|
|||||
Основные рыночные структуры
1 ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика — составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ееосновными проблемами являются: • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; • состояние отдельных рынков; • распределение ресурсов между альтернативными целями. Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений от дельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов: • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство; • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий; • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности. 2 Методы познания. Метод – путь исследования Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации. Объединение исторического и логического– помогает выявлению качественно новых форм действия экономических законов и нахождению нового содержания в экономических категориях. Обнаруживаются качественные сдвиги на определенном этапе развития экономической системы и обосновывается, как они изменяют экономические законы Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к частному В настоящее время в экономической науке господствует рационалистическая методология, предполагающая открытие объективных законов экономических отношений и экономического развития. Рационалистическая методология экономической теории основывается на следующих общих методах: Позитивный метод, предполагающий формулирование знаний об экономике на основе описания и систематизации фактов, наблюдений, опыта и т.д. Методы: 1.предельный анализ-экономические явления анализируются в законченных и измененных видах2.Функциональный анализ-изучает качество явления,затем устанавливает факторы,влияющие на это качество, и определяет способ взаимосвязи факторов с качеством.3. Равновесный-состояние относительной стабильности системы4.Метод верифицируемости(проверяемости) Нормативный метод, предполагающий построение системы экономических знаний на основе общих понятий и базовых законов. Метод:моделирование. 3. Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство). Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община. Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами. При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство). Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же. Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители, население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи. Целью деятельности предприятия, в отличие от домашнего хозяйства, является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение позиций предприятий на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Они как экономические агенты закупают производственные ресурсы у домохозяйств и тем самым осуществляют производство благ. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары и услуги (экономические блага), а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг. Коммерческие предприятия и фирмы различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям. 4 Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются. Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами — ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами(утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся. При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость-наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей (сокращённо КПВ). Альтернативная стоимость растет в результате убывания производительностей ресурсов. КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом альтернативных издержек. Если точки лежат на кривой, то это эффективное производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства. КПВ может изменить свое положение если: 1. улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров; 2. если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.
5. Основные черты рыночной экономики. Условия функционирования рынка. 1. Создание многообразия форм собственности и форм хозяйствования. Любые формы собственности и формы хозяйствования, стимулирующие предпринимательство, конкуренцию и дальнейшее развитие рыночных отношений, должны иметь право на существование. 6Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка.Разновидности структур рынка: · Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. · Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. · Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний. · Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей. Основные рыночные структуры | |||||
Структура рынка | Барьеры входа для продавца | Число продавцов | Барьеры входа для покупателя | Число покупателей | |
Совершенная конкуренция | Нет | Много | Нет | Много | |
Монополистическая конкуренция | Нет | Много | Нет | Много | |
Олигополия | Да | Немного | Нет | Много | |
Олигопсония | Нет | Много | Да | Немного | |
Монополия | Да | Один | Нет | Много | |
Монопсония | Нет | Много | Да | Один |
· Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
· Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
· Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
· Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Функции рынка:
Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
· Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
· Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
· Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
· Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
7
Потоки товаров, ресурсов и денежных платежей, которыми обмениваются участники рынка, называют экономическим кругооборотом. Данная модель — универсальна, то есть применима к любой экономической системе, к любому обществу. Она дает возможность экономистам рассчитать общий объем произведенных за год товаров и услуг в денежном выражении. Он равняется сумме расходов потребителей, предприятий, государства и объема экспорта за вычетом объема импортной продукции. По часовой стрелке внешнего контура схемы идут товарные потоки, против — денежные потоки доходов и расходов предприятий и домохозяйств. Во внутреннем контуре происходит перераспределение денежных доходов и передача временно свободных денежных средств от домохозяйств к предприятиям и государству через финансовых посредников.
Домашние хозяйства, поставляя на рынок ресурсов свои ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательские способности), получают денежные доходы (заработную плату, прибыль, ренту, проценты). Данные доходы они расходуют на приобретение товаров и услуг на рынке товаров. Продажа этих товаров составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для производства этих товаров предполагает издержки фирмы. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.
Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопление, как экономических благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса обмена. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса тогда уменьшится. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства, которая в рыночной экономике весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки товаров и ресурсов. Так на принадлежащих государству предприятиях изготавливаются блага и услуги (те же, что и на частных фирмах), которые реализуются на рынке домашним хозяйствам и фирмам. Государство, в свою очередь, покупает товары и услуги у частных фирм. Кроме того, государство размещает заказы среди фирм и концернов. Специфической функцией государства является сбор налогов с юридических и физических лиц и оформление доходной части бюджета. Из бюджета государство осуществляет развитие социальной сферы, поддерживает развитие бизнеса и т. д.
10Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его ценуназывают равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей
11
В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия. Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.
Таким образом, в теории рыночного равновесия важное значение уделяется элементу времени: мгновенному равновесию, когда предложение неизменно; краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования; длительному равновесию "нормальной цены", когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.
Паутинообразная модель рынка — это динамическая модель рынка, показывающая способность рынка к самостоятельному установлению равновесия в результате взаимодействия спроса и предложения.
В данной модели предложение реагирует на изменение спроса не сразу, а с запозданием, что приводит к возникновению ценовых колебаний. В экономической теории различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.
Паутинообразная модель рынка с затухающими колебаниями цен |
На первом графике представлена паутинообразная модель рынка с затухающими колебаниями цен. Эти колебания происходят когда кривая предложения более крутая, чем кривая спроса. В результате этих затухающих колебаний на рынке восстанавливается равновесие. Первоначально на рынке сложилась ситуация когда продавцы предлагают свой товар по цене Р0 и в объеме Q0, т.е. на уровне ниже равновесного состояния рынка. При данной цене на рынке возникает дефицит товара, из-за которого цена начинает повышаться до уровня P1 и у производителей возникнет желание увеличить производство товара до уровня Q1. Естественно, что рано или поздно при повышенной цене спрос неминуемо сократится и окажется меньше предложения. На рынке возникнет избыток товара, что подтолкнет продавца снизить цену до уровня P2 и снизить предложение товара до уровня Q2. В результате дальнейших подобных колебаний рынок рано или поздно найдет тот равновесный уровень, который будет отвечать требованиям продавца и покупателя.
На втором графике представлена противоположная первой паутинообразная модель рынка с усиливающимися колебаниями цен, которые свойственны в случае когда кривая спроса имеет более крутой наклон, чем кривая предложения. В этом случае цена будет все дальше отдаляться от равновесного уровня. Теоретически при таких колебаниях и все большего отдаления от равновесного уровня рынок может разрушиться.
Паутинообразная модель рынка с усиливающимися колебаниями цен |
На третьем графике представлена паутинообразная модель рынка с равномерными колебаниями цен. Еще одна возможная ситуация на рынке, которая может возникнуть в случае когда кривая спроса и предложения имеет одинаковый наклон.
Паутинообразная модель рынка с равномерными колебаниями цен |
В этом случае цена колеблется в определенном диапозоне не приближаясь к равновесному уровню, а рынок находится либо в состоянии дефицита, либо в состоянии избытка товара.
Подводя итог, можно сказать, что паутинообразная модель рынка показывает, что:
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|