Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №2»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №2»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

на 2020-2021 учебный год

Тема:

«Развитие мыслительных операций

у младших школьников с нарушением зрения»

 

 

Подготовила:

Учитель – дефектолог

Мухина Л.Н.

 

Работа начата 01.09.2020г.

Предполагается закончить 31.05.2021г.

г.Нижний Новгород

2020г.

 


Актуальность

Современное общество быстро развивается. Базовым положением ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий, что способствует достижению основной цели образования – развитию личности каждого ученика. В основу Стандарта, в том числе для лиц с ОВЗ, заложен системно-деятельностный подход. Ученики – субъекты учебной деятельности, а не объекты педагогического воздействия.

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточная сформированность и развитость логического мышления, что в дальнейшем ведет к отставанию в развитии других психических процессов – внимания, памяти и, прежде всего, речи. Поэтому необходимо формировать и развивать мыслительные операции у учащихся систематически.

Цель—создание оптимальных условий для развития мыслительных операций у учащихся начальной школы с нарушением зрения.

Задачи:

· развивать мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза, сериации, классификации, обобщения, аналогии, подведения под понятие, доказательства;

· совершенствовать знания и умения в области специальной и коррекционной педагогики и психологии;

· консультировать педагогов и родителей по вопросам развития мыслительных операций у воспитанников с ОВЗ;

· создать картотеку игр как средство развития логического мышления;

· работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования:методическая литература,интернет-ресурсы,вебинары, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

· повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога;

· повышение уровня развития мыслительных операций у воспитанников с ОВЗ;

· разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов и родителей по вопросам формирования и развития логического мышления у учащихся с нарушениями зрения.

· разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие мыслительных операций.

· обобщение опыта работы.

Этапы работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить, подобрать и адаптировать методики для определения уровня развития мыслительных операций, учитывая индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

3. Апробировать подобранные методики.

4. Работать над развитием логического мышления у учащихся начальной школы с ОВЗ.

Сроки Форма работы Практические выходы
Сентябрь Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие мыслительных операций у младших школьников с нарушением зрения»   Повышение уровня знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме: 1.Выготский, Л.С. Мышление и речь./Л.С. Выготский. – Национальное образование, 2019. – 368с. 2.Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 240с. 3.3ельцерман, Б.А. Учись! Твори! Развивайся! (игры для развития мышления, речи, общения, творчества): метод, разработка в 2-х ч. - 2-е изд. - Рига: Эксперимент, 1997. – 53с. 4.Лебединцев, В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие/ В.Б. Лебединцев. - М.: Илекса, 2016. - 208с. 5.Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения. / Л.И.Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 1999. – 245с.
1.09 –15.09 Диагностика. Цель - выявить уровень развития логических УУД у детей начальной школы с ОВЗ на начало учебного года.   Предложить детям выполнить следующие задания: - работа по нахождению лишнего - работа на сравнение предметов, картинок - работа со счетными палочками - работа с разными крупами - выкладывание последовательностей
16.09 –31.10 Совершенствовать умение анализировать изображения, ситуации Совершенствовать предметно-развивающую среду для занятий Развивать мыслительные операции у младших школьников через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года). Индивидуальные беседы с родителями на тему «Что такое логическое мышление? Зачем надо его развивать?». Продолжать работу, направленную на развитие мыслительных операций: - совершенствовать умение детей анализировать - пальчиковая гимнастика, нейрогимнастика, физминутки - дидакические карточки «Что сначала – что потом» - лото - лепка из пластилина - работа с конструктором Лего. - штриховка - игры с мелкими предметами - работа с разными крупами
1.11 -30.11 Совершенствовать умение сравнивать предметы, изображения, ситуации   Совершенствовать умение детей анализировать и сравнивать предметы, картинки: - Найди отличия - Чем похожи? - Сравни - Различные виды аппликаций Изучение интернет-ресурсов по теме.
1.12 – 31.01 Продолжать работу над развитием УУД анализа и сравнения. Проводить интеллектуальные игры с детьми. Работать над развитием УУД классификации и обобщения. Предоставить родителям информацию по данной теме.   Продолжать развитие умения анализировать и сравивнать. Работать над развитием умения классифицировать и обобщать: - картотека интеллектульных игр «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Знатоки природы» - Лабиринты - Найди лишнее - Раздели на группы (по признакам) - Сделай вывод - Назови одним словом - Шнуровка - Пазлы, мозаика Провести консультацию для родителей «Мышление и речь».
1.02 -31.03 Продолжать работу над развитием УУД анализа, сравнения, классификации, обобщения. Работать над развитием УУД аналогии, сериации. Расширять знания родителей о том, как надо развивать мышление учащихся с нарушением зрения.   Пополнять картотеку логических игр: - Продолжи ряд - Найди соответствия Беседы с родителями на тему «Помощь неговорящему ребенку с нарушением зрения в развитии мыслительных операций?»  
1.04 – 30.04 Продолжать работу над развитием УУД анализа, сравнения, классификации, обобщения, аналогии, сериации. Работать над развитием УУД подведения под понятие, доказательства, синтеза. Пройти курсы повышения квалификации. Участвовать в серии вебинаров по современным проблемам в обучении и развитии детей с отклонениями в развитии. Пополнять картотеку логических игр: - Докажи, что это … - Расскажи все, что знаешь о … Продолжать повышать уровень профессиональной компетентности.  
1.05 – 15.05 Продолжать развивать у детей логическое мышление. Продолжать работу по развитию у учащихся с нарушением зрения мыслительных операций.
16.05 –31.05 Диагностика. Цель – выявить уровень развития мыслительных операций у детей на конец учебного года.   Выполнение всех отработанных заданий в течение всего учебного года. Анализ результатов исследования: «Чему мы научились». Итоговые консультации родителей по результатам проделанной работы по развитию мыслительных операций в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.