Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На тему: «Комплекс неполноценности, его влияние на развитие личности»



 

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

 

Доклад

На тему: «Комплекс неполноценности, его влияние на развитие личности»

Выполнили: студентки

группы 346А

специальность 44 02 02

Преподавание в начальных классах

Макарова Кристина 

Патанина Алина

Иванова Екатерина

 

Нижний Новгород

2020 год

Комплекс неполноценности, его влияние на развитие личности

Комплекс неполноценности представляет собой заниженную самооценку, возникающую на основании реального или мнимого недостатка внешности или характера. Формирование его, как правило, происходит еще в дошкольном периоде жизни человека или во время полового созревания.

Комплекс неполноценности выражается в том, что человек чувствует себя хуже других. Ощущение собственной ущербности сопровождается с иррациональной верой в превосходство над собой окружающих. Такое психическое расстройство появляется из-за различных причин и факторов, как внешнего, так и внутреннего плана. Комплекс неполноценности в значительной степени отражается на самочувствии и поведении человека. Если комплексом неполноценности страдает ребёнок, то это влияет на его коммуникативные навыки, реакцию на критику, поведение в ситуации конфликта и прочее.

Причины

Ощущение неполноценности характерно для детей, выросших в неблагополучных семьях, или не имеющих родителей, а также детей из неполных семей. Нежеланные дети чувствуют свою ущербность уже в младенчестве, у них нет родительской поддержки. Это основная причина проявления комплекса неполноценности в детские и подростковые годы. Такой ребёнок ощущает собственную ненужность в мире, заниженная самооценка не позволяет ему вырасти в счастливую и свободную личность.

Другими причинами проявления комплекса неполноценности в детстве является:

· Наследственная предрасположенность. Причина кроется в наличии особенностей физического развития (имеющиеся недуги, которые заметны окружающим, инвалидности позволяют сформироваться состоянию собственной ущербности), темперамента (например, сангвиники очень коммуникабельны, стремятся быть лидерами, меланхолики чрезвычайно впечатлительные), интеллектуальные способности. ·

· Воспитательный фактор. Присутствие повышенной опеки в семье, представляющее собой излишнюю и навязчивую заботу взрослых о ребёнке, отсутствие теплоты и доверия между ребёнком и его родителями. Даже искренне любящие своего чадо родители, будучи неуверенными в себе, не способны воспитать ребёнка со здоровой самооценкой.

· Социальный фактор — характер отношений в социуме. Дети, в особенности подростки, живут по правилам коллективизма, им необходимо ощущать себя не хуже остальных. Зачастую травля сверстников по причине особенностей внешнего вида, физического или психического развития ребёнка способна отрицательно сказаться на его характере.

Симптомы

Чувство собственной неполноценности проявляется во внешности и поведении страдающего им ребёнка.

 Перечень признаков представлен ниже:

· Неряшливый и неопрятный вид, равнодушие к собственному внешнему облику.

· Тихая, невнятная речь, в тоне чувствуется заискивание, ребёнок постоянно за что-то извиняется, хотя видимых причин к этому не наблюдается. Излишняя самокритичность, переходящая в самобичевание.

· Мимика лица выражает страдание, ребёнок не смотрит собеседнику в глаза, излишне сутулится (ощущение казаться незаметным); присаживается на самый краешек стула, при этом переплетая ноги (защитная реакция от окружающих).

· Некоммуникабельность, ведомый характер, постоянные жалобы на плохое самочувствие, проблемы. Обычно страдающие заниженной самооценкой дети и подростки являются интровертами (все ощущения обращены внутрь себя, а не во внешний мир). Признак необъяснимой агрессии. Грубость с другими возникает в качестве защитной реакции от окружающего мира, неверие в свои силы провоцирует недоверие и к другим.

·  Дети болезненно реагируют на критические замечания, отличаются плаксивостью.

· Нарочитая показная уверенность в поведении тоже свидетельствует о заниженной самооценке и сочетается с желанием быть выделенным из толпы. Особо заметно проявляется это у подростков.

· Желание являться везде и всегда непременно первым. Подросток старается всеми силами доказать, что не хуже других, подчеркнуть свою исключительность, природа такого поведения основывается на нелюбви к себе.

Опасность комплекса неполноценности.

 Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

 

Влияние

Маленькие дети особо эмоционально воспринимают это, потому достаточно долго может длиться угнетенное состояние. Если от причин, провоцирующих развитие комплекса, не избавляться, то он укорениться в ребенке и будет все больше разрастаться, что вызовет формирование совершенно несчастной личности человека

Ребенок не способен критически относиться к словам взрослых, особенно родителей, которые для него – боги. Примерно до 7-8 лет малыш воспринимает ваши слова, как аксиому. Так происходит формирование чувства вины, которое закрепляется, разрастается и становится устойчивым комплексом, а искоренить его уже достаточно сложно.

Комплекс неполноценности, выраженный в разной степени тяжести, предполагает следующее: чувство ущербности; чувство никчёмности; чувство вины; страх ошибки; страх осуждения; ощущение уродства; желание быть не хуже всех; желание быть лучше всех; агрессия; зависимость от мнения людей; доказывание силы; доказывание полноценности; враньё людям; враньё себе; зависть; ревность; гнев; сравнение себя с другими; стремление к богатству; стремление к власти; стремление к славе; следование моде; ощущение важности; ощущение значимости; ощущение избранности; осуждение себя; разочарование; жалость к себе; беспокойство; паника; ощущение беспомощности, отчаяния и невозможности что либо изменить.

Иногда ребенок может явно не проявлять своих переживаний и комплексов. Но в то же время родители должны помнить, что объективная самооценка и отсутствие комплекса неполноценности – минимальные составляющие успешного будущего человека. Поэтому задача родителей вовремя обнаружить и постараться максимально мягко искоренить такое крайне разрушительное и сдерживающее развитие состояние у ребенка как комплекс неполноценности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.