|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
https://znanio.ru/media/222_algoritmy_i_sposoby_ih_opisaniya_etapy_resheniya_zadach_s_ispolzovaniem_kompyutera_formalizatsiya_programmirovanie_i_testirovanie_perehod_ot_neformalnogo_opisaniya_k_formalnomu-11915. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 https://znanio.ru/media/222_algoritmy_i_sposoby_ih_opisaniya_etapy_resheniya_zadach_s_ispolzovaniem_kompyutera_formalizatsiya_programmirovanie_i_testirovanie_perehod_ot_neformalnogo_opisaniya_k_formalnomu-11915 ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Решение задач с помощью компьютера включает в себя следующие этапы: 1. Постановка задачи. Включает в себя:
Так, если задача конкретная, то под постановкой задачи понимают ответ на два вопроса: какие исходные данные известны и что требуется определить. Если задача обобщенная, то при постановке задачи понадобится еще ответ на третий вопрос: какие данные допустимы. 2. Моделирование. На этом этапе строится математическая модель - система математических соотношений - формул, уравнений, неравенств и т. д., отражающих существенные свойства объекта или явления. Необходимо отметить, что при построении математических моделей далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через данные. В таких случаях используются математические методы, позволяющие дать ответы той или иной степени точности. В случае большого числа параметров, ограничений, возможных вариантов исходных данных модель явления может иметь очень сложное математическое описание, поэтому часто построение математической модели требует упрощения требований задачи. Необходимо выявить самые существенные свойства объекта, явления или процесса, закономерности; внутренние связи, роль отдельных характеристик. Выделив наиболее важные факторы, можно пренебречь менее существенными. Итак, создавая математическую модель для решения задачи, нужно: выделить предположения, на которых будет основываться математическая модель; определить, что считать исходными данными и результатами; записать математические соотношения, связывающие результаты с исходными данными. 3. Построение алгоритма. Включает в себя:
Наиболее эффективно математическую модель можно реализовать на компьютере в виде алгоритмической модели. Для этого может быть использован язык блок-схем или какой-нибудь псевдокод, например учебный алгоритмический язык. 4. Программирование. Включает в себя:
Первые три этапа - это работа без компьютера. Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. 5. Отладка и тестирование программы. Тестирование программ является одной из составных частей более общего понятия – «отладка программ». Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправления обнаруженных при этом ошибок. Обнаружить ошибки, связанные с нарушением правил записи программы на языке программирования (синтаксические и семантические ошибки), помогает используемая система программирования. Пользователь получает сообщение об ошибке, исправляет ее и снова повторяет попытку исполнить программу. Проверка на компьютере правильности алгоритма производится с помощью тестов. Тест - это конкретный вариант значений исходных данных, для, которого известен ожидаемый результат. Прохождение теста - необходимое условие правильности программы. На тестах проверяется правильность реализации программой запланированного сценария. 6. Анализ результатов. Уточнение модели. Последний этап - это использование уже разработанной программы для получения искомых результатов. Производится анализ результатов решения задачи и, в случае необходимости, уточнение математической модели (с последующей корректировкой алгоритма и программы). Программы, имеющие большое практическое или научное значение, используются длительное время. Иногда даже в процессе эксплуатации программы могут исправляться, дорабатываться. Особенностью данного процесса является само отсутствие эталона, которому должна соответствовать та или иная программа. При отладке важно помнить следующее:
Тестовые данные должны обеспечить проверку всех возможных условий возникновения ошибок:
Пример. Система тестов для задачи нахождения корней квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0: Составим таблицу с тестовыми коэффициентами и ожидаемыми результатами, а также целью тестирования:
Таблица 1. Тестирование Процесс тестирования можно разделить на три этапа. 1. Проверка в нормальных условиях. Предполагает тестирование на основе данных, которые характерны для реальных условий функционирования программы. 2. Проверка в экстремальных условиях. Тестовые данные включают граничные значения области изменения входных переменных, которые должны восприниматься программой как правильные данные. Типичными примерами таких значений являются очень маленькие или очень большие числа и отсутствие данных. Еще один тип экстремальных условий – это граничные объемы данных, когда массивы состоят из слишком малого или слишком большого числа элементов. 3. Проверка в исключительных ситуациях. Проводится с использованием данных, значения которых лежат за пределами допустимой области изменений. Известно, что все программы разрабатываются в расчете на обработку какого-то ограниченного набора данных. Поэтому важно получить ответ на следующие вопросы: — что произойдет, если программе, не рассчитанной на обработку отрицательных и нулевых значений переменных, в результате какой-либо ошибки придется иметь дело как раз с такими данными? — как будет вести себя программа, работающая с массивами, если количество их элементов превысит величину, указанную в объявлении массива? — что произойдет, если числа будут слишком малыми или слишком большими? Наихудшая ситуация складывается тогда, когда программа воспринимает неверные данные как правильные и выдает неверный, но правдоподобный результат. Программа должна сама отвергать любые данные, которые она не в состоянии обрабатывать правильно. Основные виды ошибок:
Например: неполный учет ситуаций, которые могут возникнуть; логические ошибки.
Например: неправильное использование оператора из-за непонимания его работы; неправильное описание данных и т. п.
Например: слишком большое число, деление на ноль, извлечение квадратного корня из отрицательного числа и т. п.
Например: неудачное определение возможного диапазона изменения данных.
Например: неверное считывание входных данных, неверное задание форматов данных. Важно помнить, что отсутствие сообщений редактора данной среды программирования о синтаксических ошибках является необходимым, но недостаточным условием правильности программы. Существует множество ошибок, которые транслятор выявить не в состоянии, если используемые в программе операторы записаны верно. Логические ошибки:
Ошибки в циклах:
Ошибки ввода-вывода; ошибки при работе с данными:
Ошибки в использовании переменных:
Ошибки при работе с массивами:
Ошибки в арифметических операциях:
Все эти ошибки обнаруживаются с помощью тестирования. Итак, мы поговорили об основных этапах решения задач с помощью компьютера, изучили основные виды ошибок при решении таких задач. На следующем уроке мы поговорим о методах решения задач. Список литературы 1. Угринович Н.Д. Информатика-9. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика-9. – М.: Просвещение, 2012. 3. Соловьёва Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет 1. Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник). 2. Интернет-портал «Coolreferat.com» (Источник). 3. Интернет-портал «5fan.ru» (Источник). Домашнее задание Материал урока:Учебники и учебные материалы находятся в сообществе VK https://vk.com/club143877783
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|