Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Микроэкономика



Микроэкономика

Преподаватель: Брянцев Дмитрий Витальевич

экономическая теория 6.306

Лекция №1: Экономические ресурсы и факторы производства. Границы производственных возможностей.

ЭКОС(дом, хозяйство) + НОМОС(закон, знание) = ЭКОНОМИКА

Экономическая теория – это наука об общественных отношениях по поводу производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Предметом экономической теории является последовательное поведение людей в процессах производства, обмена, распределения и потребления благ.

Основная проблема экономики – противоречивость между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов.

Вопрос экономической эффективности в как можно более полном удовлетворении общественных потребностей при минимизации затрат ресурсов.

При этом экономика отвечает на три основных вопроса:

1. «Что производить?» - вопрос распределения ресурсов.

2. «Как производить?» - вопрос выбора технологии.

3. «Для кого производить?» - вопрос распределения продукции.

Экономическая система – это экономическое устройство общества, определяющее каким образом общество решает вопросы «Что? Как? и для Кого производить?».

Различают следующие виды экономических систем:

1. Традиционная экономика – это экономика некоторых аборигенных народов все решения, которых принимаются на основе обычаев, традиций, религиозных верований и т.д.

2. Экономика свободного рынка – это экономическая система, в которой все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении принимаются частными лицами по взаимной договоренности в поисках собственной выгоды, а государство не играет никакой роли в распределении ресурсов.

3. Командная экономика – это экономическая система, в которой все решения о производстве, распределении и частично об обмене и потреблении принимаются специальными государственными органами.

Смешанная экономика – это экономическая система, в которой и частный сектор, и государство играют важную роль при принятии решений о производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Микроэкономика – это экономический анализ на уровне отдельного экономического субъекта : фирмы, потребителя, наемного работника, нанимателя. В частности микроэкономика изучает, как фирма устанавливает наиболее выгодную для себя цену и объем производства в различных конкурентных условиях, как потребитель выбирает товары ориентируясь на его цену и полезность для себя, как наемный работник выбирает работу с учетом продолжительности рабочего дня и зарплаты и как фирма определяет количество необходимых ей работников с учетом их производительности.

Экономические ресурсы и факторы производства.

Экономические ресурсы – это материальные объекты и способности людей, необходимые в процессе производства благ.

Ресурсы
Людские
Материальные

 

 


Капитал (ср-во и предмет труда)
Предпринимательские способности
Факторы производства

Труд
Земля (прир. ресурсы)

 


рента  
процент  
нормальная прибыль
з/п  
Доходы

 

 

Граница производственных возможностей.

 


Граница производственных возможностей (ГПВ) – это линия, все точки которой, соответствуют различным комбинациям производства двух товаров при заданном количестве ресурсов и уровне технологий.

Точки лежащие на прямой (А,В,С,D,Е) соответствуют ситуациям полных, эффективных использовании ресурсов. Точки соответствующие ситуациям неполного или неэффективного использования ресурсов располагают под кривой, например, т. F. Точки находящиеся над кривой, например, т. G соответствует недостижимом, в данных условиях, вариантом.

Экономический рост.

Экономический рост – это расширение производственных возможностей экономики. Различают экстенсивный и интенсивный рост.

Экстенсивный рост – это рост за счет вовлечения в производство дополнительных источников ресурсов прежнего качества, например, за счет разработки новых месторождений полезных ископаемых, распашки целинных земель, вовлечение в производство пенсионеров и студентов. Но экстенсивный рост имеет свои пределы в силу ограниченности ресурсов.

Интенсивный экономический рост – это рост за счет совершенствования технологий и повышения качества ресурсов, например, материалосберегающих, энергосберегающих, трудосберегающих технологий, повышение квалификации рабочей силы и уровня образования, мелиорация земель. Интенсивный рост более эффективен поскольку позволяет при прежних затратах ресурсов повышать объем производства.

На практике имеет место сочетания экстенсивного и интенсивного роста.

Альтернативные издержки.

Издержки – это стоимость ресурсов, затраченных на производство.

Альтернативные издержки производство блага А – это то количество блага В, от производство которого придется отказаться,

 

 

чтобы высвободить ресурсы для увеличения производства блага А на одну единицу.

Закон возрастающих альтернативных издержек: Рост производства блага А, его альтернативные издержки возрастают.

 Это объясняется:

1) неоднородностью различных единиц факторов (труд, земля и др.)

2) Различными соотношениями факторов труд и капитал и др. в различных отраслях.

Лекция №2: Рынок, спрос и предложение.

Кругооборот продуктов и товаров.

Товарный рынок
Домохозяйства
Гос-во
Фирмы
Рынок фактического производства
Фирмы

 

 


Доходы = Расходы

Основная функция государства в экономике – обеспечение материальных благ.

Рыночный спрос.

Спрос на товар А – это зависимость объема спроса на товар А от его цены.

Объем спроса на товар А – это количество товара А, которое потребители желают и могут купить по определенной цене.

Закон спроса: при прочих равных условиях между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость.

Объяснение закона спроса: эффект дохода и эффект замещения. Эффекта дохода заключается в том, что при снижении цены товара А у потребителя, приобретшего привычный набор товаров остаются лишние деньги, которые он может потратить на дополнительные покупки различных товаров в том числе товара А и наоборот. Эффект замещения заключается в том, что при снижении цены товара А, он становится для потребителя более выгодной покупкой по сравнению с другими товарами. Потребитель заменяет часть покупок других товаров дополнительными покупками товара А.

Функция спроса.

 


Неценовые факторы спроса.

1. Потребительский спрос;

2. Число покупателей;

3. Доходы потребителей:

Нормальные блага – это товары, которые нравятся потребителю.

Низшее благо или низкокачественные товары – это товары, которые потребителю не нравятся и приобретаются им только потому, что не хватает денег на нормальные блага. С ростом дохода потребителя, его спрос на нормальные блага растет, а на низшее сокращается и наоборот.

4. Цены товаров – дополнителей: если товары А и В являются товарами – дополнителями по отношению друг к другу, то рост цены товара В сокращает спрос на товар А и наоборот;

5. Цены на товарозаменители: если товара А и В являются заменителями друг друга, то рост цены товара В увеличивает спрос на товар А и наоборот;

6. Потребительские ожидания: если потребители ожидают рост цены в будущем, то они увеличивают спрос в настоящее время.

7. Реклама и прочие мероприятия, стимулирующие спрос, так как продажа в кредит или в рассрочку и т.д.

Рыночное предложение.

Предложение товара А – это зависимость объема предложения товара А от его цены.

Объем предложения товара А – это количество товара А, которое производители (продавцы) желают и могут произвести и предложить к продаже по определенной цене в единицу времени.

Закон предложения:при прочих равных условиях между ценой товара и объемом его предложения существует прямая зависимость.

Объяснение закона предложения сводится к закону возрастающих альтернативных издержек.

Неценовые факторы предложения.

1. Цены на факторы производства;

2. Изменение технологии;

3. Налоги и дотации: налоги смещают кривую предложения вверх на величину своей ставки, а субсидии вниз;

4. Цены на другие продукты, которые можно производить на том же оборудовании или на тех же землях;

 5. Ожидание изменения цен производителем: если производителем ожидают в будущем рост цены на продукцию, то в настоящее время они сократят предложение и наоборот;

6. Число продавцов. Монополизация рынка.

 

 

 


Рыночное равновесие и механизмы его достижения.


Лекция №3: Эластичность спроса и предложения.

Эластичность функции у по аргументу х обозначается  – это мера чувствительности у при изменении х при неизменности всех остальных аргументов функции у.

                         

Ценовая эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса - это величина, показывающая, насколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на 1%.

- это показатель точечной эластичности, он рассчитывается относительно одной точки графика спроса.

Также используются показатели дуговой эластичности, рассчитываемые относительно двух точек, начала и конца отрезка дуги.

, то спрос эластичен, т.е. имеет значительную чувствительность к изменению цены.

, то спрос неэластичен, т.е. малочувствителен к изменению цены.

 в этом случае имеет место спрос единичной эластичности. Объем спроса изменяется в той же мере, что и цена.

, в этом случае спрос абсолютно неэластичен, т.е. совершенно не реагирует на изменение цены. Вертикальная прямая спроса.

, в этом случае спрос абсолютно эластичен, т.е. изменяется от 0 до бесконечности при минимальном изменении цены.

 

 

 


При эластичном спросе для увеличения выручки PQ продавцам выгодно снизить цену.

 

 

 


.

При неэластичном спросе продавцам выгодно повышать цену.

 

 

 


Зависимость дохода от эластичности спроса при линейной функции спроса.

Правила максимизации выручки.

 

 


Факторы ценовой эластичности спроса.

Ценовая эластичность тем больше, чем:

- у товара больше заменителей;

- больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя;

- в меньшей степени товар является предметом первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу.

Товары второй необходимости – это вещи, без которых можно обойтись, но которые делают жизнь приятнее и в отличие от предметов роскоши они доступны многим.

Перекрестная эластичность спроса.

Ценовая эластичность предложения.

Эластичность предложения зависит в основном от продолжительности рассматриваемого периода времени: чем больше период, тем эластичнее предложение.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.