заключен после 1 июля 2019 года.

Прогнозный показатель по итогам IV квартала 2020 года: не менее 95% ДДУ будет заключено с использованием механизма счетов эскроу.

Как видно из приведённого плана мероприятий дорожная карта,  законодательство в  данной сфере подвергается серьезным изменениям, и чтобы понять, к чему они могут привести, необходимо их более подробно рассмотреть и проанализировать, сопоставив ситуацию до и после внедрения изменений.

Итак, ситуация до изменений была следующая: в центре всей конструкции находился человек, а именно-дольщик. Он либо прямо шёл к застройщику и вкладывал свои деньги в строительство по договору ДДУ, либо брал ипотечный кредит в банке и тем самым также вкладывал, но уже кредитные средства в строительство по договору ДДУ. Такая конструкция позволяла напрямую финансировать строительство.  На наш взгляд, она была абсолютно рыночной, поскольку в зависимости от того какова стадия строительства, каков размер собственных средств, какова цена, какие планировки, что это за дом, где расположен и так далее, застройщик мог оперативно регулировать спрос увеличивая или уменьшая цену, возможно предоставляя какие-то бонусы и скидки, с учетом того, того как раскупают квартиры, а значит и финансируют строительство.

 При большом предложении на рынке строящегося жилья, объекты находятся на разных стадиях готовности, поэтому в начале строительства застройщик заинтересован в финансировании, а значит и привлечении средств дольщиков, в результате чего цена находится на низком уровне, что привлекательно для дольщика, который покупая жилье на первоначальном этапе, может приобрести квартиру ниже рыночной цены на 20-30%. Это выгодно как для дольщика со своими средствами, так и для дольщика с заемными средствами.

         Во-первых, выгодно потому, что это экономия 20-30% от стоимости при покупке жилья, а во-вторых, потому что можно получить выгоду, продав договор ДДУ по переуступке на более высокой стадии строительства.

Представляется, что ситуация на рынке жилья после внедрения указанных выше изменений будет следующая: в центре всей конструкции будет банк, который с одной стороны финансирует строительство по цене кредита 5-20% годовых, а с другой стороны, практически не выдавая ипотечных кредитов (деньги из банка никуда не выдаются) получает с ипотечныx дольщиков ежемесячные аннуитетные платежи. Если дольщик имеет свои собственные средства, то он почему-то должен фактически их заморозить положив на эскроу счёт, не получая проценты и неся инфляционные потери, а на эти же самые деньги банк прокредитует строительство или выдаст кредит стороннему заемщику. Цена квартиры от застройщика теперь включает проценты за пользование кредитом и полную стоимость квартиры, потому что неясно, какая будет рыночная ситуация в конце строительства. Теперь ту выгоду, которая принадлежала дольщикам при покупке на раннем этапе строительства, а это 20-30% от рыночной цены квартиры, получает банк через проценты от кредитования строительства. К тому же банк получит выгоду от процентов по ипотеке и от полученных без процентов денежных средств дольщиков, обладающих собственными средствами и хранящихся на эскроу счетах банка. Таким образом, банк получит двойные проценты за одну операцию, а ипотечный дольщик, оплачивая проценты по ипотечному кредиту, фактически оплачивает проценты, начисленные на проценты по кредиту застройщика, так как кредит застройщика и проценты по этому кредиту вошли в стоимость строительства, а значит и в цену каждой квартиры.

Полагаем, что введение счетов эскроу, в том виде, в котором это предлагается, приведет к деградации строительной отрасли, поскольку исчезает заинтересованный инвестор, а рынок строящейся недвижимости, новостроек перестает быть прямым открытым рынком и становится опосредованным и совершенно не известно, каким образом будут формироваться спрос и рыночная цена на квартиры.

 Попробуем рассмотреть проблематику ДДУ и счета-эскроу более детально для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наши выводы. Для этого проанализируем нововведения в законодательстве, а именно в Федеральном законе  от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [5].

Обратим внимание на статью 15.4. Особенности привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства в случае размещения таких средств на счетах эскроу. В этой статье нас будет интересовать часть 4, поэтому приведем ее полностью: « В случае заключения договоров участия в долевом строительстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, требования, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 2, частью 1.1, пунктами 1.1 - 1.8, 7 части 2, частями 2.3 и 4 статьи 3, частями 2, 5 - 7 статьи 9 (за исключением случаев расторжения договора участия в долевом строительстве по основаниям, возникшим после ввода объекта в эксплуатацию), статьями12.1,13,14,15,18-18.2 настоящего Федерального закона, не применяются»[5].

Что означают слова «В случае заключения договоров участия в долевом строительстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, требования… …настоящего Федерального закона, не применяются.»? Они означают, что под этими особенностями подразумевают заключение договора участия в долевом строительстве с применением счета эскроу и, как только такой договор заключен, то к нему не применяются требования Федерального закона, которые ранее применялись к договорам ДДУ.

Подчеркнем еще раз, не применяются требования закона №214-ФЗ  предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 2, частью 1.1, пунктами 1.1 - 1.8, 7 части 2, частями 2.3 и 4 статьи 3, частями 2, 5 - 7 статьи 9 (за исключением случаев расторжения договора участия в долевом строительстве по основаниям, возникшим после ввода объекта в эксплуатацию), статьями 12.1,13,14,15,18-18.2[5]. Иными словами, застройщику, выбравшему способ обеспечения по договору долевого участия счет эскроу, теперь не нужно делать взносы в компенсационный фонд, не нужно поручительство банка, отсутствуют требования к кредитной нагрузке и финансовой устойчивости, к недоимкам, к налогам, к сборам, к задолженности по обязательствам. Не требуется открытие счетов застройщика и генподрядчика в одном банке, страхования гражданской ответственности уже не нужно, залога прав на земельный участок  также не требуется.

Если по старым правилам земельный участок и недостроенный объект должны были находиться в залоге у дольщиков, которые вложили свои деньги в строительство, то теперь они будут находиться в залоге у банка, выдавшего целевой кредит на это строительство.

Далее, имущество застройщика запрещалось использовать для обеспечения исполнения обязательств как своих, не связанных со строительством домов, так и третьих лиц. Теперь оно может быть использовано, то есть застройщик может заложить своё имущество, как по своим, так и по чужим долгам.

 Также ранее требовалось отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а теперь это разрешается. Это означает, что застройщик может выступать гарантом по чьим-то долгам и своим имуществом в том числе.

Собственных средств не менее 10% от проектной стоимости строительства  застройщику теперь иметь не нужно. Главное набрать кредиты.

Важное правило «одно разрешение на один объект» строительства с исключением в виде комплексного развития территорий также отменено.

 Отменено обязательное строительство объектов социальной инфраструктуры, то есть детский сад или школу строить уже не обязательно. Возможно органы местного самоуправления не будут выдавать разрешение на строительство домов без этих объектов. Будем надеяться на это.

 При задержке строительства компенсаций не предусмотрено, также не предусматривается таких требований, как безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения собственных расходов на устранение недостатков. Никакой 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки застройщику отсудить и получить не удастся. Можно только забрать свои деньги с эскроу-счета и закрыть его, если строительство затянулось более чем на 6 месяцев от срока сдачи объекта, указанного в проектной декларации. Банк никак не отвечает за пользование деньгами дольщика, несмотря на то, что проценты на вклад дольщика не начислялись, а его деньги всё это время выдавались в качестве кредитов.

Вместе с тем, положительным моментом является требование в законе о наличии проектной документации и заключения экспертизы по проектной документации. Проект для строительства нужен (пункт 1 часть 2 статьи 3  ФЗ-214) [5].

  Представляется, что из-за такого снижения требований к застройщику, и дольщики, и банки финансирующие строительство, принимают на себя риски того, что объект не будет завершен строительной организацией, так как депонирование не является надежной гарантией завершения строительства и   не может выступать надежным способом обеспечения обязательств застройщиком.

Вызывает недоумение и то, что законодатель отказался от методов финансового контроля и страховки застройщика, которые разрабатывались годами практики.

На наш взгляд, указанные изменения в законодательстве могут приводить к следующим негативным явлениям: к повышению цены строительства, к затягиванию строительства, к снижению качества строительства, к замене проектных материалов на более дешевые, к незаконным договоренностям с надзорными организациями, к привлечению самых дешёвых  низкоквалифицированных строительных бригад и, в конечном итоге, к возможному разорению застройщиков, которые будут объявлять себя банкротами. Уже введена соответствующая статья 201.12-2 в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 26.11.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" , предусматривающая такой исход, а так же участие дольщика с эскроу счетами в процедуре банкротства застройщика.[12]

Видимо при таком снижении требований к застройщику законодатель считает, что рынок сам все отрегулирует. А банки, выдавшие строительные кредиты, будут ответственными и возьмут на себя функцию регулятора. Рассмотрим реальную ответственность банка,  прописанную в договоре на открытие эскроу счета. В виду того, что этот договор трехсторонний и заключается между застройщиком, дольщиком и банком, то предполагается, что банки будут усиленно проверять застройщиков и все их документы. Тем самым это должно стать дополнительной гарантией выполнения обязательств по постройке дома. Откроем один из договоров Сбербанка, который есть на сайте, в открытом доступе [13]. Прочтем пункт 3.4 общих условий договора счёта эскроу: «банк проверяет предоставленные документы бенефициаром с разумной тщательностью». Не с особой тщательностью, а «разумной» (бенефициар это застройщик, он же выгодоприобретатель), чтобы удостовериться, что по внешним признакам документы соответствует требованиям законодательства РФ и не противоречат друг другу. То есть  только по внешним признакам. Разве где-то закреплено, что банк будет проверять  финансовую устойчивость застройщика, анализировать движение денежных средств по его счетам? Нет.

Анализируя далее этот договор, прочтем условие об ответственности сторон (пункт 5). То, что стороны несут ответственность по законодательству Российской Федерации, понятно, но далее в подпункте 5.2 сказано, что банк не несет ответственности ни перед депонентом, ни перед бенефициаром по обязательствам и договорам, заключенным между ними, а также за ущерб причиненный действиями депонента или бенефициара, то есть, соответственно, дольщика и застройщика. Так за что же тогда отвечает банк? Согласно подпункту 5.3 ответственность банка наступает только при задержке по его вине перевода денежных средств в пользу депонента или бенефициара, если только такая задержка не явилась следствием обстоятельств непреодолимой силы [13]. И вот ещё важный подпункт об «ответственности» банка ( 5.4): банк не несет ответственности за любые действия или бездействия, совершенные им на основании соответствующего письменного документа, подписанного и представленного депонентом и/или бенефициаром…  за подлинность подписи на предоставленных депонентом и/или бенефициаром документах, указанных в статье 3 общих условий договора, в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковским договором и банковскими правилами процедур банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами  и/или установить недостоверность представленных документов[13]. 

    Получается так, что реально банки ответственность ни за что не несут. По внешним признакам проверили в  « разумных пределах», и- достаточно.

Подводя итоги, стоит отметить, что на сегодняшний день недостатков в существующем правовом регулировании больше, чем положительного.  Законодательство о долевом строительстве находится на переходном этапе и договор участия в долевом строительстве обязательно будет подвергнут дальнейшей корректировке.

 Просматривается несколько путей, по которым может пойти законодатель для решения существующих проблем в правовом регулировании договора участия в долевом строительстве:

1. Вернуться к использованию денежных средств застройщиком, усилив при этом контроль за их использованием, а также ввести ответственность государственных органов, за выдачу разрешения на строительство и согласование проектной документации, не соответствующей действующему законодательству. Для этого, можно воспользоваться опытом государств Финляндии и Германии, где застройщик получает денежные средства пропорционально выполненным работам. Осуществили постройку фундамента - получили первый транш, закончили работы над строением, получили вторую часть денег, после подведения коммуникаций и сдачи дома в эксплуатацию, застройщики могли бы получить оставшиеся денежные средства. 

2. Оставить действующее правовое регулирование, но закрепить, что проценты банку уплачивают только ипотечные дольщики. Все же денежные средства, находящиеся на счетах эскроу беспроцентно направляются   застройщику.

В настоящее время, по нашему мнению, пока существующее правовое регулирование лишает договор участия в долевом строительстве социальной направленности, вступая в противоречие со ст. 7 Конституции РФ [1]. 

Долевое строительство, как способ строительства, с учётом новых изменений, внесенных 01.07.2019 г. не может быть твердой гарантией осуществления права каждого гражданина на жилище, так как начисление двойных процентов скажется на стоимости приобретения объекта недвижимости. Лица, которые владеют суммой, необходимой для покупки квартиры станут основными приобретателями квартир по договору участия в долевом строительстве. Только цена квартиры будет значительно выше. Граждане же, не владеющие необходимыми суммами, предпочтут приобретать жилье на вторичном рынке.

3. Упразднить договор участия в долевом строительстве. При этом принять государственную программу по предоставлению ипотеки, размер пользования денежными средствами по которой составит 2-3 %.

В качестве основания приобретения прав и обязанностей можно будет использовать договор купли-продажи, а привлечение инвестиций под строительство и контроль за использованием денежных средств поручить государственным органам. 

Отдельно стоит отметить, что во всех перечисленных случаях, необходимо законодательно вернуть обязательные требования к застройщику, в том числе такие, как  опыт работы, наличие собственных денежных средств, отсутствие просроченных обязательств перед кредиторами, обязательства по постройке объектов инфраструктуры, а так же развивать институт страхования объекта недвижимости. Только тогда можно будет говорить о том, что законодатель в полной мере реализует право каждого на жилье, принадлежащее гражданину от рождения и охраняемое социальным государством.     

Иногда говорят: «Лучшее – враг хорошего». Так это, или нет, в данном случае поможет понять правоприменительная практика в сфере договоров участия в долевом строительстве.

 

Список литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. –1977. – № 41. – Ст. 617 (утратила силу).

3.  Сперанская Л.В. Право на жилище. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n= 112030#07192057615700741 (дата обращения: 20. 10 .2019).

4. Евграфова И.В., Травин А.В. Защита собственников жилых помещений от противоправных посягательств в сфере оборота жилья: гражданско-правовые аспекты.– Юридическая наука: история и современность. – 2016. – № 10. – С. 40–50.

5. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2005. – № 1. – Ст. 40.

6. Отчет о результатах деятельности Правительства Ленинградской области в 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: //lenobl.ru/ru/ (дата обращения: 20.11 .2019).

7. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 5 ноября 2017 года №Пр-2261 [Электронный ресурс]. URL: // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56012/ (дата обращения: 20.11 .2019).

8. Об утверждении плана поэтапного замещения средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и других объектов недвижимости, банковским кредитованием [Электронный ресурс]. URL: // http:// http://government.ru/news/30734/ (дата обращения: 20.11 .2019).

9. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 52 (Часть I). – Ст. 5029.

10. Федеральный закон от 29.07. 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 31 (Часть I). – Ст. 4767.

11. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

12. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.

13. Общие условия договора счета эскроу (для расчетов по договору участия в долевом строительстве) [Электронный ресурс]. URL: //https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/escrow/gen_usl_dog_escrow.pdf/ (дата обращения: 25.11 .2019).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.